Билет 10. 1. Воспитание у древних славян

1. Воспитание у древних славян

Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями, что и у других первобытных народов. Первоначально процесс воспитания был неотделим от жизнедеятельности племени и осуществлялся через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей.

В период матриархата, когда воспитание детей было обязанностью всех членов родовой общины, оно выстраивалось в определенной последовательности: в раннем возрасте - до 4-5 лет, иногда до 7-8 лет все дети находились под наблюдением женщин; затем мальчики переходили в дом муясчин и усваивали там навыки охоты, собирательства, трудовые умения и т. д.; девочки оставались с женщинами и обучались домоводству и рукоделию. У восточных славян период детства четко делился на определенные возрастные этапы, которым соответствовало содержание воспитания. Ребенок до 6 лет назывался "молодым", от 7 до 12 - "чадом", от 12 до 15 - "отроком". Как и в других древних культурах, в восточнославянской существовал обряд "инициации", знаменовавший переход из одной возрастной группы в другую. С периода позднего матриархата у славян организовывались дома молодежи. В их деятельности важное место занимала подготовка к инициациям, в процессе которой подростки учились охоте и изготовлению орудий труда, постигали тайные мифологические ритуалы, наставники стремились формировать у молодых людей волевые качества, дисциплину и выносливость.

Специфика содержания и форм воспитания зависела также и от того, к какой социальной группе относился ребенок. Традиционно у восточных славян выделялись земледельцы, ремесленники, дружинники и языческие жрецы. Воспитание у земледельцев осуществлялось в основном в семье. Целью воспитания у мальчиков было приобщение к труду, овладение умениями и навыками земледелия, животноводства и сельского хозяйства, девочки учились ведению домашнего хозяйства, ткачеству и рукоделию. Идеал воспитания детей ремесленников был близок к ценностям земледельческого воспитания, но реализовывался в рамках ученичества. Ученик жил в семье ремесленника, помогая в мастерской, осваивал трудные навыки ремесла, мастер стремился привить подростку нравственные и религиозные нормы поведения, сформировать мировоззрение ученика. Жрецы ориентировались на интеллектуальный компонент воспитания и знание мифологии и обрядов. Дружинники жили обособленно от общины в специальных укрепленных лагерях, их дети обучались военному делу. В 12 лет они продолжали постигать это искусство в гридницах - домах, устроенных по типу своеобразных военизированных интернатов. Таким образом, воспитание у восточных славян с VI по IX в. имело семейно-со-словный характер.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в ViII-IX вв. С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием, которое стало ведущей формой получения образования. Организация семейного воспитания у древних славян имела некоторую специфику: в небогатой среде в VII в. существовал обычай приглашать в семью для воспитания подрастающего поколения наставника, как правило, это был брат матери - дядька. Так, русская пословица "Каковы дядьки - таковы и детятьки" раскрывает эту воспитательную традицию, хотя известен и более поздний вариант народной мудрости: "Каковы мамки - таковы и детки", указывающий на смену приоритетов семейного воспитания и означавший, что позднее главную ответственность за воспитание детей несла мать. При отсутствии родного дядьки воспитание детей поручалось благочестивым и порядочным соседям. Обычай отдавать детей на воспитание в чужую семью получил название "кумовство". Среди знатных представителей общины этот обычай имел иную интерпретацию и назывался "кормильством", когда воспитатель нес ответственность за нравственное, духовное и физическое воспитание знатного отпрыска, обучал его управлению, ведению экономической деятельности и военным навыкам. Как социально-педагогическое явление "кормильство" сохранилось у русских князей вплоть до XII в.

В период с VIII по IX в. в связи с изменением экономической и хозяйственной жизни в древнеславянской семье произошли существенные изменения: она стала многодетной, необходимость привлекать родственников и чужих людей к воспитанию детей исчезла. Главными воспитателями становятся родители, особенно мать, вот почему у славян человек, достигший социальной зрелости, назывался "матерым" - воспитанным матерью, кроме того, к воспитанию младших подключаются старшие дети. Результатом семейного воспитания становилось то, что отроки наследовали профессию или ремесло своих родителей.

Главными средствами воспитания, помимо языческих ритуалов, были произведения устного народного творчества, сохранившие свое педагогическое значение и в последующие эпохи. Так, в сказках и былинах отражался идеал древнерусского воспитания - трудолюбивый, любящий родину и детей человек, способный защитить родную землю и соплеменников от любых врагов. Кодекс нравственного поведения содержался в пословицах, загадки предназначались для умственного воспитания, песни - для эстетического развития.

По данным историко-педагогических исследований, в VIII в. у славян появилась письменность, они пользовались "чертами и резами", т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться грамоте и письму. Однако восточнославянская образовательная традиция в изучаемый период не знала школьных форм обучения.

2.Возрастные особенности деятельности эндокринной системы организма человека

Железы внутренней секреции, или эндокринные, не имеют выводных протоков и выделяют секрет непосредственно во внутреннюю среду – кровь, лимфу, тканевую и спинномозговою жидкости. Это отличает их от желез внешней секреции (пищеварительных) и экскреторных желез (почек и потовых), которые выделяют секрет, который образуется в них во внешнюю среду. В эндокринных железах синтезируются разнообразные химические вещества - гормоны, действующие на обмен веществ в ничтожно малых количествах. Гормоны регулируют все функции как катализаторы - через кровь и через нервную систему. Они имеют большое значение для умственного и физического развития, роста, изменений строения организма и его функций и определяют половые различия.

Многие гормоны влияют на формирование организма уже на ранних стадиях внутриутробного развития. С возрастом функции и строение желез внутренней секреции значительно изменяются. Некоторые эндокринные железы особенно интенсивно функционируют в детском, другие - в зрелом возрасте.

Щитовидная железа. Состоит из перешейка и двух боковых долей и расположена на шее впереди и по бокам трахеи. С возрастом строение железы изменяется, особенно в период полового созревания. К старости вес железы падает: больше у мужчин, чем у женщин. Железа секретирует два гормона - тироксин и трийодтиронин. Оба гормона образуются в щитовидной железе одновременно и непрерывно. У взрослых при гиперфункции железы увеличивается расщепление белков и наступает исхудание, у детей, наоборот, увеличивается синтез белка, ускоряются рост и формирование организма. Гормоны щитовидной железы повышают иммунитет.

Околощшиовидные (паращитювибиые) железы. У человека четыре железы. Они расположены на задней поверхности щитовидной железы. В этих железах образуется паратиреоидный гормон, или паратгормон и кальцитонин. Паратгормон выделяется непрерывно, он регулируетразвитие скелета и отложение кальция в костях, Кальцитонин снижает содержание кальцияв крови, секреция его усиливается при величениисодержания кальция в крови. Атрофия данных желез вызывает тетанию (судорожную болезнь), которая возникает в результатезначительного повышения возбудимости центральной нервной системы. При хронической гиперфункции желез уменьшается содержание кальция в костях, они разрушаются истановятся ломкими, расстраиваются сердечная деятельность и пищеварение, снижается сила мышечной системы.

Зобная (вилочковая) железа. Состоит из правойи левой неодинаковых долей, объединенных соединительной тканью. Железа расположена в грудной полости за грудиной. Наибольший абсолютный вес железы приходится на подростковый возраст, затем он убывает. Гормон, выделяемый вилочковой железой, неизвестен, но предполагается, что он участвуетв созревании лимфоцитов. Железа усиливаетрост организма и задерживаетсоли кальцияв костях. После се удаления резко усиливаетсяразвитие половых желез, а когда задерживается перерождение железы, то замедляется и развитие половых желез. Железа тормозит половое развитие и регулирует иммунитет.

Надпочечниковые железы. Желез две, они охватывают верхние концы каждой почки. Надпочечники состоят из двух слоев: коркового и мозгового. Оба слоя выполняют разные функции.В корковом слое образуются кортикостероиды, по химическому строению близкиек половым гормонам. В корковом слое образуются мужскиеи женские половые гормоны. У детей они участвуют в развитии половых органов до полового созревания. Количество половых гормонов коркового слоя с 20 до 40 лет наибольшее. Гормоны коры надпочечников участвуют в защитных реакциях организма на сильные неблагоприятные воздействия, которые вызывают напряжение (стресс). В период полового созревания секреция гормонов коры надпочечников наибольшая. Гипофункция вызывает бронзовую, или аддисонову болезнь.При этой тяжелой болезни появляются все возрастающая мышечная слабость и повышенная утомляемость,сильное исхудание и бронзовый цвет кожи. Гиперфункция приводит к преждевременному образованию половых гормонов, что вызывает раннее половое созревание, У мальчиков 4-6 лет появляется борода, возникает половое влечение, и развиваются половые органы, у девочек 2 лет наступает менструация. В мозговом слое непрерывно образуетсяиз тирозина очень активный гормон адреналини немного норадреналина, который секретируется быстрее адреналина и превращается в него. Адреналин усиливает и учащаетдеятельность сердца, суживает кровеносные сосуды кожи, внутренних органов, тормозит движение желудка и кишечника, резкоувеличивает обмен веществ. повышает содержание сахара в крови. В малых дозах адреналин возбуждает умственную деятельность, а в больших дозах - тормозят.

Гипофиз (нижний мозговой придаток ). Гипофиз - ведущая железа внутренней секреции, изменяющая функции всех эндокринных желез и многие функции организма. Расположен в турецком седле основной кости черепа непосредственно под головным мозгом. В гипофизе людейразличают 2 доли: более крупная передняя железистая, или аденогипофиз, и задняя - нейрогипофиз. Средняя доля увзрослых почти отсутствует и больше развита удетей. В гипофизе вырабатывается 22 гормона. Большинство из них образуется в аденогипофизе. Гормон роста ускоряет рост при относительном сохранении пропорций тела. Гонадотропные гормоны ускоряют развитие половых желез иувеличивают образование половых гормонов. Лактотропный гормон возбуждает отделение молока. Тиреотропный гормон возбуждает секрецию гормонов щитовидной железы. Паратиреотропный гормон вызывает увеличение функций околощитовидных желез и повышает содержание кальция в крови. Панкреотропный гормон оказывает влияние на развитие и функции внутрисекреторной части поджелудочной железы. Адренокортикотропный гормон увеличивает секрецию глюкокортикоидов. Гормоны белкового, жирового и углеводного обменов регулируют эти виды обмена. В нейрогипофизе образуются гормоны: вазопрессин ( регулирует водно-солевой обмен, повышает кровяное давление) и окситоцин (вызывает сокращение гладкой мускулатуры матки и кишечника). Гормоны гипофиза влияют на высшую нервнуюдеятельность: в малых дозах повышают, а в больших понижают ее.

У детей до окончания окостенения длинных костей гиперфункция передней части аденогипофиза вызывает гигантизм, гиперфункцияпосле окончания окостенения вызывает непропорциональный рост частей тела, а гипофункция в раннем детстве - карликовый рост при нормальном умственном развитии и сохранении относительно правильных пропорций тела.

Эпифиз (верхний мозговой придаток). Расположен на заднем конце зрительныхбагров и на четверохолмии и соединен со зрительными буграми.Эпифиз развивается до 4 лет, азатем начинает атрофироваться, особенно после 7 - 8 лет. Он активно функционирует у подростков июношей. Уменьшенная секреция имеется и у взрослых. У неполовозрелых он задерживает половое развитие, а у половозрелых тормозит функцию половых желез. В нем выделяется гормон, который, действуя на гипоталамическую область, тормозит образование в гипофизе гонадотропных гормонов, что вызывает угнетение внутренней секреции половых гормонов. Гормон эпифиза мелатонин в отличие от интермедина сокращает пигментные клетки. Эпифиз влияет на углеводный обмен.

Смешанные железы. Смешанные железы являются органами как внешней, так и внутренней секреции. К ним относятся поджелудочная железа и половые железы.

В поджелудочной железе образуются гормоны глюкагон и инсулин. Инсулин уменьшает содержание сахара в крови, задерживает воду в тканях, уменьшает образование углеводов из белка и жира. Глюкагон увеличивает содержание сахара в крови, повышает переход гликогена в глюкозу. Оба гормона действуют на углеводный обмен, активизируя ферменты. Стойкое уменьшение секреции инсулина приводят к диабету – сахарному мочеизнурению. В клетках эпителия выводных протоков поджелудочной железы образуется гормон липокаин. который повышает окисление в печени высших жирных кислот и тормозит ее ожирение. Гормон поджелудочной железы ваготонин увеличивает активность парасимпатической системы, а гормон центропнеин возбуждает дыхательный центр и способствует переносу кислорода гемоглобином.

Половые железы. Семенники (яички) интенсивно растут до 1 года и с 10 до 15 лет. Период полового созревания мальчиков с 15 - 16 до 19 -20 лет.Он индивидуально колеблется. Предстательная железа окончательно развивается примерно к 17 годам. Мужские половые гормоны - андрогены образуются в интерстициальных клетках, которые названы железой половой зрелости, или пубертатной. Андрогены: тестостерон, андростандион, андрестерон и др. Женские половые железы - яичники имеют различные размеры, форму и вес в зависимости от возраста и индивидуальности. Яичник состоит из двух слоев: коркового и мозгового. В корковом слое образуются яйцевые клетки. Мозговой слой состоит из соединительной ткани, содержащей кровеносные сосуды и нервы. Период полового созревания продолжается у девочек с13 - 14 до 18 лет. Половой цикл у женщин проявляется в менструации. Эстрогены: эстрон, или фолликулярный гормон, эстриол и эстрадиол. Они образуются в яичниках, где одновременно секретируется небольшое количество андрогенов. В желтых телах и плаценте образуется прогестерон.

Половые гормоны оказывают существенное влияние на обмен веществ. Андрогены возбуждают синтез белка в организме и в мышцах, что увеличивает их массу, способствуют образованию костей и поэтому повышают массу тела. Они уменьшают синтез гликогена в печени. Эстрогены, наоборот, увеличивают синтез гликогена в печени и отложение жира в организме,Половые гормоны обусловливают количественные и качественныеособенности обмена веществ мужского и женского организмов, определяющие развитие наружных и внутренних половых органов, т.е. первичных половых признаков. Также определяют развитие и вторичных половых признаков: характерное строение тела, сравнительно высокий рост, сравнительно узкий таз, усы борода, волосистость груди, рук и ног, низкий голос у мужчин; xapaктерное строение тела, сравнительно низкий рост, сравнительно широкий таз,высокий голос. отложение жирана лобке и ягодицах, развитие грудных желез у женщин.

Половое развитие. Время наступления полового созревания зависит от наследственности, питания, условийжизни, здоровья, климата. У мальчиков половое созревание начинается с 10 - 11 лет, что проявляется в росте полового члена, яичек и предстательной железы. С 12 - 13 лет изменяется форма гортани и становится низким голос, с 13 - J4 лет начинается формирование мужского типа скелета и появляется оволосение на лобке по мужскому типу. С 15 - 16 лет усиливается рост волос в подмышечных впадинах и на лобке, начинают расти усы и борода, появляется сперматогенез, а также поллюция,или самопроизвольное извержение семени во сне.

Половое развитие девочек начинается раньше, чем мальчиков. С 8 лет начинает формироваться женский тип скелета, становится шире таз. С 10 - 12 лет формируются молочные железы, с 13 - 15 лет ускоряется рост, появляется оволосение в подмышечных впадинах и на лобке по женскому типу, начинаются менструации, а, следовательно, овуляции.Время появления первой менструации зависит от условий жизни и труда жительниц деревни позднее, чем в городе), питания (у питающихся преимущественно мясной пищей раньше), климата (на юге в среднем, на 1.5 года раньше, чем на севере), национальности, индивидуальных особенностей.

Умственное развитие детей при раннем половом развитии не отличается от нормального для соответствующего возраста. Щитовидная, зобная железы, эпифиз регулируют внутреннюю секрецию половых желез, а, следовательно, и половое развитие. Кастрация в раннем: детском, возрасте приводит к недоразвитию первичных половых признаков, а также к отсутствию вторичных половых признаков и появлению бесполого типа. У кастрированных отмечаются резкие нарушения психики, слабость воли и апатия. Андрогены и эстрогены секретируются в мужских и женских половых железах одновременно и влияют друг на друга.

3.Урочная форма организации производственного процесса

Под формой организации производственного обучения понимают способ организационного построения учебно-воспитательного процесса, определяющий характер учебно-производственной деятельности учащихся; руководство ею со стороны мастера; структуру, содержание, методы и средства её осуществления.

Формы организации производственного обучения нужно рассматривать комплексно:

1) формы организации производственного обучения – урочные и неурочные;

2) формы организации учебно-производственного труда учащихся – фронтально-групповые; индивидуальные; бригадные (звеньевые);

3) формы организации труда (обучающей деятельности) мастера производственного обучения мастер-группа; мастер-мастерская; бригадная организация работы мастеров; мастер-преподаватель.

Урок – это организационная форма процесса обучения, при которой мастер производственного обучения в течение точно установленного времени в специально отведённом месте (в учебной мастерской, в лаборатории) руководит учебно-производственной деятельностью группы учащихся постоянного состава с учетом особенностей каждого из них и содержания обучения.

Уроки различаются по содержанию, месту в учебном процессе, целям и задачам проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: