Вообще в автоматизме повседневной жизни закрепленные из-
вне (кодексы морали) и изнутри (императивы добра) мо-
ральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем со-
286 ^аваXVIII. Нравственное измерение культуры
стоит единственно правильное решение, абсолютно необ-
ходимы. Но в трагические моменты нашей жизни такие
нормы могут дать сбой, обнаружить свою вкенравственнуга
природу.
Общие предписания не всегда помогают индивиду найти пра-
вильное жизненное решение. Бывает так, что они, напротив,
погружают его в i-рясину господствующих моральных пред-
рассудков. Скажем, Анна Каренина любит Вронского. Это
сильное, глубокое чувство. Но дворянское общество следит
за тем, чтобы были соблюдены «приличия». Вы можете не
любить своего мужа, но обязаны делать вид, что у вас все
прекрасно.
Означает ли это, что нравственный антинормативизм пред-
почтительнее? Разумеется, нет. Воспитание нравственнос-
ти начинается с усвоения этических правил, которые вы-
работало человечество и которые действенны и истинны
|
|
для всех стран и народов, для всех эпох. Однако в критиче-
ских ситуациях не всегда можно спрятаться за готовые ре-
шения. Татьяна Ларина отвергает Онегина, когда он, встре-
тив ее, уже зрелой женщиной, пылко выражает свои чувст-
ва. Но Татьяна отказывает ему не только потому, что
хранит семейный очаг. Она принимает тяжелое для себя
решение, руководствуясь собственным нравственным по-
буждением.
Гамлет возвращается домой и обнаруживает, что в его отсутст-
вие было совершено преступление: дядя убил его отца, закон-
ного короля, а родная мать вышла замуж за убийцу. Ситуация
такова, что всё взывает о мести. Надо покарать убийцу. Но
ведь есть заповедь «не убий!» Есть, впрочем, и другая: «Мне
от?4щение и аз воздам». Оставить зло ненаказанным? Но ведь
это тоже преступление...
Человек сам решает, как поступить в той или иной жизненной
ситуации. Он сам определяет, что является нравственным, а
что может оказаться лишь этическим предрассудком. Это во-
все не означает, что философия нравственности не ставит
общих вопросов. B.C. Соловьев в книге «Оправдание добра»
обращается к этим вопросам: «Есть ли у нашей жизни вообще
какой-нибудь смысл? Если есть, то имеет ли он нравственный
характер? Коренится ли он в нравственной области? И если
да, то в чем он состоит, какое будет ему верное и полное оп-
ределение?»
ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры 287
Добро и зло
Добро и зло — важнейшие категории этики. Добро — это ос-