Вхутемас и реформа архитектурного образования

Осенью 1918 г. в Москве была реорганизована система художественного образования. На основе бывшего художественно-промышленного училища им.Строганова были созданы Свободные Государственные художественные мастерские (СГХМ), а на базе Училища живописи, ваяния и зодчества – Вторые СГХМ.

Осенью 1920 г. произошла вторая реорганизация – слияние Свободных Государственных художественных мастерских и создание Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). ВХУТЕМАС стал учебным заведением нового типа, объединившим художественные, архитектурный и производственные факультеты. Теоретические идеи получали здесь экспериментальную разработку в острой борьбе идей. Сторонниками новаторского направления были преподаватели-архитекторы братья В. и А. Веснины, М.Гинзбург, братья И. и П.Голосовы, сторонниками традиционного направления – И.Жолтовский, Э.Норверт, А.Щусев.

На архитектурном факультете имелись три мастерские - И.Жолтовского, А.Щусева и И.Рыльского. Преподавание велось в соответствии с классическим методом – изучались ордера, конкретные памятники архитектуры в исторических стилях, затем общие приемы композиции. Однако среди студентов нарастало неприятие классики.

Памятным стало собрание студентов, на котором выступил Н.Ладовский. Он рассказал о новом подходе к архитектуре, роли психологии восприятия, роли пространства в формировании архитектурной композиции, аналитическом подходе к элементам формы. Он предложил психоаналитический метод проектирования, где в основу создания композиции должен быть положен человек и особенности его восприятия формы, пространства, цвета и т.п.

По инициативе Н.Ладовского в рамках архитектурного факультета были созданы автономные Объединенные левые мастерские (Обмас), где внедрялась новая методика преподавания архитектурного проектирования. Обучение вели Н.Ладовский, Н.Докучаев, В.Кринский. Позднее к ним присоединились студенты старших курсов, прошедшие у них обучение и внедрявшие новую методику на младших курсах.

Особое значение Обмаса (1920-1923 гг.) состояло в следующем:

формирование нового метода обучения архитектуре;

разработка межфакультетских подготовительных курсов «Пространство»;

выработка творческой концепции формообразования рационализма, приемов и средств выразительности нового стиля.

У Н.Ладовского приемы построения объемно-пространственной композиции основаны не на изучении классики, а на освоении основных «элементов архитектуры» (форма, масса, ритм, пространство и др.). Каждый элемент архитектуры отрабатывался со студентами на отвлеченных заданиях, а затем на конкретных (производственных). В основе каждого задания – учет закономерностей восприятия и организация пространства. Обязательным видом подачи материала стал макет. Метод Н.Ладовского привел к бурному генерированию профессиональных приемов и средств архитектуры, способствовал выработке профессионального языка новой архитектуры. Проекты, выполненные под его руководством, наряду с явно выраженной рациональной логикой отличаются свободой объемно-пространственной композиции.

Лидеры рационализма и первое поколение их учеников были поглощены преподаванием во ВХУТЕМАСе и мало участвовали в реальном проектировании. Но таким образом рационализм укрепился в основной архитектурной школе и сильно повлиял на советскую архитектуру 1920-х годов, придав ей художественно-образный характер в отличие от немецкого функционализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: