Пантеизм и средневековое мировоззрение – духовная основа культуры Северного Возрождения

Основы: Пантеизм, влияние средневековья, размышления о философских проблемах, изображение человека индивидуален, не идеализирован, нет интереса к личности.

Условен. Севернее Италии – Германия, Нидерланды, Франция. Опирались НЕ на античное наследие!В основе мировоззрения вопросы религиозно-философского обоснования существования человека. Философская основа – Пантеизм, не отрицал прямого существования бога,но роастворял его в природе, наделяя природу божественными атрибутами, такими как Бесконечность, божественность, величие,безграничность, вечность. В каждой частице мира есть бог = кусочек, чтобы его изображали = появление пейзажа. Место человека- камень, травинка, дерево, скала, человек. Художники ничего хорошего не думали о человеке.- человек достоин, но не больше, чем травинка. Философские поиски интересовали художника больше, чем пропорции, закономерности.

Истина волновала больше, чем красота.

Ян Ван Эйк. – зашедшее солнце, которое может затмить даже Италию. «Гентский алтарь»

Мир прекрасен во всех своих проявлениях. Индивидуальная характеристика каждого из людей.

«Портрет четы Арнольфини». Поэтизируется каждая вещь.

Красивые вещи и некрасивые лица. В ОТЛИЧИЕ ОТ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Человек никогда не закрывает природу, он в ней растворен. Не идиллизируются его внешние черты. Его достоинства - величие в обыденности.

Босх. «Воз сена». Нет величия. «Несение креста».Показал человека изнутри, а не снаружи. Влияние на художников.

Итальянцы любили поклонение волхвов(можно показать величие). Худ. Сев. Возрождения любили поклонение пастухов.

Величественная и прекрасная природа.

Иоахим Патинир. Реальный пейзаж. Окрестности, где жил. Пейзаж- как самостоятельный жанр.

Питер Брейгель. «Ловушка для птиц». Природа величественна. «Падение Икара» пахарь, патсух, никому нет дела до этой смерти. «Изображение меча» «Разоритель гнезд» «Сорока на виселице» «Охотники на снегу» -!!фильм «Солярис» - Андрей Тарковский. «Слепые»

Грюневальд, Дюрер – Северный Леонардо.

- Барочная концепция – человек - тростинка в бесконечном мире. Раздираем страстями.Барокко – свойственна театральность, напыщенность. Быстротечность времени - время часовщиков, человек смертен.

ва способа уйти: 1) гедонизм, 2)либо в мистику- экстаз Святой Терезы, чувственность.

Классицизм – один из ведущих стилей, новое время,17 столетия. отразил теорию и практику барокко, определенные кризисные явления. Несовершенство мира - противопоставить другой мир - идеальный, (гражданские позиции,идея долга являются одной из ведущих идей) 17-18 веков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: