Природа (от греч. physis, от phyen — возникнуть, быть рожден-
ным; то же лат. natura, от nasci) — все сущее, весь мир в мно-
гообразии его форм. Природа — это все существующее во Все-
ленной, живой и неживой мир. Это все в мире, что не создано
руками человекам.
Природа напоена ароматами. Запах источает каждый камень,
каждая травинка, каждый кустик и цветок. Напомним: приро-
да — это тот язык, на котором Бог разговаривает с человеком.
В те далекие времена люди жили как животные. Возможно,
они не различали всех цветовых оттенков, но хорошо распоз-
навали запахи природы, считали, что слышат «запах крови»
и могут по нему отличить врага от друга.
Природа удивляет нас разнообразными загадками, мы восхищаем-
ся ею, открывая ее тайны. Один исследователь рассказывал, как
он разглядывал ярко-розовый цветок наподобие сирени. Уче-
ный осторожно коснулся ветви, цветок рассыпался и перемес-
тился на другую ветку. Как выяснилось, это были насекомые,
образовавшие цветок, которого не существовало в природе. Они
|
|
располагались на ветви так, что составляли соцветие с зеленой
верхушкой. Мир природы затейлив и изобретателен.
Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем остаться
безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют закаты. Восхи-
щают кружащие высоко в небе птицы, в ветреный день хорошо
заметно, как они играют там друг с другом и ветром.
Природа имеет три царства: неживое, растительное и животное.
Древнегреческий автор Софокл (ок. 496-406 до н.э.) написал
такие строчки:
Много есть чудес на сеете,
Человек их всех чудесней.
Но нет ли здесь преувеличения? Да, человек не похож на пан-
цирную черепаху, белокрылую чайку или саблезубого тигра.
Но разве эти живые существа, украшающие планету, не пора-
72 'лава V. Природа и культура
жают нас своей красотой, необычностью? Чем же необычен
человек? Что интересного, чудесного, таинственного в каж-
дом из нас?
Вроде бы ничего. Тело как тело, две ноги, туловище, голова...
«Человек уникален, — пишет К. Ясперс. — Он привнес в мир
некий элемент, чуждый животному миру; но в чем заключа-
ется этот элемент, все еще не вполне ясно. С соматической
(телесной) точки зрения, человек — это один из видов жи-
вотных; и тем не менее даже его тело уникально — причем
не только благодаря способности к прямохождению и неко-
торым другим свойствам, но и благодаря особой конституции,
отличающей человека от всех остальных животных и предо-
ставляющей ему больше возможностей за счет менее разви-
той специализации. Кроме того, человек отличается от жи-
вотных способностью использовать тело в экспрессивных
целях. Психологически он совершенно оторван от царства
|
|
животных. Животные в отличие от человека, не смеются
и не плачут, а сообразительность обезьян — это не разум и не
мышление в истинном смысле слова, а всего лишь высокораз-
витое внимание, которое у человека служит лишь предвари-
тельным условием способности мыслить, но далеко не иден-
тично мышлению как таковому» (ЯсперсК. Общая психопато-
логия. М., 1997, с. 32).
С незапамятных времен неотъемлемыми качествами человека
считалась свобода, рефлексия, дух. Участь животных всецело
обусловлена законами природы. Человек также зависит от за-
конов природы, но вдобавок у него есть предназначение, реа-
лизация которого всецело зависит от него самого. В то же вре-
мя мы никогда не встречаем человека как полностью духовное
существо; природные потребности оказывают свое воздейст-
вие даже на самые глубинные пласты его духа.
Человек — существо особое, он отличается от всего живого, и от
растений и от животных. Человек не только природное, но
и общественное существо. Он не может, не умеет жить в оди-
ночку. С самого начала своего существования он живет в об-
ществе, вместе с другими людьми, которые тесно соединены
между собой родственными, хозяйственными и другими свя-
зями. Общество — это люди, тесно, связанные между собой
многочисленными отношениям и взаимными действиями. Это
часть мира, созданная людьми, которые совместно действуют
и преобразуют ее.
Глава V. Природа и культура 73
Вот белочка щелкает орешки. Все действия белочки.строго опре-
делены природой. Паук соткал паутину. Если вглядеться, нео-
быкновенно красивое маленькое сооружение. Но паук не спо-
собен полюбоваться своим творением и, к примеру, подумать:
дай-ка, я здесь сверху приделаю некий узор. Просто так, для
красоты и необычности. Он сделает все, что определено приро-
дой. Эта врожденная способность делать все, что подсказа-
но природой, называется инстинктом.
Природа немало потрудилась над тем, чтобы каждое существо
могло выжить, имея собственные правила, приспособления к
жизни. Животное действует так, как записано в его инстинк-
те: пауки безошибочно мастерят орудия лова, птицы соверша-
ют дальние перелеты без всяких приборов, которые указыва-
ли бы им путь. Пчелы создают соты. Животные строят свою
жизнь по плану, который дала им прироода.
Жить иначе, по другому замыслу, животные не могут. Муравьи
не собирают мед с цветущих лепестков. Стрекоза не роет под-
земные пути. Лев не охраняет стада антилоп. Черепаха не де-
лает попыток взлететь. Птица не может проявить безразличие
к небу.
А теперь представим себе кружевницу. Прежде чем сплести кру-
жево, она долго размышляет над тем, как оно будет выглядеть.
Она придумывает рисунок. Она цепляет петельку к петельке.
Вот ей что-то не понравилось, и она распустила кружево. Нача-
ла все сначала. И снова думает, изобретает... Еще сложнее и от-
ветственнее работа конструктора космического корабля. Сколь-
ко вариантов моделей корабля переберет он в голове и на чер-
тежной бумаге, прежде чем остановится на одной из них.
Человек способен постигать тайны мира, совершать обдуман-
ные, осмысленные поступки, приобретать знания. Его возмож-
ности неисчерпаемы. Он может предвидеть, как будут разви-
ваться события. В принципе человек может все — построить
плотину и нарисовать картину, произвести сложные расчеты
и отправить в космос ракету, передать сигнал на другой конец
планеты и растопить льды на Севере.
Конечно, и у человека есть инстинкты. Он ощущает голод, страх,
старается уйти от опасности, сохранить свою жизнь. Как и лю-
бое другое животное, человек делает то, что заложено в нем
природой. Но он способен преодолеть зов инстинкта. Многие
|
|
его поступки совершенно свободны. Они диктуются умом и во-
лей человека.
74 Глава V. Природа и культура
Однако у человека инстинкты ослаблены, не всегда подчиня-
ются правилам природы. Немецкий философ Иммануил Кант
(1284-1804) изумился вот такому факту. Ребенок, появляясь на
свет, громко кричит. В природе, в естественном состоянии это
было бы опасно и для ребенка и для его матери. Мыслитель
откровенно признавался, что не знает, как это объяснить. Он
лишь предположил, что в раннюю пору развития природы де-
теныши не кричали. Увы, мудрец ошибался. С тех пор как чело-
век стал человеком, он просто утратил некоторые инстинктив-
ные качества — иначе говоря, перестал поступать только так,
как диктует ему природа...
0 каждом живом существе можно сказать, что оно сложилось
окончательно. Пройдут миллионы лет, но паук вряд ли обретет
способность, скажем, щелкать орешки. У черепахи никогда не
вырастут крылья. Медведь не станет прыгать по деревьям. Че-
ловек же овладевает разными новыми видами деятельности: он
строит под землей и водой, взлетает в космос, изменяет жизнь
на земле. Он творит и преображает окружающий мир.
Инстинкт не содержит в себе свободы выбора. Воин-муравей
не ведает страха: какой бы силой не обладал противник — мед-
ведь или человек, — он бросается в бой и погибает. Это ин-
стинкт долга. А стрекоза, тоже повинуясь инстинкту, улетает.
У животного каждое действие нормально и естественно. Он ищет
пищу, бежит от опасности, прячется в кустах или, насытив-
шись, отдыхает. Животное знает меру. Лошадь, например, отли-
чает травы съедобные и несъедобные, полезные и ядовитые. Да-
же голодная кошка осторожно лакает молоко, а не бросается на
кусок мяса. Медведь ест про запас, только готовясь к зимней
спячке. Заяц не будет бегать по поляне, где только что обозначи-
лись следы волка... У человека же эти инстинкты нарушены.
Он свободен в выборе пищи. И подчас дорого платит за это. Он
может переедать, иногда, когда волнуется или нервничает, или
просто так, ради удовольствия. Он может потреблять продукты,
|
|
вредные для его организма. Человек способен отравлять себя
курением, алкоголем, губить наркотиками.
Почуяв опасность, животное убегает. Иногда ничто реальное
ему не грозит, хищника нет рядом, но оно все равно срывает-
ся с места: мало ли по какому поводу хрустнула ветка?... Че-
ловек тоже может предугадать угрозу. Однако тревогу, в отли-
чие от других созданий, он может испытывать и тогда, когда
никакого повода для этого нет. Многим знакомо это чувство,
Глава V. Природа и культура 75
которое, как будто не вызвано какой-либо угрозой. Например,
вы идете по темной улице, вроде бы ничего страшного: не пер-
вый раз вы возвращаетесь домой через этот переулок. Но от-
чего вас охватывает смутное чувство тревоги? Чаще всего это
даже трудно объяснить...
Но у человека есть еще одна странность, связанная со страхами. Он
может сам идти навстречу опасности, выбрать опасный вид спор-
та, искать приключений. Представьте себе, что человек идет по
краю обрыва мимо пропасти. Он ступает осторожно, ведь можно
поскользнуться и упасть в бездну. Этот вид страха оправдан. Ког-
да человек долго смотрит в бездну, бездна начинает смотреть на
него,., мы нередко смотрим фильмы ужасов, разного рода стра-
шилки и, как ни странно, нам нравятся эти зрелища. А пушкин-
ский персонаж в маленькой трагедии «Пир во время чумы» гово-
рит: «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю...»
Или возьмем, к примеру, такое переживание как враждебность,
агрессивность. Олень, вступивший в схватку с соперником,
отступает, признавая право сильнейшего. Это не кажущееся
благородство, а просто поведение, подсказаннное природой.
Волк, признав свое поражение, подставляет победителю самое
уязвимое место: губи, мол, твоя взяла. Однако что-то (помни-
те про природный инстинкт?) подсказывает победителю: ос-
тановись, не посягай на жизнь.
Как любое живое существо, человек готов обороняться, когда
ему угрожает опасность. Но он способен и напасть на другого
человека, слабого или беззащитного. Он может мучить живот-
ное. Человек бывает и убийцей. Он едва ли не единственное
на свете создание, которое убивает себе подобных. Люди спо-
собны стрелять в тех, кто поднял белый флаг или руки, опус-
тился на колени. Люди стреляют в спину, бьют лежачего... Ра-
зумеется, человек способен и на героический поступок. Он мо-
жет заслонить собой друга от летящей пули, оказать помощь
тому, кто нуждается в ней.
Оторвавшись от природы и создав свой мир, люди много приоб-
рели, но одновременно и потеряли. Там, где животное поступа-
ет инстинктивно, полагаясь на природу, человек нередко ока-
зывается в растерянности. Ему никто и ничто не подсказывает,
как вести себя в той или другой ситуации. Приходится быстро
соображать, призывать на помощь собственную волю. Воля —
способность осуществлять свои желания, поставленные пе-
ред собой цели. Воля — это терпение, это напряжение сил.
76 Глава V. Природа и культура
Взгляните на тяжеловеса, который пытается на помосте под-
нять штангу. Прежде чем «взять вес», он стремится предельно
сосредоточиться, ощутить волю к победе. В любой жизненной
ситуации человек способен поступить как существо мыслящее,
ответственное. Он может отойти в сторону, отказаться от заду-
манного поступка, может начать все сначала..
Вот, скажем, человек пытается покорить горную вершину. Он
карабкается изо всех сил, кажется — еще рывок и он сорвется
и полетит вниз. Но человек не сдается, У него есть разум и во-
ля. На миг у него может мелькнуть мысль: «Лучше, пожалуй, не
буду продолжать подъем, начну спускаться, там тепло, можно
выпить горячего чаю. Покорение вершины можно отложить.
Как-нибудь в другой раз... Ведь не обязательно сегодня». Но че-
ловек прогоняет эту мысль и карабкается вверх. При этом помо-
гает еще и другу, который, кажется, совсем обессилел.
Человек как существо мыслящее и сознательное может планиро-
вать свое будущее. Благодаря разуму и воле он может выбирать,
как ему поступить в том или другом случае. Животное не выби-
рает, оно просто существует. Человек же преодолевает пре-
пятствия и нередко самого себя, поднимается по ступенькам
знаний, проявляет мужество и благородство. Человек — это
постоянное стремление быть человеком... Ему приходится
своими поступками доказывать, что он человек, а не бездумное,
пассивное создание — у него есть разум и воля.