Практические задания. 1. Объясните, почему образования земля, стекло, билет, учитель являются словами, а звуковые комплексы ялмез

1. Объясните, почему образования земля, стекло, билет, учитель являются словами, а звуковые комплексы ялмез, лосетк, тилеб, ельчиту, составленные из тех же звуков речи, словами не являются.

2. Какого рода информация составляет коннотативный ас­пект значения? Определите коннотацию следующих слов: картошка, старикашка, аэроплан, прикольный, зачинщик, безотказ­ный, халтура, консенсус, морда, зафиксировать, вдохновенный, бойня, лояльный, ловкач.

3. Все ли типы слов обладают номинативной функцией? Из приведенного списка выберите слова, которые: а) не обладают номинативной функцией; б) выполняют преимущественно но­минативную функцию: человек, Иван, окно, мой, или, над, Волга, кукарекать, ура, вследствие, тьфу, Жучка, пятнадцать, МГУ, она, медленно, ах, кто-нибудь, черный, потому что, причина. Аргументируйте ответ.

4. Определите по словарю лексические значения следующих слов; разграничьте слова с денотативными и коннотативными зна­чениями.

Задача, спектакль, читалка, договориться, ладья, скромный, вирши, камень, ребятенок, опешить, фрагмент, течение, отбыть, подсолнух, ухватка, вояж, смазливый, зодчий, рассказывать, улыб­ка, поборник; книга, заветный, встретить, смекалка, пример, окоченеть, со­брание, мост, несказанный, перекур, дружба, переправа, ведать, зубрежка, находка, жизнерадостный, облачить, ловкач, доброта, жребий, вакуум.

5. Пользуясь этимологическим словарем, объясните, от каких слов образовались прилагательные розовый, зеленый, сиреневый, голубой, коричневый, вороной; фиолетовый, лиловый, оранжевый.

6. Попытайтесь определить, какой признак оказался положенным в основу следующих наименований: защита, азбука, петух, пир, сливки, грабли, огород, букварь, мыло, наперсток, крыша, свеча, мельница, качели, ледокол, вертолет, электровоз, атомоход, водомет, гори­хвостка.

7. Определите, какие признаки были положены в основу различ­ных названий одного и того же предмета: лужайкаполяна; це­линановь; метельвьюга; медведькосолапыйтоптыгин; уколвпрыскивание; синяккровоподтек; горницасветлицапокой.

8. Ниже даны группы слов, обозначающие сходные или одинаковые предметы. Объясните, какой признак положен в основу каждого из этих названий: а) плетень, частокол, ограда; б) перчатки, рукавицы; в) клюв, рыло; г) сад, роща; д) постель, логово.

9. Восстановите по этимологическому словарю мотивирующее
значение (внутреннюю форму) слов: художник, время, роща, стол, корова, перчатка, рубль, будни, сапер, говядина, смуглый, овраг, блин, скорняк, копейка, платье, скатерть, полтора, зерно, колос.

10. Разграничьте слова мотивированные и немотивированные: учитель, букварь, рыба, солома, качели, новоселье, весна, осень, звезда, выключатель, камень, облако, наклейка, песок, рыбак, дочь, колесо, платок, подоконник, столяр, писатель, мысль, веялка, общежитие, бумага, холодильник, тепловоз, облако (саранчи), шур­шание, качели, тень (позора), хрюшка, свинья, сыночек. Какие виды мотивировки наблюдаются в приведенных примерах?

11. Какие из данных слов вы считаете мотивированными, какие – нет? Почему? Шило, подснежник, колесо, окно, завтрак, сверстник, чернила, порошок, жатва, творог, дуло, мышь, боровик, устье, рубаха, пояс, масло, говядина, петля, видеть, метель, зелье, перстень, бельё, время, сокровище, плотник, весло, сугроб, полотенце, битва, колдун, обличье, крыльцо, прибавка, окорок, увалень, кружево, окрошка, валенок, стакан, свадьба, итог, город, копыто, защита, хищник, облако, декан, пояс, территория, крыша, калина, зубр, висок, качели, октябрь, партер, жук, петух, оспа, призрак, наизусть, декада, окно, перчатка, печаль, площадь, стрелять, чайник, земляника, веретено, отдушина, резец, песец, скалка, олово, крошево, бремя, капля, рыло, опушка, пустырь, частокол, преступление.

12. Пользуясь этимологическим словарем, выявите слова, исто­рически образованные от одного корня, но подвергшиеся деэтимо­логизации: жизнь, перстень, окно, устье, позвонок, крыша, вести, невеста, кольцо, мех, рубль, домна, жир, великолепный, вожжи, перчатка, звено, заочный, ведьма, колесо, крыло, живой, мешок, дуть, рубаха, устный, наперсток, нелепый, крыть, очки, живот, коляска, рубить, вождь, надменный, весло, наизусть, крыльцо.

13. Объедините слова по их этимологическому родству: 1) дело, деятель, доля, отдел, отделка, удел; 2) заскорузлый, кора, корм, скорлупа, скорняк, скоромный, шкура; 3) калач, колесо, колея, колода, колос, колоть, колун, кольчуга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: