Максиме. Максима — это субъективный, индивидуаль-

ный принцип воли. Древнейшему принципу моральных

представлений человечества — золотому правилу, которое

играло роль принципа житейского благоразумия, — «если

не хочешь, чтобы тебе причиняли зло, не делай им ты зла», —

более широкое звучание придал Кант в формулировке кате-

горического императива. Человеку следует поступать так,

как он считает правильным, чтобы не ущемить свободы

других людей.

У Канта первая формулировка категорического императива, по

сути дела, совпадает с «золотым правилом морали». Еще одна

заповедь гласит: «Поступай только по такой максиме, руковод-

ствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она

стала всеобщим законом...» Наконец, у Канта есть еще одно

определение: «Всякое разумное создание существует как цель

сама по себе, а не только как средство для применения той или

другой воли».

ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры 289

«Цель оправдывает средства»

Мы часто относимся друг к другу прагматически, своекорыстно.

Вот Кант и предостерегает: человек самоценен, Нельзя

строить с ним моральные отношения и в то же время, думать

только о своей выгоде, о расчете... Принцип пользы может

оказаться безнравственным, если для достижения своих, по-

рой благородных и весьма полезных целей, человек служит

только средством.

Представления о человеке как средстве достижения каких-либо

целей можно проследить на одном примере. Часто человек ис-

пользуется в государственной политике как материал. Напри-

мер, Петр I решил укрепить Российское государство. Он пост-

роил город на Неве. Это далось огромной ценой. Тысячи людей

погибли. Зато в выигрыше оказались государственные инте-

ресы. Здесь выступают свои ценности: империя дороже чело-

века. Последний — только средство для достижения более

значимых целей.

В истории революционные вожди обрекали на жертву массы лю-

дей. Они увлекали их благородными лозунгами, мечтой о реа-

лизации своих целей. Но при этом не возникал вопрос: а сто-

ит ли нести такие человеческие потери? В советские времена

юноши и девушки с энтузиазмом ехали в тайгу, где нужно бы-

ло строить новые города. Это, разумеется, благородная цель.

Но мало кто из руководителей заботился о том, чтобы эти пат-

риоты не подорвали здоровье. Человек рассматривался лишь

как средство для достижения захватывающих планов.

Но разве есть какой-то другой путь исторических свершений?

Разумеется, есть. Нужно просто изменить отношение к чело-

веку, рассматривать все возникающие проблемы с точки зре-

ния интересов людей, их ценности и самодостаточности. Тогда

многие прожектерские планы утратят привлекательность. Все,

что происходит в мире, может быть направлено к одной

цели — развитию потенциала человека, его способностей,

его возможностей.

Последние столетия отличаются возрождением этической

мысли. Чем оно вызвано? Прежде всего, реакцией на господ-

ство науки, которая в известной мере сужала представление

о нравственности, подменяя ее пользой. Например, позити-

висты уделяли пристальное внимание «позитивному», т.е.

научному факту. В «Этике» английского философа Герберта

290 ГлаваXVIII. Нравственное измерение культуры

Спенсера (1820-1903) дано одно из всесторонних и система-

тических изложений принципа удовольствия. Ключом к пони-

манию этого принципа служило понятие эволюции. Спенсер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: