Развитие рыночных отношений требует постоянного совершенствования форм и методов социального управления бизнесом как их неотъемлемого элемента. В мировой практике создание имиджа предприятия рассматривается как одна из стратегических целей управления, наряду со внедрением новых технологий, стабилизация социально-экономической среды, развитие конкурентной среды и человеческого капитала. Имидж предприятия бизнеса оказывает значительное влияние на отношение к нему потребителей, партнеров и широкой общественности, однако позитивный имидж формируется не самопроизвольно.
Очевиден возросший интерес компаний к формированию собственного имиджа и готовность рассматривать затраты на создание имиджа как долгосрочные инвестиции в собственный бизнес
Имидж - это 1) образ делового человека, представление о нем, складывающееся у окружающих, репутация; 2) образ фирмы, товара, услуг, обеспечивающий положение фирмы на рынке, верность покупателя фирменной марке.
Имидж компании делится на: внешний - это то, как ее воспринимает общество, средства массовой информации и инвесторы; внутренний - отношение к компании ее персонала и руководителей.
|
|
Позитивный имидж выступает в качестве эффективного средства формирования чувства корпоративной солидарности в организации. Тем самым он повышает конкурентоспособность коммерческой организации на рынке, привлекая потребителей и партнеров, ускоряя продажи и увеличивая их объем, облегчая доступ организации к финансовым, информационным, человеческим, материальным ресурсам.
Как показывает структурно-функциональный анализ, имидж предприятия бизнеса определяется совокупностью характеристик о его деятельности. Можно выделить базовые характеристики, присущие любому типу организаций и предприятий и интерпретируемые в зависимости от их специфики. Существенно, что для имиджа важна не сама характеристика, а то представление, которое можно создать о ней профессиональными средствами, обеспечивающее организации позитивный имидж. К таким характеристикам следует отнести:
1. Образ руководителя организации (выстраивается на основе представления о его способностях, установках, ценностных ориентациях, социально-психологических характеристиках, внешних данных).
2. Образ персонала (физические, психофизиологические, социальные данные, культура, профессиональная компетентность, личностные характеристики, визуально-аудиальные особенности).
3. Имидж организации (строится на основе представлений общественности и разных социальных групп об организации, о её роли в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества).
|
|
4. Имидж продукции или услуг организации (представление об их цене и качестве, функциональной ценности, отличительных свойствах и уникальности).
5. Деловая культура предприятия, его стиль, социально-психологический климат, представление персонала о комфортности и надежности своей организации.
6. Внешняя атрибутика (логотип, фирменный стиль, оформление помещений, транспорта, фирменная символика).
7. Бизнес-имидж как характеристика деловой активности предприятия (деловая репутация, конкурентоспособность, инновационный потенциал, стабильность, надёжность для потребителей и партнеров)
Таким образом, имидж в бизнесе представляет собой достаточно сложный феномен, в котором сочетаются совершенно разнородные факторы и явления. Для успешного формирования имиджа предприятия бизнеса необходимы: тщательный анализ внешних и внутренних условий деятельности фирмы, разработка целей формирования имиджа и обоснование путей и средств их достижения.
С целью технологизации формирования эффективного имиджа предприятия малого бизнеса следует вести систематическую и планомерную работу по следующим направлениям:
1. Реализация механизмов формирования позитивных оценок деятельности организации, получаемые от вышестоящих руководителей или собственников, потребителей, партнеров, сторонних предприятий и организаций, непосредственно не связанных с данной организацией, а также от персонала самой организации.
2. Совершенствование конкурентоспособности организации, формируемой посредством поддержания высокого качество товара и услуг, через сохранение определенного контингента потребителей и персонала организации.
3. Формирование доверия к организации, комплиментарности потребителей и партнеров, узнавания организации разными социальными группами, в том числе и теми, которые не входят в число ее потребителей.
4. Разработка и реализация механизмов позитивной оценки деятельности организации средствами массовой информации, что во многом достигается демонстрацией признания социально одобряемых норм деятельности: благотворительность, помощь культуре, образованию, незащищенным слоям населения.
5. Совершенствование профессиональной компетентности персонала организации, обеспечение его психологической готовности к деятельности, к изменениям.
6. Развитие организационной культуры персонала и повышение уровня организации и самоорганизации, способности сотрудников продуктивно выполнять профессиональные функции, низкая зависимость от внешних факторов.