Структура процесса мышления

Мышление представляет собой процесс познавательной дея­тельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории.

Появление речи в процессе эволюции принципиально изме­нило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило воз­можность передачи информации от человека к человеку, но и сде­лало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем ее в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выра­жены лишь в жестах и мимике, Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совер­шается и формируется с помощью слова.

Суть мышления — в выполнении некоторых когнитивных опе­раций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира. Благо­даря слову картина мира становится более совершенной, диффе­ренцированной, с одной стороны, и более обобщенной — с дру­гой. Присоединяясь к непосредственному образу предмета, слово выделяет его существенные элементарные или комплексные при­знаки, которые непосредственно недоступны субъекту. Слово пе-272


реводит субъективный смысл образа в систему значений, что де­лает его более понятным как самому субъекту, так и его партнеру.

С позиции теории функциональных систем П.К. Анохина основ­ные этапы мыслительного процесса могут быть сопоставлены с этапами структуры поведенческого акта. Направленность процесса мышления определяется доминирующей мотивацией субъекта. Афферентный синтез выбирает зону поиска решения проблемы. Поступающая информация анализируется и сопоставляется со зна­ниями, извлекаемыми из памяти, содержание которых существен­но определяется доминирующей мотивацией. Этапу принятия решения соответствует выбор наиболее вероятной гипотезы для ее последующей проверки и доказательств. В акцепторе результатов действия в соответствии с принятой гипотезой формируются не­которые представления о том, что прежде всего следует подтвер­дить, доказать или опровергнуть. Эфферентный синтез содержит замыслы доказательств и проверок. Выполнение конкретного до­казательства, которое подтверждает справедливость выдвинутого предположения, эквивалентно этапу осуществления реального дей­ствия. В случае неудачи активируется ориентировочно-исследова­тельская деятельность субъекта. Она приводит к изменению со­держания акцептора результатов, а также эфферентного синтеза-Возникают новые замыслы, идеи и, возможно, привлекаются иные способы доказательств.

У человека различают два основных вида мышления; наглядно-образное и словесно-логическое. Последнее функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний период филогенетического и онтогенетического развития мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: