Реализация более согласованной внешней политики и политики управления кризисами

В то время как отношения с Меркосур иллюстрируют проблемы в конкретных политических вопросах, в частности касательно либерализации рынка, что, разумеется, является важным инструментом внешней политики ЕС, имеются другие примеры, где ЕС выступало в роли глобального игрока, демонстрируя деятельность трех крупных государств. В частности, это была инициатива Великобритании, Франции и Германии (ЕС-3), поддерживаемая Верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности, по урегулированию иранского ядерного кризиса. Совместно с США эти усилия привели к принятию в марте 2006 года Резолюции Совета Безопасности ООН по предоставлению Ирану 30 дней для отказа от деятельности по обогащению урана. Другим примером является очевидный успех ЕС в выработке согласованного подхода на Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия в мае 2005 года. Вопреки некоторым разногласиям в этой сфере между европейскими ядерными и неядерными державами, на этом международном мероприятии страны ЕС представили единую согласованную позицию всех 25 государств-участников[583].

В стратегии безопасности Солана требовал участия ЕС в урегулировании региональных кризисов, в частности, в Кашмире, в районе Великих озер и на Ближнем Востоке. Утверждалось, что это затрагивает интересы ЕС, если и не прямым, то, определенно косвенным образом. Он поощрял государства ЕС в создании необходимых инструментов управления кризисами, включая повышение гибкости и мобильности вооруженных сил, а также использование гражданских ресурсов в кризисных и после кризисных ситуациях.

Первым толчком к созданию сил кризисного регулирования стал Косовский конфликт, что привело к принятию министрами ЕС в июне 1999 года решения о создании новых инструментов реализации политики безопасности и обороны. Среди них наиболее важными стали Комитет по политическим вопросам и безопасности ЕС, Военный комитет ЕС и Военный штаб ЕС. Дальнейшим важным шагом в этом процессе стало принятие решения на Хельсинской конференции в декабре 1999 года о создании так называемой «Основополагающей цели», предусматривающей формирование сил быстрого реагирования в составе 50 000 - 60 000 человек, способных к развертыванию в срок до 60 дней и поддержанию боеспособности не менее одного года, а также обученных ко всем видам операций по поддержанию и установлению мира. До настоящего времени, создание таких эффективных сил быстрого реагирования пока не было реализовано. Однако было сформировано материально-техническое обеспечение этих сил: после долгих споров с США, которые пытались предотвратить процесс создания военного контингента в ЕС. Европейцы также успешно решили проблему сателлитной разведки, создав систему Галилео, а также новую транспортную систему «Airbus 400 M» [584].

Следующим направлением стратегии безопасности Соланы было создание эффективных сил управления кризисами. Этот процесс начался в июне 2003 года с признания того, что возможности ЕС в этой сфере все еще оставляют желать лучшего. В результате министры ЕС сформулировали новые основополагающие цели (2004–10) и разработали на британо-французском саммите в ноябре 2003 года концепцию «Тактических групп». Концепция «Тактических групп» предусматривает создание 6-10 групп тренированных военных батальонов (1 500 солдат в каждой группе), способных к развертыванию в период от 5 до 30 дней и поддержанию боеспособности от 30 дней до 120 дней. Эти группы могут состоять из людей одного государства ЕС или быть многонациональными. Они должны быть готовы к проведению операций в отдаленных регионах, включая неблагоприятные природные условия: горы, пустыни и джунгли. В ноябре 2004 года было утверждено создание 13 тактических групп, состоящих из солдат 21 государства ЕС.

В соответствии с этими решениями по повышению способности ЕС в управлении кризисами, министры ЕС стали более активны в этом направлении после 2003 года. После миссии 2000 года, когда Еврокорпуса приняли на себя контроль над миротворческой миссией в Косово на 6 месяцев, деятельность ЕС по управлению кризисами, начиная с 2003 года, включила в себя военную миссию на Балканах (операция «Concordia»), миссию в Демократической Республике Конго (операция «Artemis»). В августе 2004 года национальные европейские корпуса (Бельгия, Франция, Германия, Люксембург и Испания), так называемые Еврокорпуса, приняли на себя руководство Международными силами содействия безопасности на 6 месяцев: около 1350 европейских солдат составили корпуса кабульской многонациональной бригады. В декабре 2004 года операция «Athlea» в Боснии Герцеговине включила в себя семитысячное войско из 22 европейских государств. В июне 2006 года пройдет важная миротворческая миссия ЕС в Демократической Республике Конго для поддержки избирательной компании. Около 1 500 солдат из Германии, Бельгии, Франции, Польши, Испании, Швеции, Ирландии, Финляндии и Австрии будут привлечены для выполнения операции. Они выступят поддержкой сил ООН в этом регионе. В то время как целый ряд миссий, проводимых ЕС после 2003 года ознаменован определенным успехом, то же самое вряд ли относится к операциям в Македонии и Косово. Однако дискуссия о причинах их неэффективности лежит за пределами этой работы.

Европейский Союз, поощряемый стратегией безопасности по урегулированию гражданских кризисов, продолжил наращивать силу в дипломатической, гуманитарной и экономической сферах. Предотвращение конфликтов должно реализовываться в четырех основных направлениях: полицейские операции; правовые нормы; гражданская администрация и защита граждан. Для достижения этого ЕС разработал различные механизмы: Комитет по гражданским аспектам кризисного регулирования, Отдел по планированию и проведению полицейских операций, Отдел по планированию политики и раннему предупреждению кризисов, наряду с формированием 5 000 полицейских сил для международных миссий. На международном уровне ЕС усилило свои возможности с созданием ситуационного центра. В ноябре 2004 года ЕС приняло соглашение по Гражданской основополагающей цели до 2008 года (CHG 2008) с созданием Гражданских сил реагирования. Последние имеют целью раннюю оценку кризисной ситуации и поддержку гражданских миссий Европейской политики безопасности и обороны[585].

С помощью этих механизмов ЕС запустил целый ряд гражданских миссий, направленных на стабилизацию кризисных ситуаций в различных регионах и мирного перехода к демократическому обществу: в Боснии, бывшей Югославской Республике Македония, Демократической Республике Конго и Грузии. ЕС также планирует миссию гражданского управления кризисами в Ираке, включая обучение правовым нормам и поддержанию спокойствия. В апреле 2005 года ЕС создало Координационный офис ЕС по поддержке палестинской полиции в Рам Алла, а также запустило полицейскую миссию и миссию по реформе сектора безопасности в Киншаса (Конго). В октябре 2005 года ЕС начало свою первую миссию по политике соседства при участии 50 экспертов на границе между Молдавией и Украиной, в районе Приднестровья. Наконец, в связи с тем, что ЕС хочет продемонстрировать себя как глобального актора, в конце 2005 года была запущена мониторинговая миссия в Ачех (Индонезия) при участии 200 наблюдателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: