Глава 3. Противодействие незаконной криминальной миграции. § 1. Уголовная ответственность

§ 1. Уголовная ответственность

за нарушение миграционных законов

Уголовное законодательство Великобритании предусматривает ответственность за широкий круг деяний, нарушающих иммиграционное законодательство, наиболее распространенными и опасными среди которых являются: тайное проникновение в Великобританию; использование для въезда и пребывания в стране поддельных документов; трафик и контрабанда людей.

Тайное проникновение, несмотря на повышение безопасности границ и меры противодействия, продолжает занимать значительную долю в незаконной иммиграции в Великобритании. Следует отметить, что, как правило, путь проникновения в страну имеет несколько этапов, в том числе законных, явно незаконных, с участием посредников. Например, один молодой вьетнамец, описывая свое проникновение в Великобританию, сказал, что это было довольно легко сделать. Агент, занимающийся незаконной иммиграцией, обещал, что доставит его в Германию за восемь с половиной тысяч долларов. Путь был следующим: по законно полученной визе молодой человек прибыл в Чехию, затем уже нелегально в Германию, где он остановился у своей родственницы, после этого агент перевез его за две тысячи долларов во Францию и другой агент за четыре тысячи долларов перевез его в Великобританию, где он и был задержан. Британские исследователи такого способа проникновения в другую страну, в том числе и Британию, отмечают, что такой путь (которым пользуются примерно 27% незаконных мигрантов) не является чем-то экстремальным или особенно опасным <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ibid. No Easy Option. P. 27.

Другим часто используемым способом незаконной миграции является открытый въезд, осуществляемый с использованием фальшивых паспортов или иных документов, удостоверяющих личность. Например, группа незаконных мигрантов из Украины, используя поддельные документы, как и иные путешественники, въехала на пароме или поезде "Eurostar". Большинство из них первые визы в страну получили в британском посольстве в Киеве на законных основаниях, однако, когда при третьем обращении им было отказано, они решили воспользоваться нелегальными каналами. Часть из них передвигалась через Польшу, а часть - через Германию, где они приобрели польские или литовские паспорта со схожими фотографиями либо вклеили свои фотографии. Сумма незаконного переезда в Великобританию составила три тысячи долларов с оплатой в Лондоне после пересечения границы <1>.

--------------------------------

<1> Ibid.

Использование просроченной визы - наиболее распространенная форма незаконной иммиграции. В этом случае многие из незаконных мигрантов, чаще всего молодые люди, въехали в Великобританию по студенческой или туристической визе, но решили остаться в стране по ее истечении, завязав с кем-либо отношения или получив работу. Такое правонарушение, рассматриваемое в качестве малозначительного, редко совершается лицами, предполагающими остаться в Великобритании на длительный срок. Например, австралийцы остаются в Британии по истечении визы на несколько месяцев, работая за наличные в маленьких сельских пабах или шотландских отелях, где их сложнее выявить. Некоторые мигранты, въехавшие в страну легально, в течение своего пребывания работают без разрешения. Например, один пакистанец незаконно работал в Великобритании в течение семи лет, въезжая и выезжая в срок по туристической визе, пока иммиграционные власти не заподозрили его в нарушении условий въезда и не отказали в визе <1>.

--------------------------------

<1> Ibid.

Нарушения, связанные с отказом в предоставлении убежища. Лица, въезжающие в Великобританию в целях получения убежища, действуют на законных основаниях до тех пор, пока им не будет отказано в предоставлении такового. В случае отказа после исчерпания всех законных средств защиты такие мигранты приобретают незаконный статус, если они сами не пытаются покинуть страну. В большинстве случаев процесс рассмотрения документов и предоставления убежища идет очень медленно.

Еще один вид преступлений, связанных с неконтролируемой миграцией - использование труда незаконных мигрантов. Нелегальные иммигранты готовы пойти на все, чтобы поселиться в Европе и устроиться на любую работу, несмотря на то, что их труд стоит дешевле и работодатель может в любое время просто выбросить нелегального работника на улицу. Одобренная Европейским союзом 18 июня 2009 года Директива о санкциях и мерах, применимых к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран, ставит своей целью воспрепятствовать притоку нелегальной рабочей силы. Как юридически обязательный нормативный акт в рамках иммиграционной политики и иммиграционного законодательства Европейского союза в качестве основополагающего зафиксировала принцип запрета любого трудоустройства нелегальных иммигрантов и предусмотрела к его нарушителям широкий комплекс санкций и мер превентивного, восстановительного и карательного характера, согласно которым:

- работодатели обязаны проверять законность пребывания нанимаемых ими граждан третьих стран и информировать компетентные органы о трудоустройстве таких работников-мигрантов;

- к нарушителям применяются штрафные санкции, размер которых зависит от количества принятых на работу нелегальных иммигрантов, плюс обязанность оплаты расходов по их возврату на родину;

- работодатели, нарушившие закон, лишаются права на получение различных видов государственных льгот, помощи и дотаций; права участвовать в размещении государственных заказов и т.д.;

- государства-члены обязаны проводить на своей территории "эффективные и надлежащие проверки" по выявлению фактов трудоустройства нелегальных иммигрантов <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/182651 (дата обращения: 08.08.2012).

Вопрос об ответственности самих незаконных работников должен регулироваться на национальном уровне. Хотя эта директива на территории Великобритании применению не подлежит, тем не менее начиная с 1996 года британское правительство поставило перед собой задачу борьбы с незаконной трудовой миграцией.

Этот вид преступлений в Великобритании, так же как и в других странах, распространен достаточно широко, однако рейды на рабочих местах и санкции в отношении нанимателей на основании Закона об убежище и иммиграции 1996 года применяются достаточно редко. Так, между 1997 и 2006 годами только 37 нанимателей были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 8 этого Закона. В последние годы правительство поставило своей целью создать так называемую "враждебную окружающую среду" для мигрантов, занимающихся незаконной трудовой деятельностью, и тех, кто их нанимает. Опросы незаконных мигрантов (более 70%) показывают, что их жизнь в последние годы стала намного сложнее, чем вначале 2000-х, труднее найти работу, увеличилось число проверок на рабочих местах, под прицел гражданских санкций попал малый бизнес, особенно этнически ориентированный, мелкие магазины. В соответствии со ст. 8 Закона 1996 года прием на работу (умышленный или по небрежности) мигрантов, не имеющих специальных разрешений, является преступлением для работодателя с максимальным наказанием в виде штрафа до 10 тысяч фунтов стерлингов за каждого нелегального работника.

Между тем такие высокие штрафы не останавливают нарушителей закона и, как отмечается в сообщении пограничного агентства в связи с конкретным уголовным делом украинской гражданки Галины Семенихиной, труд незаконных иммигрантов может приносить большой доход, если становится бизнесом. Судья, признавший ее в феврале 2011 года виновной в содействии нелегальной иммиграции и отмывании денег и приговоривший ее к пяти годам тюремного заключения, подчеркнул, что Семенихина "безжалостно эксплуатировала отчаяние незаконных иммигрантов для собственной личной финансовой выгоды". Как выяснилось в ходе судебного разбирательства, работники, арестованные за нарушение иммиграционного законодательства, рассказали, что Семенихина отвечала за их вербовку, она полностью контролировала их действия, получала заработную плату этих людей прямо на свой банковский счет, и также брала с них не менее 200 фунтов стерлингов в неделю за проживание. В ходе финансового расследования выяснилось, что на момент ее ареста на многочисленных банковских счетах Семенихиной было больше 380 тысяч фунтов стерлингов, которые подлежали конфискации как доходы, полученные от преступной деятельности. Как видно из решения по данному делу, лица, нарушающие иммиграционные правила, рискуют не только получить наказание в виде штрафа за использование труда нелегальных мигрантов, но и тюремное заключение, а судимость, по мнению британских властей, безусловно, является гораздо более серьезным сдерживающим фактором <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://menmedia.co.Uk/manchestereveningnews/news/crime/s (дата обращения: 08.08.2012).

Следовательно, правительство Великобритании придерживается все более жесткой линии в отношении применения уголовной ответственности к упорным и преднамеренным правонарушителям иммиграционного законодательства.

Использование транспорта для перевозки незаконных мигрантов - также достаточно распространенный вид правонарушений, совершаемых владельцами транспортных средств и преследуемых финансовыми санкциями, причем с тенденцией к росту таких правонарушений, хотя ответственности подлежат как водители и владельцы грузового транспорта, небольших воздушных судов, так и крупные международные авиакомпании <1>. Принятие вопреки яростному сопротивлению транспортного лобби Закона об ответственности перевозчиков 1987 года <2> стало свидетельством роста числа незаконных мигрантов, продолжающих прибывать в Великобританию, несмотря на введенные санкции. В течение шести лет (с 1992 по 1998 годы) количество выявленных незаконных мигрантов, прибывавших в тайниках, оборудованных в грузовиках, увеличилось с пятисот человек до восьми тысяч. Этот Закон предусмотрел ответственность перевозчиков и установил штрафы в размере одной тысячи фунтов стерлингов за каждого неприемлемого пассажира. В августе 1991 года размер штрафа был увеличен в два раза, а спустя два года уже распространялся на пассажиров без транзитных виз в тех случаях, когда они были необходимы. Уровень штрафа - до четырех тысяч фунтов стерлингов за каждого незаконного мигранта, при неуплате штрафа - конфискация транспортного средства. Штраф применялся лишь в тех случаях, когда, по мнению иммиграционных властей, подделка была "очевидна", так как предполагается, что перевозчики не должны быть экспертами по фальшивым или поддельным документам.

--------------------------------

<1> Проверки показали, что, например, с 1989 по 1992 годы, несмотря на введение уголовных санкций, число незаконных мигрантов, прибывших таким путем, увеличилось почти в 20 раз.

<2> Immigration (Carriers' Liability) Act 1987. Впервые санкции для перевозчиков за перевозку пассажиров, не имеющих право прибывать в Великобританию, были введены Законом об иностранцах 1905 года. В XX веке аналогичные санкции для авиаперевозчиков были введены Законом об иммиграции (ответственность перевозчиков) 1987 года, в настоящее время эти нормы установлены в Законе 1999 года.

Положения Закона 1987 года были позднее заменены положениями Закона 1999 года. В первые три года действия Закона 1987 года сумма собранных штрафов составила примерно 30 миллионов фунтов стерлингов. Правила об ответственности перевозчиков (авиа и других средств передвижения) <1> предусматривают для них штраф до дух тысяч фунтов стерлингов за доставку иммигрантов без документов. Следует отметить, что, когда штрафы были введены впервые, некоторые перевозчики обращались с исками в Высокий суд, который в 2001 году признал такого рода наказания незаконными, поскольку санкции применялись в отношении водителей грузовиков при выявлении незаконных мигрантов, проникших в транспортное средство без разрешения владельцев как безбилетные пассажиры. Однако, несмотря на решение Высокого суда, правительство Великобритании не только продолжило наказывать перевозчиков, но и ужесточило режим их деятельности в ряду общих усилий по предотвращению контрабанды людей и трафика.

--------------------------------

<1> Carriers Liability (Amendment) Regulations 2004.

Еще один вид миграционных правонарушений составляют фиктивные браки. По мнению британского правительства, семейные отношения не могут быть исключены из иммиграционных процессов, поскольку эта сфера также уязвима для злоупотреблений, как и любая другая область жизни. После прихода к власти лейбористское правительство изменило иммиграционные правила, возлагавшие на заявителей обязанность доказательства, что брак не был заключен лишь для въезда в Великобританию. Отмена этого правила привела к такому большому росту иммиграции супругов, что некоторые критики этого нововведения стали высказывать предположения о фиктивном характере заключенных браков как средстве доступа в Великобританию и последующего получения британского гражданства, и, соответственно, права на проживание и работу - для некоторых лиц вступление в фиктивный брак стало доходной деятельностью. Расследованием таких дел, арестом и судебным преследованием занимается пограничное агентство - в 2011 году 15 человек уже предстали перед судом и 10 были заключены в тюрьму. Все они были из Нигерии или Чехии, как например, осужденная к 14 месяцам тюрьмы мать шестерых детей Ингрид Гуласова, которая получала по 750 фунтов стерлингов за каждый такой брак с незаконным иммигрантом <1>.

--------------------------------

<1> URL: http://menmedia.co.Uk/manchestereveningnews/news/crime/s/1407962_motherofsix_jailed_after_marrying_illegal_immigrant_for_750 (дата обращения: 16.02.2012).

И хотя считается, что в последние годы количество "подозрительных" браков уменьшилось, тем не менее этот вопрос в Великобритании остается достаточно острым. Причем в сферу этих преступлений втягиваются не только частные лица, но и представители государственных органов, регистрирующих брак, и даже священники. Так, в декабре 2011 года за сговор с целью нарушения иммиграционного законодательства к двум с половиной годам тюремного заключения был приговорен приходский священник англиканской церкви преподобный каноник Джон Магумба (уроженец Нигерии), который провел в двух церквях города Рочдейл более 30 фиктивных брачных церемоний, позволивших незаконным иммигрантам оставаться на территории Великобритании <1>. Хотя институт сговора успешно используется в борьбе с преступлениями различного рода в Великобритании уже не первое столетие, в отношении фиктивного брака в ближайшее время предполагается ввести прямую уголовную ответственность <2>. А до тех пор пограничное агентство занимается выявлением, в том числе на территориях других стран, групп, занимающихся организацией фиктивных браков с целью незаконного проникновения в Великобританию, например такая группа, в которой участвовали местные жители и женщины из Словакии, в 2010 году была выявлена в Пакистане.

--------------------------------

<1> URL: http://www.telegraph.co.uk/news/religion/9042186/Clergyman-jailed-for-sham-marriage-scam.html (дата обращения: 08.08.2012).

<2> URL: http://www.tudorwood.com/news/immigration (дата обращения: 08.08.2012).

Контрабанда (незаконный ввоз) и трафик людей. К сожалению, в последние годы контрабанда и трафик людей стали очень доходной индустрией, особенно в тех странах, куда попасть значительно труднее, чем в другие. Всемирная индустрия контрабанды и трафика людей оценивалась в 2009 году в 10 миллиардов долларов. Великобритания, где по подсчетам специалистов этот рынок в 2003 году составлял примерно 250 миллионов фунтов стерлингов, исключения не составляет. При этом цена услуг контрабандиста (в роли которых выступают иногда даже родственники) варьировалась от нескольких сотен до 20 тысяч фунтов стерлингов в зависимости от длительности и сложности поездки. Контрабандисты также получают дополнительные платежи от трудоустройства мигранта, работу которого они контролируют, либо последующего вымогательства.

Действительно, доходность контрабандного бизнеса и связанной с ним индустрии такова, что не только удовлетворяет требования мигранта к путешествию, но также побуждает их сделать это. В такой ситуации элемент принуждения отсутствует: контрабандист и мигрант вступают в договорные отношения, пусть неформальные и ассиметричные. В отличие от этого вида преступлений трафик людей является одной из форм торговли рабами. Официально установлено, что около четырех тысяч женщин ввозится в Великобританию ежегодно для работы в секс-индустрии, и эта цифра увеличивается. Ответственность за сексуальную эксплуатацию в коммерческих целях установлена всеобъемлющим Законом о половых преступлениях 2003 года.

Новым элементом законодательства в этой области стало введение уголовной ответственности за трафик людей в целях трудовой эксплуатации. Этот аспект торговли людьми включает в себя перемещение лица или лиц с одного места на другое в целях эксплуатации их труда и зачастую проводится путем применения силы, мошенничества или принуждения. Торговля людьми в целях трудовой эксплуатации не только причиняет вред жертвам преступлений, но также наносит ущерб конкурентоспособности достойных работодателей, которые честно выполняют требования законодательства о занятости.

В преступления, связанные с незаконной миграцией, часто вовлекаются сотрудники миграционных органов. Обычно в этих случаях речь идет о подделке документов и взятках. Вот типичный пример такого рода преступления: в ноябре 2011 года Сэмюэль Шойджу, чиновник визовой службы, был арестован во время работы в головном офисе агентства в Кройдоне, в южном Лондоне, сообщает Sunday Times <1>. Его обвиняют в хранении поддельных нигерийских паспортов и сокрытии существенных денежных выплат. Он также обвиняется в нарушении полномочий на государственной службе и нарушении иммиграционного законодательства, потому что выдавал поддельные въездные визы. Месяц спустя Бенджамин Оророро, другой чиновник агентства, был заключен в тюрьму после признания, что он принял 50 тысяч фунтов стерлингов в виде взяток за разрешение лицам, ищущим убежища, остаться на неопределенное время в Великобритании <2>.

--------------------------------

<1> URL: http://www.guardian.co.uk/uk/2011/nov/10/uk-border-agency-official-visas (дата обращения: 08.08.2012).

<2> URL: www.thesun.co.uk/sol/homepage/news/3889591/Hunt-for-19-illegals-who-were-let-into-the-UK-by-crook-at-Border-Agency.html (дата обращения: 08.08.2012).

Вместе с тем не только незаконные мигранты совершают преступления, часто жертвами преступлений становятся сами иммигранты, как законные, так и незаконные. Помимо названных выше преступлений, связанных с сексуальной или трудовой эксплуатацией, мошенничеством и применением насилия, иммигранты часто становятся объектами угроз и проявления ненависти на почве расовой или национальной принадлежности. Уголовная ответственность за разжигание расовой ненависти в различных формах установлена Законом о публичном порядке 1986 года (с дополнениями, внесенными в 1994 и 2006 годах). Согласно данному Закону лицо, которое с целью разжигания расовой ненависти угрожает или оскорбляет другого, выставляет на обозрение письменные материалы подобного содержания, наказывается по обвинительному акту тюремным заключением на срок до двух лет или штрафом по усмотрению суда, либо тем и другим наказанием вместе. При привлечении виновного к ответственности в суммарном порядке наказанием может служить штраф в размере до пяти тысяч фунтов стерлингов и (или) тюремное заключение на срок до шести месяцев. Согласно ст. 18 названного Закона понятие "расовая ненависть" означает ненависть к группе лиц, проживающих в Великобритании и отличающихся от других по цвету кожи, гражданству, расовой, этнической или национальной принадлежности.

В 2006 году Закон о публичном порядке 1986 года был дополнен новыми положениями об ответственности за запугивание за религиозные убеждения или их отсутствие. В соответствии с ними уголовной ответственности подлежит лицо, которое с намерением возбудить религиозную ненависть совершает различные действия, направленные на это: использует угрожающие слова или жесты; выставляет, публикует или распространяет письменные материалы угрожающего характера; использует угрожающие слова в публичном представлении пьесы и в радиовещательной программе; распространяет, демонстрирует или воспроизводит аудио- и видеоматериалы, содержащие угрозы; или владеет соответствующими письменными материалами для будущего их использования в незаконных целях. Максимальным наказанием за такого рода преступления является тюремное заключение на срок до семи лет и (или) штраф.

Особенности наказаний за иммиграционные преступления. Считается, что начало XXI века в Великобритании ознаменовалось изменениями в сфере карательной политики в сторону резкого снижения числа лиц, в отношении которых должно применяться тюремное заключение, и расширения применения мер, не связанных с лишением свободы (Закон об уголовной юстиции 2003 года) <1>. Правительство Великобритании полагает, что тюремное заключение должно назначаться лишь опасным преступникам и лицам, совершившим тяжкие преступления, представляющие высокую опасность для общества. Этот вид наказания не должен применяться к женщинам и несовершеннолетним; лицам, нуждающимся в психиатрическом лечении; лицам, совершившим ненасильственные преступления, не представляющие опасности для общества, наказание которых ввиду их малозначительности возможно без ограничения свободы; иностранцам, подлежащим депортации.

--------------------------------

<1> Закон об уголовной юстиции 2003 года предусмотрел и новый подход к назначению краткосрочного тюремного заключения и досрочному освобождению осужденных от наказания. Во-первых, суд может назначить тюремное заключение с отсрочкой исполнения на два года, применяемое с согласия подсудимого и при соблюдении им определенных условий, например с возмещением причиненного потерпевшему вреда, под надзором службы пробации либо без такового. Во-вторых, может быть использовано тюремное заключение смешанного типа, при котором наказание отбывается в тюрьме по частям в течение кратких периодов, например по выходным. В периоды между нахождением в тюрьме осужденный находится под надзором службы пробации и обязан соблюдать все установленные приговором требования к его поведению. В-третьих, может быть применено тюремное заключение сроком до 12 месяцев, состоящее из краткого периода тюремного заключения сроком от двух недель до трех месяцев и последующего в течение пяти месяцев отбывания его на свободе при условии соблюдения определенных требований, сходных с теми, что включаются в приказ о наказании, не связанном с лишением свободы. Что же касается тюремного заключения на срок более 12 месяцев, то в отношении таких осужденных Закон предусматривает их автоматическое досрочное освобождение после отбытия половины срока с последующим отбыванием остального срока наказания на свободе при условии соблюдения определенных требований, сходных с теми, что включаются в приказ о наказании, не связанном с лишением свободы, но осужденные остаются на лицензии до конца срока наказания, отбывая его полностью.

Тенденция к снижению применения такой меры наказания, как тюремное заключение, не распространяется, однако, на сферу борьбы с иммиграционными преступлениями. Напротив, здесь мы видим расширение круга составов преступлений и усиление санкций, особенно когда речь идет о таких опасных преступлениях, как, например, трафик людей с целью сексуальной эксплуатации.

Посмотрим, как эта политика реализуется на практике после издания Закона 2003 года. В отношении трафика людей королевская прокуратура рекомендует учитывать степень принуждения, силы и насилия, применяемого лицом, виновным в эксплуатации своих жертв. Например, в деле R. v. Plakici <1> речь шла о целой серии отдельных преступлений, связанных с трафиком, заключавшихся в незаконном ввозе в страну женщин и девочек, которых путем обмана и насилия заставляли работать в качестве проституток. По мнению прокуратуры, в данном случае наказанием для виновного должно было стать только тюремное заключение: за незаконный ввоз - пять лет тюремного заключения; за использование потерпевших в качестве проституток - пять лет тюремного заключения; за киднеппинг (похищение людей) - до десяти лет тюремного заключения; за подстрекательство к изнасилованию - восемь лет тюремного заключения, итого 28 лет тюремного заключения. Суд признал Plakici виновным в совершении названных преступлений и вынес ему наказание в виде тюремного заключения на срок 23 года.

--------------------------------

<1> [2005] 1 Cr. App. R. (С. 19).

В другом деле R. v. Maka <1> обвиняемый был признан виновным в трафике в страну 15-летней девушки и неоднократной последующей ее продаже в целях проституции, суд признал обоснованным требования прокуратуры о применении в отношении его наказания в виде 18 лет тюремного заключения, вышестоящая инстанция оставила приговор без изменения.

--------------------------------

<1> [2006] 2 Cr. App. R. (С. 14).

В деле R. v. Roci и Ismailaj <1> обвиняемые, занимавшиеся ввозом в Великобританию женщин из Литвы в целях проституции, были приговорены к девяти годам тюремного заключения. Как выяснилось в ходе следствия по делу, женщины приехали в страну по собственному желанию, но были вынуждены работать в самых тяжелых условиях, вопреки их желаниям, а также отдавать обвиняемым большую часть своего заработка.

--------------------------------

<1> [2006] 2 Cr. App. R. (С. 15).

В деле R. v. Makai (Atilla) <1> заявитель обжаловал в апелляционном порядке приговор в части наказания, согласно которому он должен был отбыть 40 месяцев тюремного заключения за участие в сговоре о трафике в Великобританию в целях сексуальной эксплуатации девушек из Венгрии. Согласно материалам дела, осужденный размещал на венгерских веб-сайтах рекламу с предложением работать в качестве проституток в публичных домах. По результатам пересмотра дела апелляционная инстанция снизила наказание до 30 месяцев тюремного заключения.

--------------------------------

<1> [2008] 1 Cr. App. R. (С. 73).

В деле R. v. Khan, Khan and Khan <1> подсудимые были признаны виновными в сговоре о трафике для последующей эксплуатации в форме кабального труда, запрещенного в соответствии со ст. 4 Закона об убежище и иммиграции 2004 года, и каждый был приговорен к трем годам лишения свободы. Более четырех лет обвиняемые осуществляли набор работников из стран Ближнего Востока и Индии, по прибытии работников в Великобританию они отбирали у них паспорта и другие личные документы, после чего их заставляли работать по 12 и более часов в день ежедневно за очень небольшое вознаграждение; жертвы трафика подверглись жестокому обращению, лишению прав и экономической эксплуатации. Апелляционная инстанция в отношении двух подсудимых увеличила наказание до четырех лет тюремного заключения.

--------------------------------

<1> [2010] EWCA Crim 2880.

В качестве дополнительной меры в отношении лиц, признанных виновными в незаконном трафике с целью сексуальной эксплуатации, суды вправе издать приказ о конфискации транспортного средства, водного или воздушного судна, использованных или предназначенных для использования в связи с таким преступлением (ст. 60 Закона о половых преступлениях 2003 года).

Ранее уже указывалось, что жертвы незаконного трафика имеют право на получение компенсаций, которые осуществляются государственной структурой - Советом по компенсациям жертвам уголовных преступлений. Первые такие компенсации были выплачены в середине 2007 года, когда начал действовать Poppy Project <1>. Как следует из доклада Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, совет рассмотрел дела двух молодых женщин из Румынии, которые были проданы в Соединенное Королевство в целях сексуальной эксплуатации, где в течение ряда лет находились в рабстве, принуждались к занятию проституцией, подвергались изнасилованиям и побоям. Торговцы людьми были приговорены к 21 году тюремного заключения, однако они были признаны виновными не в торговле людьми, а в изнасиловании и организации проституции (поскольку новый закон в тот момент еще не был принят), тем не менее сотрудники Poppy Project классифицировали их деяния как торговлю людьми. В своем обращении они потребовали выплатить жертвам компенсацию за сексуальное насилие и за упущенную выгоду/доход за годы, в течение которых они обманным путем находились в заточении у преступников. После долгих консультаций адвокатов с сотрудниками совет принял решение о присуждении одной из заявительниц компенсации в размере 66 тысяч фунтов стерлингов по следующим основаниям:

--------------------------------

<1> Предоставление компенсаций жертвам эксплуатации и торговли людьми в регионе ОБСЕ. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ), 2009. URL: www.osce.org/odihr (дата обращения: 08.08.2012).

a) за сексуальное насилие, которому она подвергалась в течение более трех лет, в размере 22 тысяч фунтов (такая сумма соответствует стандартному тарифу);

b) за потерю заработка/упущенную выгоду в размере 40 тысяч фунтов (эта сумма является произвольной и рассчитывается на основании 10 тысяч фунтов, выплачиваемых в год, за весь период времени, когда жертва удерживалась в заточении против ее воли).

Вторая заявительница получила компенсацию в размере 36,5 тысячи фунтов на основе таких же расчетов - 16,5 тысячи фунтов за постоянное сексуальное насилие в течение более чем трех лет и произвольную сумму компенсации за упущенную выгоду в размере 20 тысяч фунтов.

Более подробно ознакомиться с санкциями за преступления против иммиграционного законодательства и за преступления против мигрантов в Великобритании можно в предлагаемой сводной таблице.

Состав преступления Санкция Законодательный акт
     
Незаконный въезд на территорию государства (субъект преступления - не британский гражданин), а именно: - умышленное нарушение приказа о депортации или въезд без разрешения; - умышленное нахождение на территории государства после истечения срока разрешения или несоблюдение условий разрешения на въезд; - нарушение без разумных извинений законных требований иммиграционного или медицинского персонала; - нарушение без разумных извинений законных ограничений, связанных с проживанием и работой; - покидает морское или воздушное судно вопреки законным требованиям В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев Закон об иммиграции 1971 г., ст. 24
Введение в заблуждение (Deception) (субъект преступ- ления - не британский гражда- нин) в том числе с целью: - получения или попытки получить разрешение на въезд или пребывание в стране; - обеспечить или попытки избежать, получить отсрочку или аннулировать принудительные меры, применяемые властями, в том числе приказа о депортации В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев; по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 2 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда Закон об иммиграции 1971 г., ст. 24А
Помощь в незаконной иммиграции в государство - член ЕС (субъект преступления - британский гражданин В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев; по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 14 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда Закон об иммиграции 1971 г., ст. 25
Оказание помощи лицу, обращающемуся за предоставлением убежища: - умышленное (за вознаграждение) облегчение прибытия или въезда в страну; - помощь лицу во въезде в страну в нарушение приказа о депортации или запрете въезда в страну В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев; по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 14 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда. В последнем случае транспортное средство (включая морское и воздушное), используемое для совершения преступления, может быть конфисковано по решению суда Закон об иммиграции 1971 г., ст. 25А
Нарушение административных правил о въезде и т.п., установленных в приложении 2 к Закону об иммиграции 1971 г. Законом об иммиграции 1988 г., Законом об убежище и апелляции по вопросам иммиграции 1993 г., Законом об иммиграции и убежище 1999 г., Законом о гражданстве, иммиграции и убежище 2003 г. В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев Закон об иммиграции 1971 г., ст. 26
Нарушение предписаний о регистрационных документах, в том числе: - изготовление, использование фальшивых документов, - изготовление предметов, предназначенных для их изготовления, - владение такими предметами без законных извинений; - покушение на совершение таких действий и т.д. В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев Закон об иммиграции 1971 г., ст. 26А
Владение иммиграционной печатью без законных извинений В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев Закон об иммиграции 1971 г., ст. 26В
Нарушение иммиграционного законодательства капитаном, собственником или представителем морского или воздушного судов, а также менеджерами портов прибытия В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев Закон об иммиграции 1971 г., ст. 27
Наем работника в нарушение предписаний иммиграционного законодательства В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. за каждого незаконного мигранта Закон об убежище и иммиграции 1996 г., ст. 8
Наем работника в нарушение предписаний иммиграционного законодательства В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. за каждого незаконного мигранта; по обвинительному акту - штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда Закон об иммиграции (отношение к истцам и т.п.) и предоставлении убежища 2004 г., ст. 6
Трафик людей в Соединенное Королевство с целью сексуальной эксплуатации В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев; по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 14 лет плюс конфискация транспортного средства Закон о половых преступлениях 2003 г., ст. 57
Владение поддельным удостоверением личности и т.п. с ненадлежащими целями По обвинительному акту наказывается тюремным заключением на срок до 10 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда Закон об удостоверениях личности 2010 г., ст. 4
Владение и осуществление контроля над аппаратом (механизмом, средством и т.д.), предназначенным или приспособленным для изготовления поддельных удостоверений По обвинительному акту наказывается тюремным заключением на срок до 10 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда Закон об удостоверениях личности 2010 г., ст. 5
Владение поддельным удостоверением личности и т.п. без разумного оправдания В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев (Сев. Ирландия), до 12 месяцев (Англия и Уэльс) Закон об удостоверениях личности 2010 г., ст. 6
Ненадлежащие раскрытие официальным лицом информации, касающейся иммиграции, убежища или гражданства По обвинительному акту наказывается тюремным заключением на срок до 2 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда; в упрощенном порядке наказывается штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев (Сев. Ирландия), до 12 месяцев (Англия и Уэльс, Шотландия) Закон о границах, гражданстве и иммиграции 2009 г., ст. 18
Въезд в Соединенное Королевство без паспорта В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 12 месяцев; по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 2 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда Закон об иммиграции (отношение к истцам и т.п.) и предоставлении убежища 2004 г., ст. 2
Трафик людей в Соединенное Королевство с целью эксплуатации В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев; по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 14 лет Закон об иммиграции (отношении к истцам и т.п.) и предоставлении убежища 2004 г., ст. 4
Подделка иммиграционных документов По обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 10 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда Закон о подделке 1981 г.; Закон об иммиграции (отношении к истцам и т.п.) и предоставлении убежища 2004 г., ст. 3
Нарушение условий специального иммиграционного статуса В упрощенном порядке наказывается штрафом в размере до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 51 недели Закон об уголовной юстиции и миграции 2008 г., ст. 133
Нападение на сотрудника иммиграционной службы В упрощенном порядке наказывается штрафом в размере до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 51 недели Закон о границах Соединенного Королевства 2007 г., ст. 22
Неуполномоченное оказание иммиграционных услуг В упрощенном порядке наказывается штрафом до 5000 ф. ст. или (и) тюремным заключением на срок до 6 месяцев; по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 2 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда Закон об иммиграции и предоставлении убежища 1999 г., ст. 91
Реклама неуполномоченных иммиграционных услуг Наказывается штрафом в размере, установленным 4 уровнем шкалы штрафов Закон об иммиграции и предоставлении убежища 1999 г., ст. 92В
Взятка В упрощенном порядке наказывается штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда или (и) тюремным заключением на срок до 12 месяцев; по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 10 лет или (и) штрафом в размере, определяемом по усмотрению суда Закон о взяточничестве 2010 г., ст. 1
Сговор с целью нарушения иммиграционных законов Наказывается так же, как и оконченное преступление Закон об уголовном праве 1977 г., ст. 1А
Преступления против мигрантов: запугивание, угрозы, причинение тревоги, беспокойства, запугивание в доме В упрощенном порядке наказывается штрафом в размере до 5000 ф. ст. и (или) тюремным заключением на срок до 6 месяцев; по обвинительному акту - тюремным заключением на срок до 2 лет и (или) штрафом, размер которого определяется по усмотрению суда Закон о публичном порядке 1986 г., ст. ст. 4, 17 и др.; Закон о преступлениях и нарушении порядка 1998 г., ст. 1; Закон об уголовной юстиции и публичном порядке 1994 г., ст. 54; Закон о защите от запугивания 1997 г., ст. 2; Закон об уголовной юстиции и полиции 2001 г., ст. 126; Закон о серьезной организованной преступности и полиции 2005 г., ст. 125
Убийство Пожизненное тюремное заключение По общему праву
Изнасилование Пожизненное тюремное заключение Закон о половых преступлениях 2003 г., ст. 1
Нападение: - общее нападение; - драка; - угрожающее поведение Наказывается штрафом и (или) тюремным заключением на срок до 6 месяцев; наказывается тюремным заключением на срок до 3 лет; наказывается тюремным заключением на срок до 7 лет Закон об уголовной юстиции 1988 г., ст. 39
Причинение вреда имуществу: - путем поджога; - во всех иных случаях Пожизненное тюремное заключение; тюремное заключение на срок до 10 лет Закон об уголовно наказуемом причинении вреда имуществу 1974 г., ст. 1

В Австралии ответственность за правонарушения и преступления в миграционной сфере установлена в нескольких нормативных актах, в первую очередь в законе о миграции и Уголовном кодексе Австралии. В этих объемных законах миграционным правонарушениям уделены целые главы. Основную группу преступлений составляют составы, предусматривающие ответственность за незаконный ввоз (контрабанду) мигрантов (smuggling) и за торговлю людьми (trafficking), которые мы рассмотрим чуть ниже.

Так же как и в Великобритании, в Австралии существует проблема, связанная с нарушением иммиграционного законодательства путем заключения фиктивных браков (sham marriages). Их число так высоко, что австралийская иммиграционная служба принимает все возможные усилия для того, чтобы не допустить получения такими лицами иммиграционных виз. Для раскрытия же существующих фиктивных браков в Австралии при департаменте иммиграции и гражданства существует специальный отдел Bona Fides, который разрабатывает специальные тесты на знание партнера (partnership knowledge tests). Эти тесты обязаны проходить все молодые супружеские пары, если один из супругов не является австралийским гражданином. Они включают вопросы, направленные на выявление подлинности отношений и точности знаний супругов друг о друге. Например, иммиграционный офицер может попросить назвать подарки, которыми супруги обменивались на недавний праздник (Новый год, день рождения и т.п.) или описать подробный план дома, где они совместно проживают и пр. За последние 10 лет число поданных заявлений на иммиграционные визы для супругов гражданских партнеров возросло на 53% <1>. Первоначально выдается временная виза сроком на два года, а виза на постоянное проживание выдается лишь после дополнительного подробного личного собеседования.

--------------------------------

<1> URL: http://www.mamagevisahelp.com/mdex.php?page=tighter-personal-mterviews-help-r (дата обращения: 08.08.2012).

В сжатом виде составы уголовных преступлений в сфере миграции, предусмотренных Законом о миграции, выглядят следующим образом:

Состав преступления Санкция
Занятие трудовой деятельностью в Австралии в нарушение условий выданной визы (ст. 235 Закона о миграции). Штраф до 10 тысяч австралийских долларов
Предоставление работы незаконному не- гражданину либо иностранцу в нарушение условий имеющейся у него визы (ст. 245AA, 245AB, 245AC) Лишение свободы до 2 лет. В случаях привлечения неграждан к тяжкому труду в негуманных условиях (рабский труд) наказание увеличивается до 5 лет
Использование иностранным гражданином визы, выданной другому лицу (ст. 236) Лишение свободы на срок до 10 лет
Предоставление ложной информации иммиграционной службе (ст. 245). Обман в иммиграционной сфере является достаточно распространенным правонарушением. Он является как уголовным преступлением, если совершен на территории Австралии, так и основанием для безусловного отказа в выдаче австралийской визы при подаче заявления за рубежом Лишение свободы до 12 лет
Регистрация фиктивного брака с целью по лучения права на постоянное проживание в Австралии (ст. 240) Штраф до 100 тысяч австралийских долларов или лишение свободы на срок до 10 лет
Побег из иммиграционного центра содержания (ст. 197A) Лишение свободы до 5 лет
Производство, владение, применение или распространение оружия в центре содержания (ст. 197B) Лишение свободы на срок до 3 лет

Несмотря на разнообразие составов, перечисленных выше, наиболее тяжкими преступлениями в сфере миграции являются: незаконный ввоз мигрантов (smuggling) и торговля людьми (trafficking). Очень часто эти деяния путают или употребляют взаимозаменяемо, но между ними существуют явные различия. При незаконном ввозе сами мигранты выражают согласие на свое перемещение и оплачивают его. В случае же торговли людьми к потерпевшим применяется насилие и (или) обман.

Оба этих деяния представляют собой тяжкие транснациональные преступления. Незаконный ввоз подвергает неоправданному риску жизнь и безопасность многих тысяч нелегальных мигрантов, а также подрывает безопасность внешних границ. Торговля людьми является как тяжким преступлением, так и грубым нарушением основных прав человека. Австралия борется с этими явлениями в том числе путем сотрудничества с государствами, являющимися источниками нелегальной миграции, и с транзитными государствами в рамках Балийского процесса по незаконному ввозу мигрантов, торговле людьми и связанной транснациональной преступности, который Австралия основала и возглавляет совместно с Индонезией.

Официальное определение незаконного ввоза мигрантов и торговли людьми дано в международно-правовых актах, участником которых является Австралия. Так, определение незаконного ввоза мигрантов дано в статье 3(a) Дополнительного протокола ООН против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху 2000 года, ратифицированного Австралией в 2004 году. Согласно протоколу "незаконный ввоз мигрантов означает обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство-участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории" (официальный русский текст).

Определение торговли людьми содержится в статье 3(a) Дополнительного протокола ООН "О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" 2000 года, ратифицированного Австралией в 2005 году. Согласно протоколу "торговля людьми означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или похищение людей путем применения силы или угрозы ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов" (официальный русский текст).

При разграничении незаконного ввоза мигрантов от торговли людьми важную, но не единственную роль играет согласие самого лица: при незаконном ввозе само ввозимое лицо обычно дает на это свое согласие. В таких случаях организаторам и исполнителям нет смысла прибегать к использованию насилия и угроз, однако согласие не может учитываться в случаях перемещения несовершеннолетних лиц. В случаях получения согласия обманным путем разграничить эти преступления становится возможным по прибытии на место, например, потерпевший не получает обещанных ему благ.

Оба дополнительных протокола требуют от государств-участников внести соответствующие изменения в свое национальное законодательство по имплементации его норм и криминализации этих деяний. В Австралии соответствующие изменения в Закон о миграции и Уголовный кодекс были внесены в 2004 и 2005 годах. Ряд составов в этих законах дублируется.

Составы, устанавливающие уголовную ответственность за незаконный ввоз мигрантов, предусмотрены в гл. 12A Закона о миграции и разд. 73 гл. 4 Уголовного кодекса (см. табл. на с. 158):

Состав преступления Санкция Законодательные акты
Ввоз на территорию Австралии лица, не имеющего действительной австралийской визы. Ответственность по данной статье несет владелец, пользователь или капитан судна или иного транспортного средства. Штраф до 10 тысяч австралийских долларов Статья 229 Закона о миграции
Скрытый провоз незаконного негражданина на территорию Австралии. Как и в статье 229, субъектом данного преступления является владелец, пользователь или капитан судна или другого транспортного средства. Он, однако, освобождается от уголовной ответственности, если по прибытии в Австралию заявит о наличии незаконного негражданина на борту или воспрепятствует его высадке на территорию Австралии до прибытия представителей миграционной службы Штраф до 10 тысяч австралийских долларов Статья 230 Закона о миграции
Незаконный ввоз мигранта (people smuggling) в Австралию. Виновным в со- вершении данного преступления является лицо, которое организует прибытие или способствует прибытию в Австралию лица, не являющегося гражданином Австралии и не имеющего законного права находиться в Австралии Лишение свободы до 10 лет Статья 233a Закона о миграции; ст. 1 УК
Квалифицированный состав незаконного ввоза мигранта в Австралию. Состав незаконного ввоза является квалифицированным в том случае, если целью его совершения является последующая эксплуатация потерпевшего либо в случае жестокого, негуманного или унизительного обращения с ним Лишение свободы на срок от 8 до 20 лет Статья 233B Закона о миграции; ст. 73.2 УК
Незаконный ввоз пяти и более мигрантов в Австралию Лишение свободы до 20 лет Статья 233C Закона о миграции; ст. 73.3 УК
Оказание материальной поддержки незаконному ввозу мигрантов. Части третьи обеих статей специально оговаривают, что преступление считается оконченным с момента оказания помощи независимо от того, состоялся ли сам незаконный ввоз Лишение свободы до 10 лет Статья 233D Закона о миграции; ст. 73.3A
Укрывательство незаконного негражданина или лица, подлежащего высылке или депортации Лишение свободы до 10 лет Статья 233E Закона о миграции
Предоставление иммиграционным службам поддельных документов или заведомо ложных сведений о самом себе или других лицах Лишение свободы до 10 лет Статья 234(1) Закона о миграции
Незаконная передача документов другому лицу для их последующего использования им при въезде в Австралию или пребывания в ней Лишение свободы до 10 лет Статья 234(2) Закона о миграции
Предоставление иммиграционным службам заведомо ложных документов или информации в отношении пяти и более незаконных неграждан Лишение свободы до 20 лет Статья 234A Закона о миграции
Производство или предоставление поддельного документа, удостоверяющего личность, или проездного документа другому лицу в целях его незаконного въезда в иностранное государство, совершенное из корыстных побуждений Лишение свободы до 10 лет Статья 73.8 УК
Предоставление какому-либо лицу документа, удостоверяющего личность, или проездного документа, полученных обманным путем или в результате угроз, в целях обеспечения незаконного въезда этого лица в иностранное государство, совершенное из корыстных побуждений Лишение свободы до 10 лет Статья 73.9 УК
Предоставление документа, удостоверяющего личность, или проездного документа лицу, не являющемуся их законным владельцем, в целях его незаконного въезда в иностранное государство, совершенное из корыстных побуждений Лишение свободы до 10 лет Статья 73.10 УК
Завладение или уничтожение документа, удостоверяющего личность, или проездного документа, принадлежащего другому лицу, совершенное в целях сокрытия гражданства этого лица и облегчения его незаконного въезда в иностранное государство Лишение свободы до 10 лет Статья 73.11 УК

Во всем мире незаконный ввоз мигрантов это - многомиллиардный бизнес, который косвенно стимулируется все большим ужесточением миграционных и пограничных процедур. Это приводит к тому, что даже реальные беженцы зачастую вынуждены прибегать к услугам по нелегальной перевозке. Ужесточение мер в Европе и США также приводит к тому, что привлекательными становятся более отдаленные и изолированные государства, такие как Австралия.

Незаконный ввоз мигрантов представляет собой угрозу безопасности Австралии, так как прибывающие лица не проверяются должным образом на предмет их криминального прошлого и состояния здоровья, а нахождение большого числа незаконных неграждан в стране является затратным и подрывает суверенитет государства, ослабляя его границы. С сентября 2008 года наблюдается рост числа случаев незаконного ввоза мигрантов морским путем. Пассажирами в основном являются граждане Афганистана, Ирана, Ирака и Шри-Ланки.

Торговля людьми является еще более тяжким преступлением. Она также представляет собой хорошо отлаженный и чрезвычайно прибыльный в Азиатско-Тихоокеанском регионе бизнес. Его масштаб доподлинно не известен, однако представляется, что национальные правительства начали по-настоящему серьезно подходить к этой проблеме только в последние годы. Большинство потерпевших от торговли людьми составляют женщины и дети из Азии, Африки и ряда государств Восточной Европы, из которых до 80% подвергаются сексуальной эксплуатации, а 20% - принудительному труду. Торговля людьми связана также с некоторыми смежными преступлениями, такими как изнасилование, убийство, пытки и незаконное лишение свободы. Несомненно, прибыли от этого бизнеса велики. Согласно приблизительным подсчетам Всемирной организации по миграции, ежегодный доход от торговли людьми в мире составляет не менее 10 миллиардов долларов США <1> и может конкурировать с доходами от торговли наркотиками.

--------------------------------

<1> URL: http://www.aph.gov.au/library/pubs/rn/2004-05/05rn20.htm (дата обращения: 08.08.2012).

Люди становятся жертвами торговли в основном со следующими целями: вовлечение в занятие проституцией; вовлечение в принудительный и рабский труд, в том числе в сельском хозяйстве, промышленности и т.п.; привлечение к работе в качестве домашней прислуги; незаконное усыновление; вовлечение в попрошайничество; изъятие органов.

В процесс трафика вовлечено множество лиц, начиная с тех, кто осуществляет поиск потерпевших, до тех, кто организует их транспортировку и изготовление документов. Поиск потерпевших может быть различным: от привлечения людей заведомо ложными перспективами до угроз. Детей могут продавать свои же родители.

Число лиц, попадающих в Австралию в результате трафика, неизвестно. Недавнее парламентское расследование сексуального рабства в стране приблизительно определило число женщин, ввозимых в Австралию таким путем, в 300 - 1000 человек ежегодно <1>. Согласно данным этого расследования, большинство женщин, ввозимых в Австралию, рекрутируется в Юго-Восточной Азии и Китае для последующей сексуальной эксплуатации. Они обеспечиваются поддельными или незаконно полученными документами, в том числе визами (обычно студенческими или туристическими) и деньгами. По прибытии на место, их документы отбираются, а сами они направляются в публичные дома по всей стране, где их перемещение и контакты ограничиваются. Затем их обычно обязывают выплатить еще и "долг" в сумме до 40 тысяч австралийских долларов в счет погашения расходов на переезд.

--------------------------------

<1> Ibid.

Уголовный кодекс Австралии содержит следующие составы, предусматривающие уголовную ответственность за торговлю людьми:

Состав преступления Санкция
Организация или осуществление въезда другого лица на территорию Австралии с применением угроз или насилия (ст. 271.2 (1)). Лишение свободы на срок до 12 лет.
Организация или осуществление вывоза другого лица за пределы Австралии с применением угроз или насилия (ст. 271.2(1A)). Лишение свободы на срок до 12 лет.
Организация или осуществление въезда другого лица на территорию Австралии лицом, сознательно допускающим последующую эксплуатацию потерпевшего (ст. 271.2(1B)). Лишение свободы на срок до 12 лет.
Организация или осуществление вывоза другого лица за пределы Австралии лицом, сознательно допускающим последующую эксплуатацию потерпевшего (ст. 271.2 (1C)). Лишение свободы на срок до 12 лет.
Организация или осуществление въезда другого лица на территорию Австралии в случае введения потерпевшего в заблуждение относительно его последующей эксплуатации, включая сексуальную эксплуатацию, попадания в долговую зависимость от организаторов переезда, либо изъятия его документов (ст. 271.2 (2)). Лишение свободы на срок до 12 лет.
Организация или осуществление вывоза другого лица за пределы Австралии в случае введения потерпевшего в заблуждение относительно его последующей эксплуатации, включая сексуальную эксплуатацию, попадания в долговую зависимость от организаторов переезда, либо изъятия его документов (ст. 271.2 (2A)). Лишение свободы на срок до 12 лет.
Организация или осуществление въезда в Австралию, а равно вывоза из Австралии другого лица, с которым достигнута договоренность об оказании им впоследствии услуг сексуального характера при введении потерпевшего в заблуждение относительно (ст. 271.2 (2BC)): а) характера предоставляемых сексуальных услуг; b) степени его свободы покинуть место оказания сексуальных услуг; c) степени его свободы прекратить оказание сексуальных услуг; d) степени его свободы покинуть место проживания Лишение свободы на срок до 12 лет.
Вышеперечисленные составы являются квалифицированными в случае жестокого, негуманного или унизительного обращения с потерпевшим, а также в случае опасности для его жизни (ст. 271.3) Лишение свободы на срок до 20 лет.
Организация или осуществление въезда в Австралию, а равно вывоза из Австралии лица, не достигшего возраста 18 лет, с целью его эксплуатации или вовлечения в занятие проституцией (ст. 271.4) Лишение свободы на срок до 25 лет.

Транспортные средства, использованные для совершения миграционных преступлений, подлежат конфискации за исключением тех, которые используются для регулярных перевозок в том случае, если их владелец или пользователь не знал и не мог знать о происходящем нарушении (ст. 261A).

В статьях 271.2, 271.6 и 271.7 Уголовного кодекса Австралии предусмотрена ответственность за "внутреннюю торговлю людьми" (domestic trafficking in persons). Данные составы являются аналогичными вышеперечисленным составам и влекут за собой применение тех же санкций.

До ратификации Австралией дополнительных протоколов ООН и внесения соответствующих изменений во внутреннее законодательство случаи торговли людьми в судебной практике в основном рассматривались как незаконное лишение свободы или сексуальное рабство (ст. 270 УК).

Австралия является страной, привлекательной для торговцев людьми. Потерпевшими же являются в основном женщины из Восточной, Юго-Восточной Азии, в особенности из Таиланда и Китая, а также из некоторых других стран. Большинство из них впоследствии привлекается к оказанию услуг сексуального характера в официальных и неофициальных публичных домах. Крайне малое число случаев соответствует представлению о грубо насильственном похищении и перемещении через границу. Как правило, потерпевшие женщины до своего переезда в Австралию работали в сексуальной индустрии в своих государствах и знали о сексуальном характере своей будущей работы. Однако они не были осведомлены о тяжелых условиях работы и проживания. Они обычно лишаются возможности поддерживать связь с внешним миром, их документы отбираются, к ним применяется физическое принуждение, угрозы, возложение обязанности выплатить некий "долг" и т.п.

Австралийское правительство осуществляет помощь жертвам торговли людьми и их семьям. Оно финансирует программы по возвращению жертв торговли людьми на родину и дополнительную программу по реинтеграции тайских жертв в тайское общество. Жертвы торговли людьми, которые идут на сотрудничество с правоохранительными органами в целях изобличения и уголовного преследования торговцев людьми, имеют право на получение временной визы и определенного социального пакета. Правительство также проводит общественную компанию, убеждая жертвы обращаться на горячую линию и делая приговоры виновным публичными.

Соглашения по борьбе с торговлей людьми было заключено на правительственном уровне с Камбоджей, Мьянмой, Лаосом и Таиландом с целью координации усилий и проведения совместных расследований. Совместно с правительством Индонезии оно основало и возглавляет Балийский процесс (the Bali Process) по незаконному ввозу мигрантов, торговле людьми и связанной с этим транснациональной преступностью. Оно также финансирует Проект азиатской региональной кооперации по предотвращению торговли людьми (the Asia Regional Cooperation to Prevent People Trafficking Project), направленный на усиление системы уголовной юстиции в Таиланде, Лаосе, Мьянме и Камбодже. В 2004 году была запущена Программа по поддержке жертв торговли людьми (Support for Victims of People Trafficking Program), курируемая Службой по делам женщин (Office for Women) при правительстве Австралии.

В 2003 году правительством Австралии была принята Стратегия против торговли людьми (Anti-Traffic Strategy) с бюджетом в 20 миллионов австралийских долларов, которая включает <1>:

------------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: