Перед знакомством с обширным фактическим материалом, касающимся обучения и воспитания в Киевской Руси и Московском государстве, следует обратить внимание на характерные особенности церковного периода истории русской педагогики. К ним относятся:
1) единый воспитательный идеал. Цель воспитания - благочестивый православный христианин;
2) несословное, единое для всех обучение и воспитание;
3) тип образования - духовное;
4) служебное положение образования по отношению к церкви. Образование направлено на достижение какой-либо внешней по отношению к личности цели, в данном случае - церковной;
5) содержание образования - церковное;
6) учителя - духовные лица и светские, готовившиеся к занятию духовных должностей;
7) образование на протяжении рассматриваемого периода прошло две ступени: элементарное - у мастеров грамоты, научное - в благоустроенных школах.
При дальнейшем изучении церковного периода истории русской педагогики студентам рекомендуется систематизировать фактический материал в соответствии с перечисленными особенностями данного периода.