Конфуцианство является особой разновидностью рационализ-
ма. В отличие от западного протестантского, конфуцианский
рационализм отстаивал уже в древние времена сложившийся
в Китае «обряд» справедливости.
И конфуцианец, и пуританин — люди «здравого смысла», но ес-
ли трезвость отношения к жизни пуританина предполагает
мощный энтузиазм, внутреннюю психологическую напряжен-
156 Главах. Преображение ценностей в культуре
ность отдельной личности, то конфуцианец, если не начисто,
то преимущественно, всего этого лишен. В противополож-
ность пуританину, жизнь цонфуцианца была скована церемо-
ниальными оковами, а предприятия, на которых ему приходи-
лось работать, были семейными или родовыми (клановыми),
и потому управлялись не по законам рынка, а по правилам ри-
туала. При всей модернизации современной китайской эконо-
мики, эта черта нередко в наши дни продолжает давать о себе
знать и служит тормозом при решении функциональных про-
изводственных задач.
Конфуцианец (в отличие от протестанта) не верил в то, что его
|
|
добродетельная жизнь на Земле ведет к обретению рая после
смерти. За добродетели и усердие, по его представлениям, по-
лагается долгая жизнь, здоровье и богатство в этом мире и до-
брая память после смерти. Конфуцианство придавало большое
значение бережливости — статус «благородного человека»
предписывал иметь эту черту.
Отношение к труду
Варвары в Европе выказывали презрение к созидательной дея-
тельности. «Искусство войны проникает в среду варваров бы-
стрее и глубже, чем любая другая отрасль техники» (Тойнби А.
Постижение истории. М., 1977, с. 546).
К производительному труду в целом варварское общество от-
носилось крайне противоречиво. «Свободный соплеменник,
участник народного собрания был вместе с тем и домохозяи-
ном, скотоводом и земледельцем. Лишь владевшие значи-
тельным количеством рабов были вовсе избавлены от труда
и могли вести праздную жизнь, какую описывал Тацит, пове-
ствуя о древнегерманских дружинниках и их вождях. Однако
вряд ли оценка труда свободным дружинником была высо-
кой. Естественно, что в обществе, которое в немалой степени
жило войной, захватами и грабежами, вырабатывались ге-
роические идеалы поведения, и наиболее достойным свобод-
ного человека занятием, приносящим ему славу и добычу,
считалось военное дело. Поскольку же к нему так или иначе
были причастны все соплеменники, то, вероятно, рядовые
свободные, которым приходилось делить свое время между
походами и обработкой полей, не могли одинаково высоко
ставить эти занятия. Свободный труд в собственном владе-
|
|
ГлаваХ. Преображение ценностей в культуре 15/
нии никогда не унижал, но мог ли он идти в сравнении с дру-
жинными подвигами?» (Гуревич А.Я. Средневековый мир. М.,
1990, с. 37). ^
Труд не признавался добродетелью и в античности, где политиче-
ский человек ценился выше. Позднеантичная цивилизация не
признавала высокого достоинства физического труда. К концу
античной эпохи и земледельческое занятие не относили к чис-
лу гражданских добродетелей, как это было в более патриар-
хальный период, во времена Цинцинната. В период Римской им-
перии стало расхожим в кругах господ представление о при-
родной низости людей, занятых физическим трудом. Правда,
киники, Сенека, Эпиктет и некоторые другие мыслители пыта-
лись преодолеть отрицательную оценку труда.
В христианстве произошла переоценка рабовладельческой мора-
ли. «Если кто не хочет трудиться, то и не ешь» (второе послание
Павла к фессалоникийцам). Этот принцип раннего христианст-
ва переиначивал сложившиеся приоритеты. Отныне тягчайшим
грехом объявлялась праздность. «Христианское учение оцени-
вало земные установления с точки зрения их пригодности как
средства приближения к Богу, и в этом смысле определялось
и отношение к труду. Трактовка труда, собственности, бедности,
богатства в раннехристианской литературе — а эти сюжеты за-
нимают в ней немалое место — может быть правильно понята,
только если принять во внимание, что все эти вопросы стави-
лись в плане религиозно-этическом, неизменно спиритуализи-
ровались (осмысливались как духовные), отнюдь не составляя
некоей системы «экономических взглядов». Собственно эконо-
мическая проблематика чужда сознанию евангелистов и отцов
церкви, а равно и средневековых теоретиков, она поставлена
здесь в совершенно иные понятийные связи и приобретает
значение лишь в более широких мировоззренческих рамках»
{Гуревич А.Я. Средневековый мир, И., 1990, с. 36).