Живопись. Задача: рассмотреть живопись буддизма

Задача: рассмотреть живопись буддизма.

Едва ли будет преувеличением утверждать, что в тибетском и центральноазиатском буддизме иконография играет роль более значимую, чем в любой другой религии. Здесь она не просто служит объектом духовного поклонения и иллюстрацией (а для неграмотных людей — заменой) священных текстов, но гораздо более важно то, что в ней воплощается вся символика буддизма, все без исключения его философские понятия, и это делает тибетскую картину объектом не религиозного поклонения, но йогической медитации. Поэтому на иконописце-лариве ответственности больше, чем на любом другом религиозном художнике; ларива создает не образы богов, а воплощение абсолютных понятий, тончайших энергий; изображения, которые становятся проводниками сил высшей реальности. Поэтому великий Цзонхава в своем трактате «Зерцало, ясно показывающее метрику тела богов, а также изображения Будды» пишет не только разделы по собственно иконометрии, но и «Наставление о пользе изображений» и «Истинные качества дарителя и милостынедателя (то есть заказчика)», в которых он утверждает, что нельзя признавать искусства ни ради личной прихоти, ни даже ради самого искусства. Искусство должно служить высокой цели — учить людей добродетели и мудрости и тем способствовать благу народа, поэтому живопись может быть только культовой. Важно отметить, что в тибетском искусстве нравственные требования предъявляются не только по отношению к художнику, но и к заказчику картины.

Корни тибетского искусства уходят в традиции культуры Древней Индии. Его формирование связано с великими достижениями культуры, антропологии, медицины, астрономии, математики, геометрии, логики и философии в едином духовно-нравственном комплексе. Характерной чертой индийского канона является знание анатомии человеческого тела и прославление его одухотворенной земной красоты, что не только не было отвергнуто буддизмом, но, напротив, — глубоко развито, примером чему может служить творчество величайшего монгольского скульптора Дзанабадзара, которого по ясной чистоте создаваемых им духовных образов можно сравнить с Рафаэлем и который пришел в своем творчестве к формулированию тех же пропорций, что и Альбрехт Дюрер. Но хотя в основе тибетского художественного канона лежит строгая система пропорций и количественных измерений, построенная на применении законов точных наук своего времени, его требования нельзя сводить только к линейке и циркулю. Главное здесь — не структура ради структуры, а эстетическая картина мира, понимаемая в единстве духовного и телесного начала. Поэтому в тибетском языке мы не встретим понятие «красота» как таковое, но три комплекса слов, передающих различные аспекты ее понимания: dpe, byad, dpe byad — «размер, пропорция, симметрия, гармония», то есть красота как измеренность, уравновешенность, организованность; bzang-ba, legs-pa, dbe-ba — «добрый, хороший», то есть красота как соответствие истинному порядку вещей, идеалу добра и святости; mdzes, bkra — «пестрый, украшенный», то есть красота внешняя, нарядность формы. Эти три смысла в совокупности и дают буддийское понимание прекрасного.

Как уже отмечалось, источниками тибетских иконометрических трактатов служили индийские каноны пропорций, как раннебуддийские, например «Пратималакшана» архата Шарипутры, так и более древние, например «Читралакшана». В них мы находим описание женской и мужской красоты, а также тела будды. Вот два из таких описаний.

32 признака будды:

1) руки и ноги округленные; 2) ноги красивой постановки; 3) пальцы на руках с перепонками; 4) руки и ноги мягкие, как у младенца; 5) семь главных частей тела выпуклы; 6) пальцы рук длинные; 7) пятки широкие; 8) тело массивное и прямое; 9) колени ног не выдающиеся; 10) волосы на теле направлены вверх; 11) голени как у антилопы; 12) длинные руки красивы; 13) половые органы скрыты; 14) кожа золотистого цвета; 15) тонкая кожа нежна; 16) каждый волос завит в правую сторону; 17) украшен пучком волос между бровями (урна); 18) верхняя часть тела как у льва; 19) плечи спереди округлые; 20) плечи широкие; 21) неприятный вкус превращает в приятный; 22) пропорционален, как дерево нъягродха; 23) на его темени возвышение - ушниша; 24) длинный язык красив; 25) голос подобен голосу Брахмы; 26) щеки как у льва; 27) очень белые зубы; 28) ровные зубы; 29) плотно прилегающие зубы; 30) сорок зубов; 31) глаза подобны сапфиру; 32) ресницы глаз наилучшие.

18 признаков красоты женского тела:

1)красивый цвет тела - бело-розовый или голубоватый; 2) глаза длинные, черные и голубовато-белые, глазные сосуды - красные; 3) нос, подобный молодому лотосу, высокий и соразмерный; 4) Губы красные, как плод бимба; 5) щеки ровные; 6) щеки с ямочками - знаком радости; 7) брови черные, постепенно утончаясь, сходятся на переносице; 8) груди и ягодицы обширные; 9) руки белые, как полная луна; 10) налитые груди немного свисают; 11) руки подобны сердцевине банана, икры округлые и тонкие в лодыжке; 12) сочленения незаметные, неискривленные; 13) ляжки упругие и округлые; 14) нижняя часть торса широкая, живот с тремя глубокими складками, выступающий красиво; 15) талия тонкая, округлая; 16) ноги и руки нежные и упругие; I7) волосы густые, очень черные и не лохматые; 18) красота, премного украшенная и без блестящих украшений.

Вывод: в буддийской живописи очень большую роль играет иконопись. Иконы являются не только иллюстрацией священных текстов и объектом поклонения, но и йогической медитации, т.к. в ней помещается вся буддийская символика, все философские понятия. Также в этой подглаве я рассмотрела описание будды и женской красоты, которая должна быть именно такой на картинах и иконах.

Литература

Задача: рассмотреть литературу буддийской религии.

Времена расцвета буддийской религии тесно связаны с появлением литературы и письменности. Еще в глубокой древности (III-IV вв. до н.э) знаменитым Панини была создана грамматика санскритского языка. Разработанные правила языка, словарный фонд, нормы правописания впоследствии помогали налаживанию общения и взаимопонимания самых различных народностей и племен. Именно в этот период на санскрите записаны знаменитые поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", а также трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, мифов, басен. Были разработаны основные правила стихосложения. Особое внимание уделяется образному слову, его эмоциональной убедительности и выразительности. Для буддийского миропонимания характерно тяготение к притчам, метафоре и сравнению. Весьма примечательна, неповторима религиозно-философская литература буддизма. Более всего она связана с описанием жизненного пути Будды, с его проповедями и поучениями.

В самой Индии древняя буддийская литература не сохранилась, если не считать наскальных надписей Ашоки, который является самым первым известным науке документом, упоминающим о Будде и его учении - дхарме, написанный в III в. до н.э. Известная сейчас литература буддизма складывалась в течение многих веков не только в Индии, но и в тех странах, куда он проникал, она весьма обширна.

Буддизм подразделяется на "Малую колесницу", буддизм хинаяны (Южная и Юго-Восточная Азия), и "Большую колесницу" или буддизм махаяны (Дальний Восток). Считается, что священные буддийские книги были написаны монахами хинаяны (тхеравады) на четвертом соборе в Шри-Ланке в I веке до н.э. В них использовался древний разговорный индийский язык пали, на котором говорил Будда. Священные книги были записаны на пальмовых листьях и стали известны как Закон Пали или Типитака. "Типитака" означает "три корзины", что соответствует разделению священных книг на три раздела: Виная-питака (дисциплинарные правила для монахов), Сутта-питака (изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды) и Абхидхамма-питака (систематизированное изложение Сутты-питаки, философские тексты).

Вывод: во времена расцвета буддизма появились письменность и литература, для этого специально были разработаны правила языка, правописания, различные нормы и т.д. Литература буддизма разнообразна, она состояла из мифов, сказок, сказаний, но большей частью из описаний жизненного пути Будды, его проповедями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: