Сложные жанровые формы. Поэма как лироэпический жанр

Поэ́ма — (др.-греч. ποίημα), крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею (см. также Эпос), безымянную и авторскую, которая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпических песен и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём «разбухания» (А. Хойслер) одного или нескольких народных преданий, либо с помощью сложных модификаций древнейших сюжетов в процессе исторического бытования фольклора (А. Лорд, М. Парри). Поэма развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-исторического значения («Илиада», «Махабхарата», «Песнь о Роланде», «Старшая Эдда» и др.).

Существует много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая. Ведущей ветвью жанра долгое время считалась поэма на всенародно-историческую или всемирно-историческую (религиозную) тему.

Балла́да — лироэпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку. Баллада возникла во Франции в результате распада кансоны в конце XIII века. Трехчастная схема баллады (сложившаяся, по-видимому, во времена Жана де Лескюреля, около 1300 г.) напоминает древнейшую структуру кансоны: ab/ab/ccd/D; если стихи положены на музыку, то ей соответствует последовательность мелодических фраз I/I/II. Стихи, относящиеся к одной музыкальной единице, имеют одинаковую длину и рифмы. Число стихов в строфе может варьироваться, но в XV веке мы видим тяготение к квадратной строфе: восемь восьмисложников или десять десятисложников. У поэтов-немузыкантов баллада с конца XIV века обычно завершается «посылкой», которая, как правило, начинается со слова «Князь» («Prince»), которое восходит к этикетному титулу «Пюи» поэтических состязаний XIII века, но может приобретать различный смысл в зависимости от обстоятельств. В «двойной балладе» та же схема развертывается в шести строфах. В силу своей относительной длины баллада может включать любые описательные и дидактические амплификации.

Ба́сня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится <краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Ж. Лафонтен (XVII век).

В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в 1-й пол. XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа. Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, С. Михалкова и другие.

Персонаж- вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении. В том же значении используется понятие литературный герой, действующее лицо. Понятие персонажа - важнейшее при анализе эпических и драматических произведений, где именно персонажи образующие определенную систему, и сюжет составляют основу предметного мира. В эпосе героем может быть и повествователь (гринев в капитанской дочке).В лирике же, воссоздающей прежде всего внутренний мир человека, персонажи изображаются пунктирно, фрагментарно, а главное – в неразрывной связи с переживаниями лирического субъекта.(крестьянская девушка в «Тройке» Некрасова). Чаще всего литературный персонаж-это человек. Степень конкретности его преставления может быть разной и зависит от многих причин: от места в системе персонажей (мальчик, замещающий внуков Самсона вырина), от рода и жанра произведения и пр. Но более всего принципы изображения, само направление детализации определяются замыслом произведения, творческим методом писатля: о второстепенном персонаже реалистической повести (Гагин в Асе), в биографическом, социальном плане может быть сообщено больше, чем о главном герое модернистского романа.Наряду с людьми в произведении могут действовать и разговаривать животные,растения, вещи, природные стихии, фантастические существа, роботы и пр. создавая героя, писатель обычно наделяет его тем или иным характером(характеры-общественно-значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей). Характеры: односторонний и многосторонние, цельные и противоречивые, статичные и развивающиеся, вызывающие уважение и презрение. Персонаж и характер-понятия не тождественные, что было отмечено Аристотелем: «действующее лицо будет иметь характер, если в речи или действии обнаружит какое-либо направление воли».Персонаж предстает, с одной стороны, как характер, с другой- как художественный образ, вополщающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.(чехов «толстый и тонкий»). Число характеров и персонажей в произведении обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица не имеющие характера, есть двойники. В соответствии с их статусом в структуре произведения персонаж и характер имеют разные критерии оценки. В отличии от характеров, вызывающих этически окрашенное к себе отношение, персонажи оцениваются прежде всего с эстетической точки зрения., т.е. в зависимости от того, насколько ярко полно и концентрированно они воплощают характеры. Средствами раскрытия характера выступают различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и т.д. Особой экономией средств изображения отличаются внесценические герои. Персональную сферу литературы составляют не только обособленные индивидуальности, но и собирательные герои(прообраз-хор в античности). Еще один путь изучения персонажа - исключительно как участника сюжета, действующего лица(но не как характер).С формированием личности именно характеры становятся основным предметом художественного познания. Основу предметного мира эпических и драматических произведений обычно составляют система персонажей и сюжет.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: