2.1. Уровни конфликтов в медицине
Конфликты в медицине, так же как и в других отраслях, происходят на трех уровнях противоречий (высшем, среднем и низком):
1. Система здравоохранения – общество;
2. Учреждения здравоохранения (администрация) – медицинский персонал;
3. Медицинский персонал – пациенты (и их родственники).
Приведенная схема раскрывает так называемые вертикальные конфликты, субъекты которых занимают разное социальное положение, ранги и обладают разной силой.
В системе здравоохранения существуют и горизонтальные конфликты:
1. На уровне «ОБЩЕСТВО» могут возникать противоречия и конфликты по поводу проводимой в обществе политики в области здравоохранения между основной частью граждан (гражданским обществом) с одной стороны — и высшими руководящими структурами (органами власти) – с другой.
2. На уровне «АДМИНИСТРАЦИЯ» возможны как вертикальные конфликты между различными уровнями управленческих структур, так и горизонтальные — например между различными лечебными учреждениями.
3. На уровне «ВРАЧ», «БОЛЬНОЙ» возникают горизонтальные конфликты: врач-врач, больной-больной.
2.2. Противоречия, из-за которых возникают конфликты
в системе здравоохранения
На уровне «ОБЩЕСТВО – ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
1. Отсутствие целостной и последовательной концепции развития здравоохранения.
2. Недостаточность финансового и материально-технического обеспечения системы здравоохранения. Имеет объективные (экономика в упадке, недостаток ресурсов) и субъективные (недальновидная, безответственная политика государства) причины.
3. Скудность выделяемых средств ведут к таким негативным последствиям как:
· Социально-трудовые конфликты, забастовки, митинги, пикетирование;
· Закрытие участковых больниц;
· Недостаток денежных средств на лекарственное обеспечение и оборудование;
· Недовольство медицинского персонала уровнем вознаграждения своего труда. Это заставляет искать дополнительные заработки, что снижает качество работы.
2.3. Конфликты в системе врач – больной
Суть конфликтов в системе врач-больной заключается в столкновении мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и ожиданий участников взаимодействия.
Выделяются объективные, субъективные и нереалистические конфликты.
Объективные конфликты вызваны неудовлетворением обещанного, несправедливым распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных результатов.
Примерами могут служить:
1. Обещание врачом больному полного излечения, а в результате особенностей течения болезни наступила стойкая утрата трудоспособности;
2. Некачественное выполнение своих обязанностей (послеоперационные осложнения по вине медицинского работника, несвоевременный обход);
3. Отказ в госпитализации больного или несвоевременная госпитализация.
4. Несвоевременное выполнение операций, процедур и т.п.
5. Помещение в палату с умирающим больным.
6. Требование в покупке медикаментов.
7. Требование вознаграждения за выполненную работу.
Субъективные конфликты. Этот тип конфликта часто связан с несовпадением ожиданий пациента с реальностью.
Поводом может служить несоответствующее представление о должном поведении медицинского персонала (грубость, неучтивость), проведении процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия нахождения в стационаре (грязь, шум, запах), неправильная диагностика или неправильное назначение терапии.
Нереалистичные конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, — когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Этот конфликт нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу в частности.