Заключение: экономический национализм, «хромые утки» и кризис без конца

Этот краткий анализ развития 1990-х показывает, что есть преемственность в ОВПБ, что отражает как движение вперед, так и обратное движение. Региональная близость играла и до сих пор играет важную роль. Политические инструменты варьируются от политического диалога и сотрудничества до торговли, экономического сотрудничества и социо-культурных отношений. ЕС также продвинулся в развитии механизмов гражданского и военного управления кризисами.

В настоящее время развитие ЕС и, следовательно, ОВПБ может быть объяснено, скорее, с позиции нео-реализма, с его акцентом на национальных интересах и их сходстве между государствами-участниками ЕС, а не с позиции нео-функционализма с его предположением об автоматическом перетекании функций в другие политические сферы.

Стратегия безопасности Соланы затрагивает Европейскую энергетическую политику, которая является хорошим примером того, что отсутствие стратегии ОВПБ влияет также на другие политические сферы, такие как регулирование европейского энергетического импорта. Более того, это воздействует на торговлю, как инструмент внешней политики. В последние недели ЕС стал свидетелем «восстановления экономического национализма»[599]. Это не только тормозит развитие общей внешней энергетической политики[600], но также ослабляет экономические механизмы внешнего управления ЕС. Доступ к рынку ЕС также очень болезненный вопрос.

Более того, последние месяцы характеризуются «кряканьем хромых уток» Жаком Шираком и Тони Блэром (до октября 2005 года также и Герхардом Шредерем). Конечно, это отразилось на ОВПБ ЕС, как и на всем интеграционном процессе. Одновременно с этим Польша, крупное восточное государство-участник ЕС, заняло очень специфическую позицию в ЕС с момента прихода к власти президента Качиньски. Исходя из этого, можно сделать вывод, о том, что сильная «наднациональная» внешняя политика все еще всего лишь видимость. Согласованные действия стран-участниц ЕС могут быть рассмотрены как возможность не только проведения эффективной внешней политики, но также и для поддержания внутренней стабильности.

Вопреки некоторому обратному процессу, продвижение вперед тоже значительно. Несмотря на разногласия между новыми и старыми государствами-участниками ЕС, сотрудничество по вопросам ОВПБ периодически было очень согласованным между крупными странами (в частности, в отношении Косово и Ирана). Не вызывает сомнения острый раскол между США и странами старой Европы по вопросу войны в Ираке, последствия которого видны до сих пор. НАТО, соответственно, получило опыт снижения собственной значимости в последние годы, напоминая в очередной раз европейцам, что они должны ориентироваться на самих себя, неважно с Конституцией или без нее, так как процесс развития сотрудничества (по крайней мере, среди некоторых государств-участников ЕС) работает эффективно.

Литература

1. Giovanna Bono, “European Security and Defense Policy: theoretical approaches, the Nice Summit and hot issues.” Research and Training Network: Building the Accountability Gap in European Security and Defense Policy (ESDP) and Democracy. (February 2002.Webversion. See webpage address above.)

2. Giovanna Bono, “The European Convention and Common Foreign and Security Policy: more defence, less scrutiny?”, Peace Studies Papers, Working Paper 7, (University of Bradford, Department of Peace Studies, March 2004).

3. Fraser Cameron, The Foreign and Security Policy of the European Union, Past, Present and Future, (Sheffield: Academic Press, 1999),

4. Fraser Cameron, “Europe in the World”, European Policy Center, (Brussels, January 30, 2004, webversion).

5. Commission of the European Commission, Communication of the European Commission, Wider Europe – Neighbourhood, A New Framework for Relations with our Eastern and Southern Neighbours, COM(2003) 104final, Brussels 11/03/2003.

6. Udo Diedrichs, “The Development of the European Security and Defence Policy and Its Implications for NATO: Cooperation and Competition”, Journal of Transatlantic Studies, (Vol.3, No.1, 2005), pp.55-70.

7. Michael Emerson, Michael/ Gergana Noutcheva, (2004), Europeanisation as a Gravity Model of Democratisation, CEPS Working Document No. 214/ November 2004.

8. Michael Emerson/ Senem Aydin/ Gergana Noutcheva/ Nathalie Tocci/ Marius Vahl & Richard Youngs, The reluctant debate, The European Union as a promoter of democracy in ist neighbourhood, (CEPS Working Document Nr.223, July 2005).

9. Christopher Hill, “The Capability-Expectations Gap, or Conceptualizing Europe’s International Role”, Journal of Common Market Studies, (Vol.31, No.3, 1993), pp.305-328.

10. Rory Keane, “European Security and Defence Policy: From Cologne to Sarajevo”, Global Society, (Vol.19, No.1, January 2005), pp.89-103.

11. J. McCormick, “The EU and the World” in J. McCormick, Understanding the European Union. (Basingstoke: Macmillan, 1999), pp.202-29 in Faculty of Arts. School of Australian and International Studies, AIP776, Off Campus Unit Guide, 2003.

12. Antonio Marquina and Xira Ruiz, “A European Competitive Advantage? Civilian Instruments for Conflict Prevention and Crisis Management”, Journal of Transatlantic Studies (Vol.3, No.1, 2005), pp.71-87.

13. Patrick A. Messerlin (2001), Measuring the Costs of Protection in Europe, European Commercial Policy in the 2000s, Institute for International Economics, (Washington D.C., 2001).

14. Christoper Patten, The European Union and the World, in Robert J. Guttman (ed.), Europe in the New Century, Visions of an Emerging Superpower, (Boulder London: Lynne Rienner Publishers, 2001), pp.79-88.

15. Christopher Piening, Global Europe, The European Union in World Affairs, (Boulder, London: Lynne Rienner Publishers, 1997)

16. Elfriede Regelsberger, Gemeinsame Außen- und Sicherheitspolitik, in Weidenfeld, Werner/ Wessels, Wolfgang, Jahrbuch der Europäischen Integration 2005, Bonn, pp. 257-260.

17. Trevor Salmon, „The European Security and Defense Policy“, European Foreign Affairs Review“, (Vol.10, 2005), pp.359-379.

18. Helene Sjursen, “The Common Foreign and Security Policy: Limits of intergovernmentalism and the search for a global role”, in Svein S. Andersen and Kjell A. Eliassen (ed.), Making Policy in Europe, 2nd Edition, (London, Thousand Oaks, New Delhi: Sage Publications, 2001), pp.167-186.

19. Michael E. Smith (1999), “The European Union”, in Hocking, Brian/ McGuire, Steven Trade Politics, International, Domestic, and Regional Perspectives, (London and New York: Routledge, 1999).

20. Michael E. Smith (2006), Governing Wider Europe: Eastern Europe and the EU’s New Neighborhood Policy, Paper prepared for the International Relations in Eastern Europe Conference, Humboldt University, Berlin 16-18 March 2006

21. Javier Solana, ‘A Secure Europe in a better World’, European Security Strategy, Brussels, 12/12/2003.

22. Alec Stone Sweet, and Wayne Sandholtz, eds. Supranational Governance: The Institutionalization of the European Union. (Oxford: Oxford University Press, 1998).

23. David Walker, “The Future of Europe’s Foreign Policy”, in Robert J. Guttman (ed.), Europe in the New Century, Visions of an Emerging Superpower, (Boulder London: Lynne Rienner Publishers, 2001), pp.69-78.

24. Kirsten Westphal, (2005a), “Biregionalism: Projecting a new pattern of governance? European Union’s relations with Latin America”; in Seidelmann, Reimund/ Grabendorff, Wolf (eds.), The Relations between the European Union and Latin America: Biregionalism in a Changing Global System, (Nomos: Baden-Baden), 2005, pp.141-206.

25. Kirsten Westphal (2005b), “European decision-making towards Latin America: A policy approach of a visionary partnership or of anachronistic North–South relations?’, in Wolf Grabendorff and Reimund Seidelmann (ed.), Relations between the European Union and Latin America: Biregionalism in a Changing Global System, (Nomos: Baden-Baden, 2005), pp. 353-413.

26. Kirsten Westphal, (2005c), “The EU-Russian Relationship and the Energy Factor: A European View”, in Westphal, Kirsten (ed.), A Focus at EU-Russian Relations, Peter Lang GmbH: Frankfurt, in the series of CIDER, (Vol.15, 2005), pp. 1-36.

27. Kirsten Westphal, “European Energy Security: Toward a New Generation of Global Governance?”, in Pierre Vercauteren/ Dries Lesage/ Yves Palau, New forms of governance (forthcoming).

28. Kirsten Westphal, “Germany and the EU-Russia Energy Dialogue”, to appear in P. Aalto (ed.), The EU-Russian Energy Dialogue: Securing Europe’s Future Energy Supply? (Aldershot: Ashgate, 2007).

29. Brian White, Understanding European Foreign Policy, (Hampshire, New York: Palgrave, 2001).

Пер. с англ. А.А. Лысовой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: