Экспериментальное исследование вытеснения. Вытеснение является одним из

психоаналитических механизмов, привлекающих широкое внимание исследователей. В

литературе описаны буквально дюжины исследований по данной проблеме. Помимо

недавних экспериментов полные обзоры среди прочих представлены Рапапортом, Сирзом,

Целлером и Корнером. Обычно в ранних исследованиях, посвященных феномену

собственно вытеснения, реализовывались различные подходы к изучению воспоминаний о

приятных и неприятных событиях, о завершенных и незавершенных действиях и т.п.

Несоответствие этих исследований теоретической концепции уже подвергалось суровой

критике,

· 163-

и нет необходимости снова повторять ее здесь. Лучше попытаться прежде всего определить

критерии, которым должно отвечать операциональное определение вытеснения, и

приложить эти критерии к недавним, возможно, самым утонченным исследованиям.

Собственно вытеснение относится к выталкиванию в бессознательное болезненного

содержания, которое некогда осознавалось. “Болезненный материал” состоит из

эмоционально заряженных идей, связанных с базисными бессознательными побуждениями

(например, сексуальными, агрессивными). Сознательное выражение этих отягощенных

конфликтом идей представляет угрозу для эго в форме сильной тревоги или вины. Поэтому

сами идеи удерживаются в бессознательном за счет постоянного контрдавления. Несмотря

на удерживание от проникновения в сознание, они стремятся к выражению прямыми и

непрямыми путями. Когда болезненный аспект устраняется, как бывает в процессе

психотерапии, идеи могут получить доступ в сознание. Таким образом, операциональное

определение должно учитывать следующее: 1) тревожащие идеи относятся к

провоцирующим конфликт побуждениям: 2) бессознательные процессы, представленные

идеями, устраняются от осознания; 3) продолжающееся стремление к выражению идей

постоянно сдерживается: 4) при благоприятных условиях сознательное выражение может

быть восстановлено.

Одно из недавних исследований Кита вызывает наибольший интерес. Хотя

эксперимент был направлен на сопоставление эффективности объяснительной и

эмоциональной методик психотерапии, его суть сосредоточивалась вокруг концепции

вытеснения. Кит использовал тест “Словесных ассоциаций” Юнга, чтобы у каждого

испытуемого выявить слово, относящееся к сфере нарушений. Затем проводился

эксперимент по обучению, в процессе которого у испытуемого, естественно, возникали

трудности во вспоминании этого слова. В последующем испытуемые (всего 30 человек)

подвергались 25-минутному индивидуальному психотерапевтическому воздействию. К

одной половине группы применялась только эмоциональная методика, при работе с

остальными испытуемыми эмоциональная методика комбинировалась с объяснительной.

После психотерапии каждый испытуемый снова ставился в ситуацию обучающего

эксперимента, подобную изначальной, за исключением того, что он должен был на

“потерпевшее неудачу” слово-стимул реагировать другим словом. Вспоминание забытого

слова считалось критерием успешности психотерапии. Выяснилось устойчивое

преимущество комбинирования психотерапевтических методик.

Оценка подхода Кита к вытеснению с позиций указанных выше четырех критериев

операционального определения приводит к наибольшему впечатлению от реализации

четвертого критерия. Определенно экспериментальные условия восстановления утраченной

ассоциации тесно приближаются к теоретической модели. Воплощение второго критерия

также выглядит удовлетворительно. Некоторое доказательство относительно третьего

критерия может быть выведено из характерных отчетов испытуемых о напряжении и

раздраженности при неспособности вспомнить ключевые слова. Что касается первого

критерия, то содержание стимула является в большей мере соответствующим определению,

чем в ранних исследованиях, но оставляет желать лучшего. Согласно замыслу, чрезмерная

нагрузка ложится на эмоциональное значение единственного слова, что отражается в

необходимости исключить ряд испытуемых из эксперимента. Мнение об уклончивом

определении сущности задачи возникает из личной беседы с Китом, когда он утверждает,

что должен попрактиковаться на многих испытуемых в целях достижения достаточного

вытеснения. В силу этого, по крайней мере, две другие попытки - аспирантов-психологов

Мичиганского и Станфордского университетов - повторить предпосылки эксперимента

потерпели неудачу.

Целлер провел два родственных эксперимента по собственно вытеснению. В

экспериментах от испытуемых требовалось запоминать и воспроизводить отстукиванием

полубессмысленные звуки. Экспериментальные группы отличались от контрольных

условиями в промежутках обучения. Между запоминанием первой и второй серий члены

экспериментальных групп претерпевали неудачу; между запоминанием второй и третьей

серий испытывали успех. Контрольные группы оба раза выполняли задачи в нейтральных

условиях. Эксперименты 1 и 2 различались главным образом разработкой способов

контроля. Результаты

· 165-

показывают, что неудача уменьшает способность к вспоминанию заученного

предварительно материала, тогда как успех увеличивает эту способность. С точки зрения

наших критериев исследования менее удовлетворительны, чем работы Кита. Принимались в

расчет второй и четвертый, но не учитывались первый и третий критерии операционального

определения. Наиболее серьезной критики заслуживает изначальная бессмысленность

содержания, которой придает значение разве что связь с безотносительной ситуацией

неудачи.

Еще одно исследование недавно провел Корнер, использовавший новый подход к

концепции вытеснения. Он предоставил нескольким группам испытуемых 18 предложений

и попросил дописать каждое из них тремя-четырьмя фразами, потом озаглавить рассказ

тремя словами. На индивидуальных собеседованиях испытуемым внушалось, что шесть из

18 заглавий свидетельствуют о недостатке сбалансированности их личностей, шесть

указывают на благоприятную сбалансированность и оставшиеся шесть ни о чем не говорят.

Затем они должны были в совершенстве заучить заглавия. Четырьмя днями позднее

выяснялось, сколько заглавий они способны вспомнить. Заглавия, приобретшие негативную

эмоциональную окраску, забывались значительно чаще по сравнению с позитивно

окрашенными и нейтральными заглавиями (соотношение 117:81:90). В контрольных

группах с отсутствием предполагаемой угрозы безопасности личности различий в

забывании не наблюдалось. Работа Корнера, однако, не отвечает первому, третьему и

четвертому критериям нашего определения. Содержание стимула снова носит характер

искусственной угрозы; не имеется возможности проследить непрерывное стремление

бессознательных побуждений к выражению; не предпринимается попыток восстановить в

сознании вытесненный материал.

Белмонт и Берч делают очень убедительное замечание о тенденции в изучении

проблемы вытеснения игнорировать факт возможного присутствия нескольких защитных

механизмов, которые человек использует в защите эго от угроз (см. прим. 13, эксперимент

Гоулдстайна). Если, например, изоляция более характерный для индивида механизм

защиты, он, вероятно, окажется в пустопорожней корзине негативных случаев. Авторы

предполагают, что небольшие абсолютные различия, хотя и статистически значимые, как в

исследовании Корнера, может быть, отражают неудачу “реиндивидуализировать гипотезу

вытеснения”. В их собственном исследовании 55 испытуемых обучались перечню 15

бессмысленных звуков. Пять из 15 звуков в период обучения ассоциировались с

болезненным ударом. Затем, 24 часами позднее, проверялось удержание материала с

помощью контроля оставшихся воспоминаний, повторного обучения, узнавания. Результаты

показали более быстрое обучение группы в целом под воздействием болевого раздражителя,

чем в нейтральных условиях, но приблизительно одна треть группы обучалась под

воздействием болевого раздражителя медленнее. Изучение выделенных подгрупп раскрыло

значимые различия между ними и по распределению других данных. Белмонт и Берч

приходят к заключению, что результаты подтверждают их изначальное утверждение. С

точки зрения операциональных критериев эксперимент, подобно исследованию Корнера,

имеет недостатки по первому, третьему и четвертому критериям.

Еще в двух исследованиях использовался главным образом подход к вытеснению,

основанный на изучении восприятия (перцепции). Розеншток высвечивал на экране с разной

интенсивностью восемь предложений, и испытуемых просили записать, что они увидели.

Четыре предложения были связаны с вытесненным материалом: сексуальными и

агрессивными побуждениями, направленными на родителей, содержание остальных

четырех предложений являлось нейтральным, они предназначались в эксперименте для

контроля. Розеншток обнаружил большие трудности в зрительном восприятии аффективно

насыщенных предложений, чем нейтральных; кроме того, первые чаще искажались. У

женщин имелась тенденция вытеснять материал, относящийся к агрессии, тогда как у

мужчин наблюдалась склонность к вытеснению материала, связанного с сексуальными

побуждениями. Приведенный эксперимент удовлетворяет нашему определению по первому

критерию (значимости содержания), учитывается также второй критерий, третий остается

вне наблюдения и четвертый оказывается пропущенным.

Исследование на основе механизма восприятия проведено Клаппом, первоначально

поставившим задачу проверки гипотезы, насколько сдвигается реакция в

-167-

зависимости от удаленности восприятия от сознательного уровня. Однако вытеснение было

одним из ключевых построений в определении проблемы. Клапп попытался в своем

замысле использовать результаты экспериментов по восприятию, проведенных с позиций

психоаналитической теории. Это работы Брунера и Постмана, Макгиннеса, Хауза и

Соломона, Макклири и Лазаруса и др. От первой группы исследователей он позаимствовал

концепции “избирательной бдительности” и “перцептивной защиты”, от второй - понятия

“вытесненных побуждений” и “защиты эго”. Соответственно Клапп предсказал, что, когда

более или менее эмоционально насыщенные стимулы представляются парами перед двумя

уровнями бессознательного восприятия, происходит относительный сдвиг в ясности

суждений о воспринятом. Так как продемонстрирована способность человеческого

организма к перцептивному различению на уровнях значительно ниже сознательного,

предполагалось, что травмирующий материал, который продолжает стремиться к

выражению, будет с большей активностью проявлять себя на отдаленном от сознательного

уровне. С другой стороны, при близости к сознательному восприятию угрожающие стимулы

могут восприниматься эго и, следовательно, оттесняться от выражения.

В проведенном эксперименте Клапп отобрал три пары картин из теста “Картинки

Черныша”. Две пары содержали более или менее травмирующие ситуации: в первой паре

мастурбационная вина противопоставлялась оральному садизму; в третьей паре

интенсивность эдиповых влечений противопоставлялась детской ревности. Вторая -

контрольная пара - не содержала явных различий между картинами в аффективной

напряженности: идентификация противопоставлялась идеалу эго. Три пары показывались

группам испытуемых с помощью тахистоскопа на трех очень быстрых скоростях и трех

более медленных скоростях, на которых, однако, стимулы не узнавались вполне

сознательно. Испытуемых просили просто отчитываться, какая из картин (показываемых

друг за другом) в каждой паре кажется “понятнее” или “ближе к обозначению чего-то”. У

испытуемых экспериментальной группы был выявлен значительный “сдвиг” в выборе

картин первой пары. “Мастурбационная вина” яснее различалась на уровнях, отдаленных от

сознания (время экспозиции около 1/20 сек) по сравнению с “оральным садизмом”,

видимому значительно лучше на уровнях, близких к осознанному узнаванию (время

экспозиции около 1/6 сек). У контрольной группы при экспозиции первой пары “сдвига” не

выявлялось. При предъявлении второй - контрольной пары - экспериментальной группе

“сдвига”, как и предсказывалось, не наблюдалось, но он имел место у контрольной группы.

Результаты предъявления третьей пары оказались двойственными и выявили сходные

“сдвиги” у экспериментальной и контрольных групп. В работе Клаппа, вероятно,

наилучшим образом выполнены первые три требования операционального определения, но

четвертое требование игнорируется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: