Иконы заполняют местный ряд. Алтарь осознается как святое святых и даже если нет закрыващего иконостаса, то имеют место просто закрывающие стены, т.о.подчеркивается святыня алтаря. Иконостас увеличивается в высоту, а иконы – в размерах. Структура иконостаса не меняется, в иконографии изменение в аспекте динамики. Также характерная особенность этого периода – возрастание осмысления света в иконе. Пробелы всегда имели значимое место в иконографии. Теперь они более конкретны. В личной росписи чаще используется техника "движка", т.е.белильных ярких линий.
Лузга становится более пологой, ее как бы уже и нет. Свет внутри лузги (горний свет) перетекает на поля, в отличие от традиции четко разграничивать пространство. Свет на иконах вообще начинает доминировать и как бы "съедает" четкость изображененных силуэтов. Популярны не только иконы, но и иконные мозаики (станковые мозаики). Кусочки смальты закрепляют на восковую мастику.
Одна из характерных икон этого периода – икона Спаса из Эрмитажа, Пантократор. Здесь видим – свет съедает ширину плеч, основной акцент – на движении. Также съедается объем пальцев.
Из сюжетов также распространена Страстная тема, "Не рыдай Мене Мати", "Взыграние". Причем последняя характеризуется особыми изогнутыми формами Младенца.
Икона Архангел с зерцалом – в зерцале не обычные буквы ИС ХС, а Сам Младенец Эммануил. Эта икона из Италии, г.Пиза. Икона из Пушкинского музея Москвы – 12 апостолов. Характерная черта – 12 не Христовых апостолов, а самые известные.
МИНИАТЮРЫ ПАЛЕОЛОГОВСКОГО ПЕРИОДА
Государство Византия в этот период очень слаба, но высок культурный потенциал, который находит свою актуализацию в творчестве миниатюр. Их создается больше, чем ранее.
Из евангельских миниатюр характерная особенность появляется в изображении евангелистов. Они изображены вместе с учениками или учителями. Лука с Павлом, Марк с Петром, Иоанн с Прохором.
Динамика этого периода сказалась на всем, в том числе и на шрифте – скоропись, подвижность. В изображениях появляются детали: подставки для ног, подставки под книги.