1. Так как внедрение любых новшеств является не столько про
цессом техническим, сколько социальным и психологическим, это
означает, что для предупреждения инновационных конфликтов
важнейшим условием является решение социально-психологи
ческих проблем распространения нововведений. Это означает
создание определенной схемы, которая включает в себя четкое
описание разработки, внедрения и распространения этих ново
введений. Также важно, чтобы достаточно были разработаны ме
тодологические и теоретические проблемы инноваций с учетом
специфики коллектива, организации, государства. Психологи
ческий и социальный уровень процессов инноваций является их
важнейшей частью.
2. На конструктивное разрешение ш -ювационных конфлик
тов во многом влияют личностные, т. е. индивидуально-психоло
гические, особенности конфликтующих сторон, а также их про
фессиональные и нравственные качества. Высокий уровень
профессионализма и высокоразвитые нравственные качества
противоборствующих сторон повышают вероятность конструк
тивного исхода конфликта.
|
|
3. На конструктивное протекание и разрешение конфликта
оказывает влияние выраженность негативных эмоций оппонен
тов по отношению друг к другу. Чем большую степень выраженно
сти имеют эмоции и чем более они негативны, тем ниже вероят
ность конструктивного протекания конфликта. Частые неконтро
лируемые вспышки негативных эмоций ведут к деструктивному
протеканию и разрешению конфликта.
4. Консерватору по сравнению с новатором в меньшей степе
ни свойственно переживать и нервничать в процессе инноваци
онного конфликта. Однако если он чаще переживает негативное
эмоциональное состояние, то это в большей степени определяет
невыгодный для него исход конфликта. Конструктивное разре
шение конфликта может быть осуществлено в том случае, если
оппоненты смогли снизить уровень негативных эмоций и непри
язни по отношению друг к другу.
5. Результат разрешения конфликта и связанных с ним про
тиворечий во многом зависит от степени правоты одного из учас
тников — новатора или консерватора.
и
6. На процесс протекания и разрешения конфликта влияют такие ситуативные факторы, как поддержка, помощь коллег, окружающих людей. В этом случае повышается вероятность благоприятного, выгодного разрешения конфликта для той стороны, у которой эта поддержка выражается в большей степени. При этом новатор, как правило, получает такую поддержку в гораздо большей степени, чем консерватор. Мотивы поддержки новатора и консерватора неодинаковы. Новатора поддерживают чаще из деловых соображений, а консерватора — из личных. Если правый оппонент получает выраженную, открытую и однозначную поддержку общественности, то вероятность разрешения конструктивного конфликта в его пользу сильно возрастает. Конструктивное развитие инновационного процесса обусловлено позитивными взаимоотношениями оппонентов.
|
|
7. Хорошая информированность членов коллектива, организации о сущности и особенностях нововведений снижает вероятность остроты инновационных конфликтов. Также важную роль играет способ, с помощью которого осуществляется нововведение: если внедрение осуществляется руководителем, оно имеет меньшую вероятность вызвать конфликт и недовольство, чем внедрение его сослуживцами.
8. Интенсивность и активность процесса нововведения способствуют характеру развития этого процесса. Так, медленное и постепенное внедрение инноваций в меньшей степени способно вызвать недовольство и противостояние, чем резкое и быстрое осуществление того или иного новшества. Если урегулирование конфликта берет на себя руководитель, то это повышает вероятность его конструктивного исхода и сохранения взаимоотношений и возможности совместной деятельности оппонентов. Но при этом чем выше ранг лица, который включается в урегулирование конфликта, тем ниже становится эффективность тех действий, которые используются для его разрешения.
9. Конструктивное разрешение инновационного конфликта обусловливается учетом следующих основных психологических условий: прекращения конфликтного противоборства новаторов и консерватопов; поиска общего в интересах, целях и позициях оппонентов; участия в разрешении конфликта третьих лиц, лучше руководителей; открытой и однозначной поддержки окружающих правого оппонента; выбора участниками конфликта на завершающей стадии конфликтного взаимодействия оптимальной стратегии поведения (для новатора такими стратегиями являются сотрудничество, компромисс и избегание, а для консерватора — компромисс и сотрудничество); уменьшения уровня негативных эмоций по отношению к оппоненту1.
' Аниупов А. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 401.
Глава 9 Конфликты больших социальных групп