Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии:
1) моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к занятию или мероприятию;
2) организация непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»;
3) управление общением в педагогическом процессе;
4) анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи;
Эти стадии характеризуют поэтапное развертывание педагогического общения.
Первая стадия – моделирование – связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и группы в целом.
Вторая стадия предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляется ориентировка в условиях предстоящего общения, которая может включать осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное восстановление опыта его общения с конкретной группой (классом); уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях. В качестве объекта обычно выступает класс в целом. Но в зависимости от педагогических задач коммуникативное внимание педагога может сосредоточиться на группе учащихся или на отдельном ученике (студенте).
|
|
Третья стадия – управление общением – её суть состоит в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Управление воздействием складывается их конкретизации модели общения, уточнения условий и структуры общения, осуществления непосредственного общения.
Четвёртая стадия – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения. Она чаще называется стадией обратной связи в общении, по своему содержанию соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Её главное назначение – диагностически-коррекционное.
Представленная логика и этапы процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности могут быть иными. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, или наоборот – растянутыми. Представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.