Ирландия – хороший, но неосведомленный европеец

Безоговорочный характер ирландских обязательств перед Евросоюзом длился 13 лет, с 1987 по 2000 гг. Ирландское правительство создавало в Евросоюзе деятельный и полностью преданный образ своей страны. Действительно, в «Белой книге» по внешней политике 1996 г. они зашли так далеко, что утверждали, что «ирландцы все больше видят Евросоюз не просто как организацию, к которой принадлежит Ирландия, но и как неотъемлемую часть нашего будущего. Мы всё больше воспринимаем себя как европейцы». Вместе с тем, в СМИ или в палатах Парламента существовали и небольшие трения по проблемам Европы. Однако в политических кругах и в обществе все были согласны, что членство - благо для Ирландии[647]. По данным обзоров фонда «Евробарометр», избиратели также широко поддерживал членство и был убежден, что оно выгодно для страны. Евробарометр последовательно отображал высокий уровень одобрения, которое люди выражали членству в ЕС. Вместе с тем, такое положительное восприятие сопровождалось относительно низким уровнем знаний о ЕС.

Во время подписания Единого Европейского Акта (ЕЕА) в 1986 г., правительство Фине Гэл (Объединенная Ирландская Партия) и Лейбористов предполагало, что одобрения Акта палатой представителей (Dáil) и сенатом (Seanad) будет достаточно для его ратификации. Законодательный процесс начался 9 декабря 1986 г., и закончился два дня спустя, за несколько недель до крайнего срока его ратификации 31 декабря 1986 г. По поводу значения Акта были небольшие парламентские дебаты. Тем не менее, в самый канун ратификации ЕЕА в Ирландии, Раймонд Кротти, экономист, журналист и давний противник членства Ирландии в ЕЭС, добивался того, чтобы суд запретил правительству ратифицировать акт, в соответствии с положениями пункта 3 европейского Политического Сотрудничества. Основывая свое мнение на положениях пункта 3, с перевесом три к двум, верховный суд посчитал, что пункт 3 противоречит конституции и конституция не позволяет ратифицировать ЕЕА. Вследствие этого, к изумлению политического и юридического истеблишмента, была принята поправка к конституции, разрешившая ратификацию ЕЕА. Решение верховного суда в пользу ЕЕА означало, что отныне любая ратификация договоров с ЕС должна проходить через референдум. Таким образом Маастрихстский, Амстердамский и Ниццский договоры предлагались на утверждение избирателей. Референдум по Амстердамскому договору отличался от предыдущих наличием комиссии, учрежденной для законного и беспристрастного обнародования сведений о ситуации. В предыдущих референдумах, правительство использовало общественные деньги, чтобы профинансировать выгодную ему позицию, до тех пор, пока Верховный суд не признал это неконституционным в 1995 году, за неделю до референдума о праве на развод, инициированным членом парламента от партии зеленых Патрисией Маккенна. Это привело к учреждению в 1998 г. комиссии по референдумам чтобы распространить информацию перед референдумом об Амстердамском договоре[648]. И тем не менее, существование такой комиссии мало повлияло на широту знаний о проблеме, и не привело их пониманию. Явка в 56,3 % была немного ниже чем на Маастрихтском референдуме 1992 г. 61,7 % избирателей проголосовали «за», и 38,3 % - «против», это до сих пор самое высокое количество проголосовавших «против» на Ирландских референдумах. Как показал опрос, проведенный государственной радиовещательной компанией RTE, 36% тех, кто проголосовал «против» мотивировали это тем, что у них было недостаточно информации чтобы принять решение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: