человека, направленной на поиск сакрального смысла
бытия.
Итак, мы дали определение культуры. Но это вовсе не означа-
ет, что таким образом мы раскрыли универсальную сущность
культуры как специфического феномена. Естественно, воз-
можны и иные определения. Кроме того, мы обозначили да-
леко не все грани культуры. Чтобы выполнить эти задачи,
было бы крайне важно, проследить, как возникла культура.
Ведь в прошлом веке появились символические, знаковые
концепции культуры. Тайна происхождения культуры сокры-
та от нас тысячелетиями. Но существуют различные научные
гипотезы, догадки, которые помогают приоткрыть эту таин-
ственную завесу.
Вопросы:
1. Зачем человеку понадобилась культура?
2. Всякая ли деятельность рождает культуру?
3. Что имел в виду архиепископ Иоанн Сан-Францисский, рас-
крывая метафору Вавилонской башни?
4. В чем отличие творческой и нетворческой деятельности?
5. Почему Ф. Ницше считал человека еще не завершенным
животным?
6. Отчего человек лишен узкой природной специализации?
7. Что означает формула К. Ясперсз: человек — существо от-
крытое...
8. Как Н.А. Бердяев понимал творчество?
9. Когда и как появилось слово «культура»?
10. Каковы основные вехи в постижении культуры до XX в.?
70 Глаза IV. Культура как поиск смысла
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства, М., 1994.
2. Гуревич П.С. Философия культуры // Философский словарь. М., 2001,
с. 609-612
3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1966.
4. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.
5. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
Темы рефератов:
1. Природное и культурное бытие человека.
2. Человек — творец культуры.
3. Человеческая природа как фактор порождения культуры.
4. Поиск смысла в культуре.
5. Культура и открытость человеческой природы.
Глава V
ПРИРОДА И КУЛЬТУРА