Если сопоставить эти ценностные ориентации с протестантской
этикой, то можно увидеть радикально иное отношение к труду.
В XVI в. в Европе началось движение, которое получило назва-
ние Реформации. В результате этого движения внутри христи-
анства сложилась новое направление — протестантизм. В про-
тестантском этосе (своде моральных принципов) не просто
158 Главах. Преображение ценностей в культуре
признается достоинство труда, низость праздности. Труд рас-
сматривается как призвание человека, как его предназначение.
Высшее существо, учил Мартин Лютер (1483-1546), вовсе не
против деловой сметки, не против богатства. Более того, Лютер
считал, что, если человек получает небольшую прибыль при
том, что имеет возможность увеличить доход, — то это означа-
ет, что он совершает грех перед Богом, ибо проявил леность, от-
сутствие деловой сметки.