Моральный идеал

Вообще в автоматизме повседневной жизни закрепленные из-

вне (кодексы морали) и изнутри (императивы добра) мо-

ральные предписания, неукротимо шепчущие мне, в чем со-

286 ^аваXVIII. Нравственное измерение культуры

стоит единственно правильное решение, абсолютно необ-

ходимы. Но в трагические моменты нашей жизни такие

нормы могут дать сбой, обнаружить свою вкенравственнуга

природу.

Общие предписания не всегда помогают индивиду найти пра-

вильное жизненное решение. Бывает так, что они, напротив,

погружают его в i-рясину господствующих моральных пред-

рассудков. Скажем, Анна Каренина любит Вронского. Это

сильное, глубокое чувство. Но дворянское общество следит

за тем, чтобы были соблюдены «приличия». Вы можете не

любить своего мужа, но обязаны делать вид, что у вас все

прекрасно.

Означает ли это, что нравственный антинормативизм пред-

почтительнее? Разумеется, нет. Воспитание нравственнос-

ти начинается с усвоения этических правил, которые вы-

работало человечество и которые действенны и истинны

для всех стран и народов, для всех эпох. Однако в критиче-

ских ситуациях не всегда можно спрятаться за готовые ре-

шения. Татьяна Ларина отвергает Онегина, когда он, встре-

тив ее, уже зрелой женщиной, пылко выражает свои чувст-

ва. Но Татьяна отказывает ему не только потому, что

хранит семейный очаг. Она принимает тяжелое для себя

решение, руководствуясь собственным нравственным по-

буждением.

Гамлет возвращается домой и обнаруживает, что в его отсутст-

вие было совершено преступление: дядя убил его отца, закон-

ного короля, а родная мать вышла замуж за убийцу. Ситуация

такова, что всё взывает о мести. Надо покарать убийцу. Но

ведь есть заповедь «не убий!» Есть, впрочем, и другая: «Мне

от?4щение и аз воздам». Оставить зло ненаказанным? Но ведь

это тоже преступление...

Человек сам решает, как поступить в той или иной жизненной

ситуации. Он сам определяет, что является нравственным, а

что может оказаться лишь этическим предрассудком. Это во-

все не означает, что философия нравственности не ставит

общих вопросов. B.C. Соловьев в книге «Оправдание добра»

обращается к этим вопросам: «Есть ли у нашей жизни вообще

какой-нибудь смысл? Если есть, то имеет ли он нравственный

характер? Коренится ли он в нравственной области? И если

да, то в чем он состоит, какое будет ему верное и полное оп-

ределение?»

ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры 287

Добро и зло

Добро и зло — важнейшие категории этики. Добро — это ос-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: