ный принцип воли. Древнейшему принципу моральных
представлений человечества — золотому правилу, которое
играло роль принципа житейского благоразумия, — «если
не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай им ты зла», —
более широкое звучание придал Кант в формулировке кате-
горического императива. Человеку следует поступать так,
как он считает правильным, чтобы не ущемить свободы
других людей.
У Канта первая формулировка категорического императива, по
сути дела, совпадает с «золотым правилом морали». Еще одна
заповедь гласит: «Поступай только по такой максиме, руковод-
ствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она
стала всеобщим законом...» Наконец, у Канта есть еще одно
определение: «Всякое разумное создание существует как цель
сама по себе, а не только как средство для применения той или
другой воли».
ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры 289
«Цель оправдывает средства»
Мы часто относимся друг к другу прагматически, своекорыстно.
Вот Кант и предостерегает: человек самоценен, Нельзя
|
|
строить с ним моральные отношения и в то же время, думать
только о своей выгоде, о расчете... Принцип пользы может
оказаться безнравственным, если для достижения своих, по-
рой благородных и весьма полезных целей, человек служит
только средством.
Представления о человеке как средстве достижения каких-либо
целей можно проследить на одном примере. Часто человек ис-
пользуется в государственной политике как материал. Напри-
мер, Петр I решил укрепить Российское государство. Он пост-
роил город на Неве. Это далось огромной ценой. Тысячи людей
погибли. Зато в выигрыше оказались государственные инте-
ресы. Здесь выступают свои ценности: империя дороже чело-
века. Последний — только средство для достижения более
значимых целей.
В истории революционные вожди обрекали на жертву массы лю-
дей. Они увлекали их благородными лозунгами, мечтой о реа-
лизации своих целей. Но при этом не возникал вопрос: а сто-
ит ли нести такие человеческие потери? В советские времена
юноши и девушки с энтузиазмом ехали в тайгу, где нужно бы-
ло строить новые города. Это, разумеется, благородная цель.
Но мало кто из руководителей заботился о том, чтобы эти пат-
риоты не подорвали здоровье. Человек рассматривался лишь
как средство для достижения захватывающих планов.
Но разве есть какой-то другой путь исторических свершений?
Разумеется, есть. Нужно просто изменить отношение к чело-
веку, рассматривать все возникающие проблемы с точки зре-
ния интересов людей, их ценности и самодостаточности. Тогда
многие прожектерские планы утратят привлекательность. Все,
|
|
что происходит в мире, может быть направлено к одной
цели — развитию потенциала человека, его способностей,
его возможностей.
Последние столетия отличаются возрождением этической
мысли. Чем оно вызвано? Прежде всего, реакцией на господ-
ство науки, которая в известной мере сужала представление
о нравственности, подменяя ее пользой. Например, позити-
висты уделяли пристальное внимание «позитивному», т.е.
научному факту. В «Этике» английского философа Герберта
290 ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры
Спенсера (1820-1903) дано одно из всесторонних и система-
тических изложений принципа удовольствия. Ключом к пони-
манию этого принципа служило понятие эволюции. Спенсер