кую функцию. Они побуждают человека к действию в соот-
ветствии с тем, что выгодно ему, — причем это справедливо
как в отношении одного человека, так и всего человечества.
Тем самым удовольствие и страдание выступают как необ-
ходимые факторы эволюционного процесса. Итак, субъек-
тивное переживание удовольствия само по себе не является
критерием оценки состояния человека. Далее, счастье связано
с Богом, и это дает возможность установить объективный кри-
терий и для оценки удовольствия, т.е. определить, насколько
оно всеобще.
Стремление «онаучить» мораль, конечно, сужало поле нравст-
венных исканий. Спенсер допускает, что в современном об-
ществе имеют место многочисленные случаи «извращенного»
удовольствия или страдания, которые он объясняет существу-
ющими в обществе противоречиями и его несовершенством.
Спенсер проводил параллель между своей теорией биологи-
ческой функции удовольствия и социологической теорией.
Он выдвинул идею: формирование человека должно соотно-
|
|
ситься с требованиями общественной жизни. Это увеличивает
шансы на получение удовлетворения. И далее: удовольствие,
сопровождающее применение средств для достижения цели,
рискует само стать только целью.
Проблема средств и целей четко сформулирована Спенсе-
ром. Он предполагал,что удовольствие, связанное с целью, не-
обходимо делает и средства достижения поставленнной цели
приятными. Он допускает, что при совершенном обществен-
ном устройстве любые совершаемые человеком действия бу-
дут правильными только тогда, когда они, помимо содействия
достижению счастья в будущем, в общем и в частности, будут
доставлять немедленное и непосредственное удовольствие,
а страдания, не в отдаленном будущем, а в ближайшем, всегда
будут сопутствовать действиям неправильным.
На первый взгляд допущение Спенсера кажется логичным. К при-
меру, если человек собирается приятно провести время в путе-
шествии, то приготовления к нему будут приятными. Но оче- N
видно, что последнее не всегда верно. Так, если больной вы-
нужден продолжать малоприятные процедуры, то благая цель
Глава XVIII. Нравственное измерение культуры 291
— его здоровье — не означает, что сами процедуры ему прият-
ны. Но очевидно, что последнее не всегда верно. Так, если
Больной вынужден продолжать малоприятные процеду-