Умышленное тяжкое телесное повреждение (ст. 121 УК). Отличие умышленного тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть потерпевшего, от умышленного убийства 13 страница

Если лицо неосторожно относится только к последствиям в виде причинения тяжких телесных повреждений или гибели людей, а к последствиям в виде уничтожения или повреждения имущества, умышленно, содеянное им следует квалифицировать по ч. 2 ст. 194.

6. Неосторожное уничтожение или повреждение имущества, которое произошло в результате нарушения специальных правил (охраны, эксплуатации, безопасности, поведения и тому подобное), что образует самостоятельный состав преступления (против окружающей среды, против общественной безопасности, против безопасности производства и тому подобное), подлежит квалификации не по ст. 196, а по статье, которая содержит специальную уголовно-правовую норму об ответственности за нарушение таких правил (например, стст. 276, 281, 282, 291).

Комментарий к статье 401. Понятие военного преступления
1. Воинскими преступлениями признаются предусмотренные настоящим разделом преступления против установленного законодательством порядка несения или прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных (или поверочных) или специальных сборов.

1. По соответствующим "статьям настоящего раздела несут ответственность военнослужащие Вооруженных Сил Украины, Службы безопасности Украины, Пограничных войск Украины, внутренних войск Министерства внутренних дел Украины и других военных формирований, образованных согласно законам Украины, а также другие лица, определенные законом.

3. Лица, не указанные в настоящей статье, за соучастие в военных преступлениях подлежат ответственности по соответствующим статьям этого раздела.

4. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьями" этого раздела, может быть освобождено от уголовной ответственности согласно статье 44 настоящего Кодекса с применением к ней мер, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Украины.

1. В отличие от других групп преступлений, предусмотренных УК, понятие военного преступления определено непосредственно в законе (ч. 1 ст. 401). Однако, в этом определении раскрываются не все признаки военного преступления, а только специфические, которые позволяют отграничить военные преступления от іншихВодночас, для военных преступлений вполне характерными остаются и общие признаки преступления. К специфических признаков военного преступления отнесены специальные: 1) объект посягательства - установленный законодательством порядок несения или прохождения военной службы; 2) субъект - военнослужащий, а в случае совершения большинства военных преступлений также военнообязанный во время прохождения последним учебных (проверочных) или специальных сборов; 3) уголовная противоправность - признания деяния воинским преступлением только в том случае, если оно прямо предусмотрено в разделе XIX Особенной части УК Украины.

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков деяние не может быть квалифицировано как военное преступление. Так, не образуют состава военного преступления деяния, посягающие на установленный порядок несения военной службы (похищение частного имущества или хулиганство на территории воинской части), или такие, что хотя бы и посягали на воинский правопорядок, но совершенные рабочими или служащими ВООРУЖЕННЫХ сил или других воинских формирований (неисполнение приказа, нарушение правил вождения специальной машины и т. д), либо не предусмотрены законодательством как военные преступления (скажем, переход военнослужащего на сторону врага в условиях военного состояния или служебный подлог, совершенный военным служебным лицом квалифицируются как общеуголовные преступления).

2..Установленный порядок несения и прохождения военной службы (воинский правопорядок) - это совокупность таких, что возникают в процессе жизни и боевой деятельности войск, общественных отношений, закрепленных в законах, военных уставах, положениях о прохождении службы различными категориями военнослужащих и других актах законодательства. В состав этого порядка относятся: порядок подчиненности и воинской чести; порядок прохождения военной службы; порядок эксплуатации вооружения и военной техники и пользования военным имуществом; порядок несения специальных служб; порядок хранения военной тайны; порядок осуществления своих полномочий военными служебными лицами ВООРУЖЕННЫХ сил и других военных формирований; порядок выполнения воинского долга в бою и в других особых условиях; порядок соблюдения обычаев и правил ведения войны.

Для того чтобы понять, было ли посягательство на порядок несения (прохождения) военной службы, необходимо установить, было положено соответствующими актами законодательства на военнослужащего обязанность действовать определенным образом, или, наоборот, воздерживаться от определенного поведения.

3. Субъектами воинских преступлений могут быть только военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения ими соответствующих сборов.

Военнослужащими являются лица, которые проходят военную службу в ВС Украины и других военных формированиях. Военная служба - это государственная служба особого характера, которая заключается в профессиональной деятельности пригодных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины, связанной с защитой Отечества. Видами военной службы являются: а) срочная военная служба; б) военная служба по контракту солдат и матросов, сержантов и старшин; в) военная служба по контракту прапорщиков и мичманов; г) военная служба (обучение) по контракту курсантов, слушателей (высших военных учебных заведений, а также высших учебных заведений, которые имеют кафедры военной подготовки (факультеты военной подготовки, отделения военной подготовки, институты военной подготовки) по программам подготовки на должности лиц офицерского состава;

д) военная служба по контракту лиц офицерского состава; е) военная служба лиц офицерского состава по призыву; ж) кадровая военная служба лиц офицерского состава, зачисленных в ВС и

других военных формирований к введению военной службы по контракту.

Правовой статус курсанта школы прапорщиков зависит от того, был он причислен к такой школы во время прохождения срочной военной службы или военной службы по контракту, а также от того, было ли ему до зачисления в школу прапорщиков присвоено сержантське звание.

Воинское формирование - созданная в соответствии с законодательством совокупность военных объединений, соединений и частей и органов управления ими, которые комплектуются военнослужащими и предназначены для обороны Украины, защиты ее суверенитета, государственной независимости и национальных интересов, территориальной целостности и неприкосновенности в случае вооруженной агрессии; вооруженного конфликта или угрозы нападения путем непосредственного ведения военных

(боевых) действий.

Кроме ВС, воинскими формированиями является ПВ, внутренние войска МВД, войска ГО, УГО, войска правительственной связи и другие подразделения Службы безопасности Украины.

Военными формированиями, согласно выполняемых ими функций, задач, их структуры и других критериев, не могут признаваться такие формирования, как, скажем, государственная военизированная горноспасательная служба в угольной промышленности, ведомственная военизированная охрана на железнодорожном транспорте и им подобные.

Военнообязанными являются лица, находящиеся в запасе ВООРУЖЕННЫХ сил или других военных формирований. Согласно законодательству Украины они периодически призываются на учебные (или проверочные) и специальные сборы. Военнообязанные во время прохождения ими учебных или других сборов приравниваются к военнослужащим:

они принимают на собрании военную присягу, им присваиваются воинские звания, они носят военную форму одежды и знаки отличия военнослужащих, как и военнослужащие, подразделяются на рядовой, сержантский и старшинский состав, состав прапорщиков и мичманов, офицерский состав, имеют одинаковые с военнослужащими права и обязанности, вытекающие из условий воинской службы, и тому подобное.

На учебные сборы военнообязанные в зависимости от их разряда призываются два или три раза на срок до двух или до одного месяца каждый раз на проверочные - в период между учебными на срок до десяти дней, а на специальные - на срок до двух месяцев в случае принятия Президентом Украины решения о введении в Украине или отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявление отдельных местностей Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации.

В отдельных нормах раздела XIX Особенной части УК как субъекты преступления указываются только военнослужащие (ч. ч.213 ст. 407, ч. 1 ст. 409, ч. 1 сг. 410, ст. 431), в т.ч. военнослужащие срочной службы (ч. 1 ст. 407, ч. 1 ст413). Если же конкретная норма раздела XIX Особенной части УК прямо указывает лишь на военнослужащего как субъекта соответствующего преступления, этой норме нельзя давать расширительное толкование. Следовательно, законодателем сделано исключение из общей нормы (ч. 1 ст. 401) о том, что военные преступления совершаются как военнослужащими, так и военнообязанными во время прохождения последними учебных (проверочных) или специальных сборов,

В некоторых случаях объяснение относительно такого подхода вытекают также из соответствующих норм самого УК или других законов Украин

Так, по смыслу Закона Украины "О общий военный долг и воинскую повинность" понятие "прохождение военной службы" не охватывает собой понятие "прохождение сборов", а последнее является лишь видом выполнения воинского долга в запасе. Поэтому военнообязанные могут выполнять лишь отдельные обязанности военной службы и не несут ответственность за преступления против порядка прохождения военной службы (ст. ст. 407-409). Военнообязанные не могут нести ответственность за дезертирство (ст. 408) и потому, что они фактически не могут уклониться от военной службы (тем более - навсегда). За этими же причинами военнообязанные не несут ответственность за уклонение от военной службы путем самокалечения или симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, а также за отказ от несения обязанностей военной службы (ст. 409), Сроки прохождения сборов военнообязанными обычно не являются продолжительными: срок учебных сборов для военнообязанных первого разряда не превышает двух месяцев, а для военнообязанных второго разряда - одного месяца, срок поверочных сборов для всех военнообязанных не превышает десяти дней, а срок специальных сборов - двух месяцев. Поэтому военнообязанные конечно и не совершают этих преступлений, а чаще уклоняются от прохождения сборов вообще, за что несут ответственность по ч. 2 ст. 337,

Подобными причинами объясняется и отсутствие ответственности военнообязанных за расточительность, а также утере или порче выданных для личного пользования предметов обмундирования или снаряжения вследствие нарушения правил их хранения (ч. 1 ст. 413); прохождение сборов военнообязанными не является длительным, количество указанных предметов и их общая стоимость обычно являются незначительными, и, кроме того, военнообязанные за совершение указанного деяния несут материальную ответственность в полном размере,

Наконец, практически невозможным является совершение военнообязанными любых военных преступлений в условиях военного положения, в т.ч. преступлений, предусмотренных ст. ст. 427, 429 - 435, поскольку с началом военных действий все военнообязанные призываются на военную службу по мобилизации и становятся, таким образом, военнослужащими.

За хищение (путем кражи, грабежа или разбоя), присвоение, вымогательство военного имущества, завладение им путем мошенничества или злоупотребления служебным положением военнообязанные несут ответственность по соответствующим статьям раздела VI Особенной части, а за злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, бездействие власти, халатное отношение к службе - по статьям раздела XVII Особенной части УК.

За таким подходом общее положение ст401 о том, что воинскими преступлениями признаются предусмотренные указанным разделом преступления против установленного законодательством порядка несения или прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения последними учебных (или поверочных) или специальных сборов, не нарушается. Ведь за многими другими статьями этого раздела, кроме ст. ст. 407 - 410, ч. 1 ст. 413, сг. ст. 427, 429-435, военнообязанные действительно несут ответственность наравне с военнослужащими.

Других лиц, определенных законом, следует относить;

а) военнослужащих военных прокуратур и соответствующего управления ГП, военных судов и военной палаты ВС, военных

комиссариатов, а также должностных лиц Государственной фельдъегерской службы Государственного комитета связи и информатизации Украины,

имеющих воинские звания;

б) военнослужащих МО, СБ, УДО, ПВ, которые в соответствии с законами Украины на время выполнения определенных задач работают на штатных должностях в других учреждениях, предприятиях, организациях;

в) военнослужащих, по их согласию відкомандировані до органов исполнительной власти, на предприятия и в организации, выполняющие работы в интересах обороны государства и его безопасности (например, Национального космического агентства Украины, в аппарат Уполномоченного Президента Украины по вопросам контроля за деятельностью СБ, к Государственного предприятия обслуживания воздушного движения

Украины и т. д.);

г) военнослужащих административного и профессорско-преподавательского состава учебных заведений, входящих в систему МОН (Военного института Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, Военно-инженерного института при Подольской государственной аграрно-технической академии, военно-юридического факультета Национальной юридической академии им. Ярослава Мудрого, Львовского военного ордена Красной Звезды института имени гетмана Петра Сагайдачного при Национальном университете "Львовская политехника");

д) военнослужащих, которые проходят службу в украинских миротворческих контингентах - военных подразделениях ВС, других военных формирований, которые направляются Украиной для участия в между-' народных миротворческих операциях, в т.ч. военных подразделениях, которые входят в состав объединенных воинских подразделений, создаваемых совместно с другими государствами для участия в международных миротворческих операциях (украинско-польский совместный батальон и тому подобное);

е) военнослужащих ВС, других военных формирований и гражданских учреждений Украины, которые являются миротворческим персоналом, направляются Украиной для участия в международных миротворческих операциях и не входят в состав миротворческого контингента (военные наблюдатели, советники, штабные офицеры и тому подобное);

есть) военнопленных, которых Украина держит в плену. В соответствии с международным законодательством они подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах Государства, держащего их в плену. Последняя имеет право принимать судебные меры в отношении любого военнопленного, который совершит нарушение этих законов, уставов или приказов. Однако военнопленные не несут ответственность дальности за побег из плена, попытки такой побега и соучастие в чем Кроме того, исходя из постулата, что представители иностранных государств не могут быть представителями органов военного управления ВООРУЖЕННЫХ сил или других военных формирований Украины. військовополо нени, даже офицеры и генералы, не являются субъектами воинских должностных преступлений по УК Украины (в случае совершения ими, например, неуставных методов воздействия или насилия в отношении других военнопленных, которые являются подчиненными для них, они могут нести ответственность по ч. 2 ст. 431 или по статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности).

Следует, однако, отметить, что украинские военнопленные, которых держит другое государство - участник соответствующей Конвенции, и в плену остаются военными служебными лицами Украины, поскольку законодательством Украины не определен другой, и за совершение военных служебных преступлений во время плена могут нести ответственность по ст. ст. 423-426.

Несмотря на то, что лица руководящего и рядового состава органов милиции, налоговой милиции и других государственных органов по своим социальным и правовым защитой приравниваются законодательством к военнослужащим, что в этих органах действуют дисциплина и отношения подчиненности, близкие к военным, что для работников этих органов устанавливаются специальная форма одежды, похожая на военную, специальные звания и тому подобное, все это не дает оснований приравнивать указанных лиц к военнослужащим. Указанное касается и лиц, которые занимают должности министра обороны и его заместителей, если эти лица являются гражданскими. Соответственно, такие лица не являются субъектами воинских преступлений. Не являются военнослужащими и, соответственно, субъектами воинских преступлений военные лицеисты. Несмотря на то, что караульную службу несут работники ведомственной военизированной охраны, а вахтенную - моряки торговых судов, они не являются субъектами преступления, предусмотренного ст. 418, так же как и субъектами других военных преступлений.

Субъектом военных преступлений лицо может быть только в соответствующих временных пределах, которые определены в ст. 24 Закона Украины "О общий военный долг и воинскую повинность" - после начала и до окончания прохождения военной службы. Началом прохождения военной службы считается: а) день прибытия в военному комиссариата для отправки в воинскую часть - для призывников и офицеров, призванных из запаса; б) день зачисления в списки личного состава воинской части (военного заведения, учреждения и тому подобное) - для военнообязанных и женщин, поступающих на военную службу по контракту; в) день назначения на должность курсанта (слушателя) высшего военного учебного заведения, военного учебного подразделения высшего учебного заведения - для граждан, которые добровольно поступают на военную службу;

г) день назначения на должность - для граждан, принятых на военную службу в СБ.

Закінчеїнням прохождения военной службы считается день, с которого военнослужащий исключен приказом по воинской части (военному учреждению, учреждению) из списков личного состава. Вместе с тем, лицо, совершившее преступление против установленного порядка несения военной службы во время ее прохождения (военнообязанный во время прохождения сборов), подлежит привлечению к ответственности за такое преступление и после увольнения с военной службы (окончания сборов).

Определенное значение для квалификации военных преступлений могут иметь возраст и другие личные качества человека. Так, на срочную военную службу в мирное время призываются пригодные к ней по состоянию здоровья граждане мужского пола, которым ко дню отправки в военные Части исполнилось 18 лет. Призывники в возрасте от 17 до 2И года, В т.ч. те, которым 17 лет исполняется в год зачисления на обучение, Могут быть призваны на военную службу курсантов (слушателей) высших военных учебных заведений или высших учебных закла-

девах, которые имеют военные учебные подразделения, то есть на практике может возникнуть ситуация, когда военнослужащим является лицо в возрасте 16 - 17 лет. В случае совершения таким лицом преступления это должно, в соответствии с п. Ч. 1 ст. 66, расцениваться как обстоятельство, смягчающее наказание.
More: По общему правилу, лицо, незаконно (например, из-за недостижения им определенного возраста или негодность к военной службе по состоянию здоровья) призвана на военную службу, не является субъектом воинских преступлений. При наличии необходимых оснований такое лицо должно нести ответственность за совершение другого, не военного преступления.

Ответственность за военное преступление также исключается, если совершение такого преступления было непосредственно обусловлено непригодностью лица к военной службе вообще или к ее отдельным обязанностей по состоянию здоровья, возникшей в период прохождения службы. Прежде всего, это надо учитывать при привлечении лица к ответственности за преступления, которые не являются насильственными и обычно не характеризуются корыстными или другими низкими мотивами (неисполнение приказа, различные виды уклонения от военной службы, уничтожение или повреждение военного имущества, расточительство или утрата военного имущества, нарушение правил обращения с оружием, а также с веществами И предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, нарушение правил вождения и эксплуатации военной техники, нарушение правил несения специальных служб и тому подобное).

В случае совершения военнослужащими, которые стали непригодными к военной службе по состоянию здоровья в период и" прохождения, преступлений небольшой или средней тяжести, даже если совершение таких преступлений и не было непосредственно обусловлено состоянием их здоровья, они могут быть освобождены от уголовной ответственности согласно ст. 48 с применением к ним мер, предусмотренных Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Украины, или без применения таких мер.

Факт принятия или не принятия военнослужащим военной присяги не имеет значения для признания его субъектом военных преступлений. Из этого правила есть только два исключения: поскольку ст. 128 Устава гарнизонной и караульной служб и ст. 335 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Украины запрещается назначать до стражи и на боевое дежурство военнослужащих, не приняли военной присяги, такие военнослужащие не могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. ст. 418 и 420. В некоторых других случаях (скажем, при совершении преступлений, связанных с уклонением от военной службы) этот факт может рассматриваться лишь как обстоятельство, смягчающее наказание (ч. 2 ст. 66).

Военнослужащими, которые проходят службу в военных формированиях Украины, могут быть только граждане Украины, поскольку всеобщая воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в Украине. В то же время, как отмечалось выше, к ответственности за военные преступления по УК Украины могут быть привлечены и военнослужащие других стран' если они являются военнопленными (кроме совершения ими побега из плена, попытки такой побега и соучастия в ней, а так же совершения преступлений, целью которых было облегчение побеги и которые не сопровождались насильственными действиями против жизни и здоровья).

Военные преступления, совершенные военнослужащими, которые входят в состав соединений и воинских частей Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины, являются преступлениями против Российской федерации, а потому согласно с международными договорами Украины по делам об их совершении применяется законодательство Российской Федерации.

По общему правилу, установленному в соответствующем международном Соглашении, военнослужащие национальных составных частей общего украино-польского военного миротворческого батальона несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством государства, гражданами которого они являются. Однако, если противоправные действия военнослужащего не связана с исполнением служебных обязанностей, он несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством государства Стороны, на территории которой совершено противоправное действие. Если действия военнослужащего, совершенные в связи с выполнением служебных обязанностей, то военные власти направляющей государства имеют первенство в осуществлении юрисдикции в отношении этого военнослужащего в отношении преступлений, направленных исключительно против имущества или безопасности государства и преступлений исключительно против личности или имущества другого члена вооруженных сил этого государства или их гражданского персонала, а власти принимающего государства имеют первенство в осуществлении юрисдикции в отношении этого военнослужащего в случае любых других преступлений.

Граждане Украины, которые проходят альтернативную службу, не являются военнослужащими.

4. Со специальным субъектом военных преступлений как специфической их признаком связаны некоторые вопросы квалификации этих преступлений.

Согласно ч. Ст. 401, соучастие в воинских преступлениях лиц, не указанных в настоящей статье, влечет ответственность по соответствующим статьям раздела XIX Особенной части УК. Это положение является законодательным определением принципа ответственности соучастников преступлений со специальным суб'єктомІншими словам, исполнителями какого-либо преступления, предусмотренного ст. ст. 402-435. могут быть лишь военнослужащие, а другими соучастниками - и гражданские лица (например, как пособник - в случае подделки документов, которые стали основанием незаконного увольнения с военной службы, или как подстрекатель - в случае склонения военнослужащего к похищению оружия и тому подобное).

Гражданские лица не могут быть соисполнителями воинских преступлений. Поэтому в случае, когда военнослужащий и гражданское лицо совместными усилиями выполняют объективную сторону военного преступления, последняя несет ответственность за совершение военного преступления как пособник (квалифицирующий признак "по предварительному сговору Группой лиц" в данном случае не применяется). Так же квалифицируются и действия гражданского лица, которое совершило деяние, которое содержит признаки военного преступления, вместо военнослужащего (например, если военнослужащий склонил гражданское лицо до умышленного уничтожения военного имущества. При этом такой военнослужащий признается исполнителем преступления).

Отдельные военные преступления могут быть совершены только военнослужащими (военнообязанными), для которых присущи специальные признаки, подлежащие установлению в каждой конкретной

уголовному делу. Такими военнослужащими (военнообязанными), в частности, есть военная должностное лицо (ст. ст. 423-426) военный начальник (ст. 427), командир военного корабля, лицо из состава команды военного корабля (ст. 428), подчиненный (ст. ст. 402-405), лицо, которое входит в состав караула (вахты) или патруля (ст. 418), лицо, которое входит в состав наряда по охране государственной границы Украины (ст. 419), лицо, которое входит в состав сил боевого дежурства (боевой службы) (ст. 420), лицо, которое входит в состав суточного наряда части (кроме караула и вахты) (ст. 421), лицо, которому были доверены документы или материалы, содержащие сведения военного характера, составляющие государственную тайну, а также предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (ч. 2 ст. 422), украинский военнослужащий, который находится в плену (ст. 431), и тому подобное. Исполнителями перечисленных преступлений могут быть лишь лица, которые имеют соответствующие признаки. Другие военнослужащие (военнообязанные), а так же гражданские лица могут нести ответственность за указанные преступления только как организаторы, подстрекатели или пособники.

5. Положения, содержащегося в ч. 4 ст. 401 УК, означает, что лицо, совершившее военное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, как правило, при определенных, несколько особых условий.

По общему правилу, освобождение от уголовной ответственности в связи с совершенным военным преступлением сочетается с применением к военнослужащего (военнообязанного) дисциплинарного взыскания. В случае совершения военнослужащим (военнообязанным) другого, не военного преступления, освобождение его от уголовной ответственности и применения дисциплинарного взыскания не тянет.

Однако, вопрос о наложении дисциплинарного взыскания на военнослужащего (военнообязанного), освобожденного от уголовной ответственности, судом не может ставиться в случае, если на момент рассмотрения дела судом, например: а) военнослужащий подлежит увольнению с военной службы в запас или отставку в связи с его непригодностью к ней по состоянию здоровья в мирное время или вообще; б) военнообязанный подлежит освобождению из учебных, поверочных или специальных сборов с последующим увольнением с военной службы в отставку в связи с его полной непригодностью к ней по состоянию здоровья.

Конечно разграничение воинского преступления и дисциплинарного проступка осуществляется по правилу, что следует из ч, 2 ст. 11, но только в случае, если состав преступления характеризуется оценочными признаками (например, последствия неосторожного невыполнения приказа начальника тяжелыми или есть предмет таким, что представляет повышенную опасность для окружения). Если же деяние характеризуется как военное преступление с помощью совершенно определенных признаков, в которых отражено его общественную опасность, оно не может признаваться дисциплинарным проступком. Поэтому и факт увольнения военнослужащего (военнообязанного) от уголовной ответственности по ст. 44 не означает признания деяния дисциплинарным проступком.

Комментарий к статье 176. Нарушение авторского права и смежных прав
1. Незаконное воспроизведение, распространение произведений науки, литературы, искусства, компьютерных программ и баз данных, а так же незаконное воспроизведение, распространение исполнений, фонограмм и программ вещания, их незаконное тиражирование и распространение на аудио-и видеокассетах, дискетах, других носителях информации, а также иное использование чужих произведений, компьютерных программ и баз да

них, объектов смежных прав без разрешения лиц, имеющих авторское право или суміжжя права, если эти действия причинили материальный ущерб в крупном размере,-

наказываются штрафом в размере от ста до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, с конфискацией всех экземпляров произведений, материальных компьютерных программ, баз данных, исполнений, фонограмм, программ вещания и оборудования и материалов, предназначенных для их изготовления и воспроизведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: