Представление о человеке в христианском мировоззрении

Христианское искусство – 1 тыс.н.э.

Состав Библии. Несколько переводов.Основа- Ветхий и Новый завет.

Ветхий(значительная часть книг иудеев) – о Всемогущем Боге,кот имеет разные наименования - Саваоф, Яхве,Адонаил – единый бог.кот. явл. творцом всего мира и творец человека. Источник всего сущего.

Единство - (многочисленные книги)- 39 книг.,27 книг Нового завета написаны разными авторами в разное время, но все книги прониктуны единой моралью, единой мыслью единое учен-ео спасении,все 66 книг написаны более чем 40 авторов представляют собой единство и полноту цели..

4 группы.

Старый завет

1.)книги,в кот. содержится закон, (5 книжие Моисеево,Тора, книга Бытия, Исход,Левит,Числа и т.д) Рассказывается о начальной точке - творение мира. Время потопа,патриарха Авраама. Исход и скрижали.

Неисчерпаемый источник для художественной культуры. Адам и Ева - образ грехопадения.(Возрождение,Современное искусство-Филонов). Современное искусство- Филонов. Образ Самсона из книги Судей. Можно проследить с 12 до 20 века.

2). Исторические книги. Народ богоизбранный. Книга Иисуса Навина. Книга судей. Книга царств.1,2,3,4 - Золотой век –правление Саула, Соломона, Давида.

3)Книги учительные или художественные. Песнь песней Соломона. Книга Иова. Псалтирь. Притча Соломона. Книга Самая занимательная из книг для 20 века. Израиль,не священный народ.Книга, как обретение веры как доверия.

Книга Эклезиаста – философский ответ о вечности. Время собирать камни - Всему свое время. Пессиместический настрой.

Притчи Соломона. Эклезиасст. Екклесиа́с т Песнь песней. Прославление супружеской любви.- вершина чувственной поэзии.

4) пророческие книги. От Исайи до Малахея, время отхода от веры.

Книги Нового завета.

1)Книги,в кот. содержится закон - 4 евангелия.

2)Исторические книги – деяния апостолов.

3) учительные – Послания апостолов

4)пророческие - Откровения Иоанна Богослова.

Русская культура. В нашей речи употребляем Библеизмы-слова и выражения, кот. основой своей близки к повествованию из Библии.(Ах ты,Ирод, допотопный телефон, я умываю руки,да будет свет!,знать,как Отче Наш, Злачное место, где много злаков - образ рая- сад.-монастырские сады(на Валааме) Нарицательные имена и образы, выражения.

Понятие человека.Христианская антропология –

В язычестве - человек- часть природы,подчиняется законам природы,которые в природе существуют. Христианство выводит человека из природного контекста. Греческие боги не всесильны.

Христианство Появляется понятие личности. У человека –личность,образ бога,не природная сила, а некое богоподобие. Нравственный идеал- Христос. Единство человеческого рода. И человек-больше мира. Человек – это макрокосм в микрокосме. Микрокосм- маленькая модель вселенной. Человек больше мира, он большой мир в маленьком мире.НО! не может вместить: Образ бога, личность и совесть. Макарий Египетский: Смотри какие Небо, земля, солнце и луна,но не вних бог, а только в человеке = человек драгоценнее всех тварей.

Августин Блаженный 4 в. Н.э.,,Исповедь,, - переворот в европейском мировоззрении европейской культуре. В произведении внутренний сюжет, что происходит в душе человека!(до этого не было никому интересно)Персонажи античных произведений - перемена декораций. Проповедь Христа - перемена внутри человека. (юношей я был очень жалок. Дай мне целомудрие, но только не сейчас) Человек выше природы, выводится из природного контекста = осознать совершенно по-другому свое поведение, в другой системе координат. Человек ценим по нравственным критериям. = 1.свобода от природного контекста (Паскаль «Человек всего лишь тростинка, но мыслящая. Человек выше своего убийцы-Вселенной, т. к. знает, что умирает, а Вселенная не знает») 2. Ответственность и свобода

Почему вынимается человек из природного контекста? Уходит понятие рока,нет рока- нет судьбы, будущее обуславливает мой выбор сейчас, а не мое прошлое.Свой выбор,несет за выбор ответственность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: