Типология социальных конфликтов

Перекрестный анализ движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности

Движущие силы Сферы жизнедеятельности
экономика политика духовная жизнь
Потребности Варианты использования ресурсов Варианты самоорганизации Человек: рациональный-эмоциональный
Интересы Институт распределения Интеграция раскол Тип культур
Ценности Ориентация на рынок-государство Власть, как средство или самоцель Интеграция высших ценностей

Типологию социальных конфликтов, учитывающую как тип рас­согласования, так и характер взаимоотношений между участниками конфликта предлагает В.Н. Амелин (см. табл. 2).

Таблица 2

Типология социальных конфликтов

форма конфликта Участники
межличностные межгрупповые институциональные
Ролевые      
Административные      
Политические      

Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство са­мые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу влас­тных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентации могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и меж­государственного взаимодействия людей. В процессе возникновения и развития один вид конфликта может накладываться на другой, обра­зуя сложные конфликты, состоящие сразу из нескольких видов.

Существуют также сложные конфликты, в которых одновремен­но взаимодействуют (содействуют, противодействуют) интересы разных сторон и разных типов конфликтов. При этом одна сторона может быть в содружестве с другой стороной, в коалиции с третьей, в жестком конфликте с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антаго­низме с шестой, а шестая в антагонизме со второй и т. д.

Социальные конфликты в зависимости от форм, методов и интен­сивности противодействия, подразделяют на насильственные и нена­сильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные). В зависимости от времени протекания — за­тяжные и быстротечные. В зависимости от масштабов распростране­ния — локальные и широкомасштабные.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий си­туации выделяют виды конфликтов:

1. Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как кон­фликтную, хотя реальных причин нет;

2. Потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;

3. Истинный конфликт — реальное столкновение между сторона­ми. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следу­ющие подвиды:

конструктивный — возникший на основе реально существую­щих между субъектами противоречий;

случайный — возникший по недоразумению или случайному сте­чению обстоятельств;

смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оцен­кой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфрон­тацию с экзаменующим преподавателем;

неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором ис­тинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал.

Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в кон­фликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмо­циональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструк­тивные и деструктивные.

Основные стадии развития конфликта

Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии раз­вития:

1. Предконфликтная стадия.

2. Собственно конфликт.

3. Разрешение конфликта.

4. Послеконфликтная стадия.

Рассмотрим каждую из стадий подробнее.

Предконфликтная стадия

Предконфликтная ситуация — это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности.

Социальная напряженность тоже не всегда является предвест­ником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Назовем наиболее характерные причины, вызывающие рост социальной на­пряженности:

1. Реальные ущемления интересов, потребностей и ценностей людей.

2. Неадекватное восприятие изменений, происходящих в обще­стве или отдельных социальных общностях.

3. Неверная или искаженная информация о тех или иных (реаль­ных или мнимых) фактах, событиях и т. д.

Социальная напряженность, по сути, представляет собой психоло­гическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социаль­ной напряженности в этот период выступают групповые эмоции. Определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе — естественная защитная и адаптивная реакция социального организма. Однако превышение опти­мального уровня социальной напряженности может привести к конфликтам.

В реальной жизни причины возникновения социальной напря­женности могут накладываться одна на другую или подменяться одна другой. Например, негативные отношения к рынку у части рос­сийских граждан вызваны прежде всего экономическими трудностя­ми, но часто проявляются как ценностные ориентации. И наоборот, ценностные ориентации, как правило, обосновываются экономичес­кими причинами.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также неудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности су­ществующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности. При этом происходит трансфор­мация неудовлетворенности из субъективно-объективных отноше­ний в субъективно-субъективные. Суть этой трансформации в том, что потенциальный субъект конфликта выявляет (персонифициру­ет) реальных (или предполагаемых) виновников своей неудовлет­воренности и одновременно осознает неразрешимость сложившей­ся ситуации обычными способами взаимодействия.

Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во вза­имоотношении сторон;

1. Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид.

2. Стремление доказать правомерность своих притязаний и обви­нение противника в нежелании решать спорные вопросы «справед­ливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере.

3. Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование «образа врага» и установка на борьбу.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформи­руется в открытый конфликт. Но сама по себе она может существо­вать долго и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент,,

Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредствен­ного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево наслед­ника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28.08.1914 г., ста­ло формальным поводом для начала первой мировой войны. Хотя объективно напряженность между Антантой и Германским военным блоком существовала уже много лет.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоциро­ван субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом есте­ственного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоциру­ет некая третья сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Авторы книги «Внимание: конфликт!» Ф. М. Бородкин и Н. М. Ко­ряк выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и четыре типа ин­цидента по характеру возникновения:

1. Объективные целенаправленные (например, вводятся новые формы обучения и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены преподавательского состава).

2. Объективные нецеленаправленные (естественный ход развития производства приходит в противоречие с существующей организа­цией труда).

3. Субъективные целенаправленные (человек идетна конфликт, чтобы решить свои проблемы).

4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы двух или нескольких сторон); например, одна путевка в здравницу, а претендентов несколько.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конф­ликтующих сторон:

1. Стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоре­чия и найти компромисс.

2. Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произош­ло» (уход от конфликта).

3. Инцидент становится сигналом к началу открытого противо­стояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от кон­фликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентации) сторон.

Стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направ­ленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:

• активно-конфликтное поведение (вызов);

• пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);

• конфликтно-компромиссное поведение;

• компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и формы поведения сторон, конфликт приобретает логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины углубления и разрастания. Каждая новая «жертва» становится «оп­равданием» для эскалации конфликта. «И если ему ничто не меша­ет, он начинает как бы питать сам себя, порождая все новые и новые основания дальнейшего развития».

Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным. Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии развития:

1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое про­тивоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурса­ми и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить от­крытую борьбу и решить конфликт иными методами.

2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения сво­их целей и блокирования действий противника вводятся новые ре­сурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тоталь­ной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику.

Стадия разрешения конфликта

Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, ре­акции на конфликт окружающей среды, символов победы и пораже­ния, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

Конфликты также классифицируют в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце континуума — институционализированные (типа дуэли), а на другом — абсолютные кон­фликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации.

На определенной стадии развития конфликта у противоборству­ющих сторон могут существенно измениться представления о воз­можностях своих и противника. Наступает момент переоценки цен­ностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь це­лей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае кон­фликтующие стороны начинают искать пути примирения и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать бо­лее слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3) борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за не­достатка ресурсов;

4) стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ре­сурсы и не выявив явного (потенциального) победителя;

5) конфликт может быть остановлен под давлением третьейсилы.

Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся реальные условия его прекращения. В полностью инсти-туционализированном конфликте такие условия могут быть опре­делены еще до начала противоборства (как в игре, где определены правила ее завершения), а могут быть выработаны и согласованы в ходе развития. Если же конфликт институционализирован частич­но или не институционализирован совсем, то возникают дополни­тельные проблемы его завершения.

Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ве­дется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменую­щие победу и поражение сторон, тем больше шансов для его лока­лизации.

Способы завершения конфликта направлены в основном на изме­нение самой конфликтной ситуации, либо путем воздействия на уча­стников, либо путем изменения характеристики объекта конфлик­та, либо иными способами. Рассмотрим некоторые изэтих способов.

1. Устранение объекта конфликта.

2. Замена одного объекта другим.

3. Устранение одной стороны участниковконфликта.

4. Изменение позиции одной из сторон.

5. Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта.

6. Получение новых сведений об объекте или создание дополни­тельных условий.

7. Недопущение непосредственного или опосредованного взаимо­действия участников.

8. Приход участников конфликта к единому решению или обра­щение к арбитру при условии подчинения любому его решению.

Один из вынужденных методов завершения конфликта — при­нуждение. Например, военный конфликт между боснийскими сер­бами, мусульманами и хорватами. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.

Переговоры

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает проведение переговоров и юридическое оформление достигнутых договоренностей. В межличностных и межгрупповых конфликтах результаты переговоров могут иметь форму устных договореннос­тей и взаимных обязательств сторон. Обычно одним из условий для начала переговорного процесса является временное перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных договорен­ностей стороны не только не прекращают боевых действий, но идут на обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на пе­реговорах.

Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конф­ликтующих сторон и включают возможные процедуры.

1. Признание наличия конфликта.

2. Утверждение процедурных правил и норм.

3. Выявление основных спорных вопросов (оформление «Прото­кола разногласий»).

4. Исследование возможных вариантов решения проблем.

5. Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулиро­вания конфликта в целом.

6. Документальное оформление всех достигнутых договоренностей.

7. Выполнение всех принятых взаимных обязательств. Переговоры могут отличаться как уровнем договаривающихся сторон, так и существующими разногласиями. Но основные проце­дуры (элементы) переговоров остаются неизменными.

Метод «принципиальных переговоров» или «переговоров по суще­ству», разработанный в рамках Гарвардского проекта по перегово­рам, изложенный в книге «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Роджером Фишером и Уильямом Юри, сводится к че­тырем пунктам.

1. Люди. Сделайте разграничение между участниками перегово­ров и предметом переговоров.

2. Интересы. Сосредоточьте внимание на интересах, а не на пози­циях.

3. Варианты. Выделите круг возможностей, прежде чем прини­мать решение.

4. Критерии. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой-то объективной норме.

В основу переговорного процесса может быть положен метод ком­промисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод кон­сенсуса, ориентированный на совместное решение существующих проблем2.

Методы ведения переговоров и их результаты зависят не только от отношения между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, отношения с союзника­ми и других внеконфликтных факторов.

Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворен­ности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положе­ний:

• насколько удалось в ходе конфликта и последующих перегово­рах достичь преследуемой цели;

• какими методами и способами велась борьба;

• насколько велики потери сторон (людские,материальные, тер­риториальные и др.);

• насколько велика степень ущемленное чувства собственного достоинства той или иной стороны;

• удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон;

• какие методы были положены в основу переговорного процесса;

• насколько удалось сбалансировать интересы сторон;

• навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или явился результатом взаимного поиска решения конфликта;

• какова реакция окружающей социальной среды на итоги конф­ликта.

Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохранится, а прекраще­ние конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, так­же не всегда способен разрешить основные спорные проблемы. Наи­более прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и стро­ят свои отношения на основе доверия и сотрудничества.

При любом варианте разрешения конфликта социальная напря­женность в отношениях между бывшими противниками будет сохра­няться определенный период времени. Иногда для снятия взаимных негативных восприятий требуются десятилетия, пока не вырастут новые поколения людей, не испытавших на себе всех ужасов минув­шего конфликта. На подсознательном уровне такие негативные вос­приятия бывших оппонентов могут передаваться из поколения в поколение и каждый раз «всплывать» при очередном обострении спорных проблем.

Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реаль­ность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существу­ющих проблем и новую оценку своих сил и возможностей. Напри­мер, чеченская война буквально заставила высшее российское руко­водство по-новому строить свои отношения с чеченской республикой Ичкерия, по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском ре­гионе и более реально оценить боевой и экономический потенциал России.

Функции социального конфликта

Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Существуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта. Например, реконструкция предпри­ятия, ставшая возможной в результате производственного (социаль­но-трудового) конфликта — объективно положительное явление,но с точки зрения определенной части работников, вынужденных уво­литься с предприятия в результате сокращения штатов, данный кон­фликт будет оценен как негативный.

Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, дина­мизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой (например, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 г.). Подав­ленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим обще­ство к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.

Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, харак­терные для открытых социальных структур.

1. Конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабили­зации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.

3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует об­щественному прогрессу.

4. «В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.

5. Конфликт способствует получению информации об окружаю­щей социальной среде, соотношении силового потенциала конкури­рующих формирований.

6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить дру­зей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей.

7. Внутренние конфликты (в группе, организации, обществе) вы­полняют следующие функции:

• создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

• социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, пра­вил, ценностей;

• создание новых социальных норм и институтов, обновление су­ществующих;

• адаптация и социализация индивидов и групп;

• группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

• установление и поддержание относительно стабильной струк­туры внутригрупповых и межгрупповых отношений;

• установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров.

8. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникаю­щие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

• ведет к беспорядку и нестабильности;

• общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

• борьба ведется насильственными методами;

• следствием конфликта являются большие материальные и мо­ральные потери;

• возникает угроза жизни и здоровью людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных кон­фликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие соци­ально-психологической несовместимости людей. Негативными счи­таются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствияможет иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

6. Что такое социальная напряженность, какова ее природа?

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

Глава II ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Многие видные мыслители прошлого говорили, что конфликт на­ходится внутри человека и что он (человек) является главным носи­телем конфликта. Э. Шостром сравнивает внутреннее состояние че­ловека с двухпартийной системой демократии. «В каждом из нас, — пишет он, — заложена такая двухпартийная система, при которой одна часть — у власти, другая — в лояльной оппозиции»'. И такая внутрен­няя раздвоенность не является патологией — это вполне нормальное состояние здорового организма. Но оппозиция предполагает не только лояльность (критику, контроль и т. д.), но и жесткую бескомпромисс­ную борьбу, т. е. конфликт.

В этой главе мы рассмотрим внутриличностные конфликты, раз­решение которых прежде всего зависит от самого человека, от его способности жить в гармонии с самим собой и окружающей средой. Такие конфликты можно условно обозначить как конфликты «меж­ду тем, что есть и тем, что хотелось бы иметь». Другие варианты та­ких конфликтов: «между тем, чего вы хотите и тем, чего не хотите», «между тем, кто вы есть и тем, кем хотели бы быть» и т. д. Внутри-личностные конфликты — борьба двух позитивных или двух нега­тивных тенденций, или борьба позитивной и негативной тенденции в психике одного субъекта. Возможны варианты, когда тенденции содержат в себе и положительные, и отрицательные моменты одно­временно (например, повышение в должности предполагает неже­лательный переезд на новое место жительства).

Личность — устойчивая система социально-значимых черт, обус­ловленных системой общественных отношений, культурой и биоло­гическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личнос­ти могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обус­ловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является соци­альным конфликтом.

Любое действие человека представляет взаимодействие с Дру­гим внутри него и противодействие Другому как участнику диало­га. Но конфликт вызывают лишь равные по значимости взаимоис­ключающиеся тенденции, когда личность как бы раздваивается в принятии решения, когда выбор той или иной тенденции предпо­лагает силовое давление Одного на Другого, т. е. противоборство и насилие.

В реальной жизни человеку постоянно приходится делать выбор в пользу того или иного возможного варианта, отвергая другие. На­пример, любовь или богатство, семья или работа, личная жизнь или карьера и т. д. Для удовлетворения своих потребностей человек вы­нужден постоянно преодолевать внутренние сомнения своего «Я» и внешнее сопротивление среды. И если по тем или иным причинам цель недоступна, то человек попадает в ситуацию фрустрации (пси­хического расстройства, переживания неудачи) и конфликта. Авто­ры книги «Психология индивида и группы» выделяют четыре вида ситуаций, вызывающих фрустрацию:

• физические преграды (узник, непогода, нет денег);

• отсутствие объекта для удовлетворения испытываемой потреб­ности (хочу кофе, а магазин закрыт);

• биологические ограничения (умственно-отсталые люди и люди с физическими дефектами);

• социальные условия.

Помимо фрустрационных ситуаций, исследователи выделяют психологический конфликт, когда преграда для тех или иных дей­ствий кроется в нас самих. Эти проблемы выбора из двух различных стремлений:

• конфликт потребностей (самому хочется съесть и угостить надо);

• конфликт между социальной нормой и потребностью (любовь и норма);

• конфликт социальныхнорм (дуэль и церковь).

• конфликт ценностей;

• конфликт между ценностью и нормой;

• конфликт между ценностью и потребностью и др. Одним из видов внутриличностного конфликта является неосоз­нанный внутренний конфликт. В основе его лежат любые не полно-

стью разрешенные в прошлом конфликтные ситуации, о которых мы забыли. На бессознательном уровне мы несем груз неразрешенных в прошлом проблем и непроизвольно воспроизводим старые конф­ликтные ситуации, как бы пытаясь решить их вновь. Поводом для возобновления неосознанного внутреннего конфликта могут стать обстоятельства, схожие с прошлой неразрешенной ситуацией. На­пример, одного мужчину в детстве дразнили рябым. Когда он вырос, его лицо приобрело нормальный вид. Но однажды жена ненароком обозвала его старой кличкой. Реакция мужа была настолько бурной и агрессивной, что в конечном итоге семья распалась.

В реальной жизни внешние и внутренние причины внутриличностных конфликтов взаимосвязаны и их непросто разграничить. Например, чиновник должен выбирать между законом, указанием начальника, просьбой посетителя (жалобщика), своей совестью и здравым смыслом. К этому можно добавить давление, угрозы, шан­таж, посулы, взятки и т. д. На чисто служебные проблемы могут на­кладываться семейно-бытовые, жилищные, финансовые и др.

Соревновательность и соперничество пронизывают все сферы нашей жизни и нередко превосходство для одного означает неудачу для дру­гого. Враждебное напряжение порождает страх. Источником страха может быть и перспектива неудачи, и угроза потерять чувство самоува­жения. Рыночные отношения предполагают агрессивно-конкурентное взаимодействие, а христианская мораль проповедует братскую любовь людей друг к другу- Реклама стимулирует наши потребности, а реаль­ная жизнь становится препятствием на пути их удовлетворения. В та­ких условиях окружающая человека среда становится одним из основ­ных источников внутриличностных конфликтов.

Нетрудно заметить, что примерно в одинаковых конфликтных ситу­ациях разные люди ведут себя неодинаково. Социальная психология выделяет четыре наиболее распространенных типа поведения людей в конфликтных ситуациях: «Первый тип — агрессивное поведение, спо­собствующее развитию конфликта; второй — поведение, свидетельству­ющее о склонности к компромиссу; третий связан со склонностью к подчинению, т. е. к принятию решения противоположной стороны...;

четвертый тип обнаруживает склонность к уходу от конфликта»'. В реальной жизни каждый из этих типов в «чистом виде» не встречает­ся, но большинство людей с определенными оговорками можно отнес­ти к тому или иному типу конфликтного поведения.

Конфликтных людей, по мнению В. И. Сперанского, можно разде­лить на две группы: конфликтующие и конфликтогенные. В первую группу входят постоянные оппоненты существующему положению дел, методам управления, способам решения проблем и т. п. Их не столько интересует поиск истины, сколько личная позиция, отлич­ная от других. С ними трудно работать в одном коллективе, но эти вечные «негативисты» стимулируют активность других в поиске истины. Во вторую группу входят конфликтогенные личности. Это люди с беспредельным эгоцентризмом, высокой самооценкой, нарцисизмом, умением втираться в доверие. Однако они не способны поддерживать длительно дружеские контакты и добросовестно тру­диться. Взаимодействуя с окружающими, эти люди чаще всего ста­новятся источником эмоциональных конфликтов.

Внутренние и внешние противоречия личности взаимосвязаны. Человеческая психика обладает способностью переводить внешние противоречия во внутренние и наоборот. При этом такой перевод (трансферт) чаще всего происходит помимо воли самого человека, бессознательно. Человек, уклоняющийся от разрешения внешних проблем, может оказаться во власти своих внутренних противоре­чий. Люди, склонные к внешне бесконфликтному поведению, часто уходят в свои внутренние проблемы и не могут самореализоваться в обычной социальной среде (примером такого поведения может служить пострижение в монахи). Другие, напротив, легко преодоле­вают свои внутренние противоречия и активно решают возникаю­щие на их пути внешние проблемы, добиваясь при этом значитель­ных успехов в жизни, но с моралью они ладят не всегда.

Есть люди, считающие себя хозяевами судьбы (интерналы), есть и такие, кто ищет причины происходящего с ними вовне и предпо­читают плыть по течению (экстерналы). Есть люди, которые сами ищут конфликтных переживаний и получают от этого определенное удовлетворение. Есть люди, идущие на конфликт в силу сложивших­ся обстоятельств, когда нет иного выхода из ситуации. Есть и такие, которые игнорируют все, что могло бы вывести их из равновесия и стремятся избежать даже очевидных осложнений.

Один тип поведения может в большей степени зависеть от самой личности, другой — от сложившейся ситуации. Но все типы поведе­ния всегда оказываются продуктами личности и среды.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Одним из основных способов выхода из внутриличностных кон­фликтов является адекватная оценка ситуации, в которой оказал­ся индивид. Она включает самооценку индивида и оценку сложно­сти существующих проблем. В социальной психологии есть понятие рефлексия — способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми. Рефлексия помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившу­юся ситуацию и найти разумный выход из конфликта.

Известный психотерапевт Максуэлл Мольц в книге «Я — это Я, или Как стать счастливым» предлагает массу полезных советов, спо­собных помочь человеку решить личностные конфликты. Большин­ство из этих советов основаны на феномене саморефлексии. Рас­смотрим некоторые из них:

• создавать правильный образ собственного «Я». Знать о себевсю правду. Уметь смотреть правде в глаза;

• реагировать на факты, а не на представления о них;

• не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают;

• не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражи­тели, уметь отсрочить свою реакцию на них («я буду волновать­ся только завтра»);

• не культивировать в себе чувство обиды, жалости к себе;

• уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляюще;

• уметь направлять свою агрессию в нужное русло. Для излишков эмоционального «пара» нужно иметь предохрани­тельный клапан (физические нагрузки, творчество, пешие прогул­ки и т. д.):

• не «сражаться с ветряными мельницами». Эмоционально реа­гировать только на то, что реально существует здесь и теперь;

• не раздувать «из мухи слона», реально оценивать ситуацию со всеми вытекающими из нее последствиями;

• иметь четко выраженную цель и неуклонно стремиться к ее до­стижению. По возможности ставить перед собой реальные цели;

• действовать решительно, целеустремленно, наступать, а не обо­роняться.

Во время конфликта эмоции переполняют человека и мешают ему действовать рационально. Чтобы не носить в себе ненужный и обре­менительный груз, необходимо научиться управлять своими эмоци­ями и периодически «очищаться» от избытка таких чувств, как оби­да, гнев, страх, ненависть и др. Для этого можно использовать самые разнообразные способы и приемы, например: высказаться в кругу друзей, «разрядиться» в спортивных играх, устроить истерику наеди­не (чтобы не слышали посторонние), разорвать в клочья старые жур­налы, поколотить кулаками матрац и т. д.1 Освободившись от груза эмоций, человек получает дополнительные ресурсы для решения сво­их проблем.

Д. Карнеги рекомендует в конфликтных ситуациях (для преодо­ления стресса) не паниковать, а принимать случившиеся как свер­шившийся факт и действовать, отбросив эмоции. «Мне кажется, — пишет Д. Карнеги, — 50% моих волнений исчезают, когда я прини­маю ясное, осмысленное решение; еще 40% обычно улетучиваются, когда я приступаю к его осуществлению.

Итак, я преодолеваю свое беспокойство примерно на 90% благо­даря выполнению следующих принципов:

1. Точное описание волнующей меня ситуации.

2. Запись возможных действий, которые я могу предпринять.

3. Принятие решения.

4. Немедленное осуществление этого решения»'. Если препятствие, вызывавшее внутриличностный конфликт,

преодолеть не удается, то фрустрирующий индивид может найти

другие выходы:

— заменить средства достижения цели (найти новый путь);

— заменить цели (найти альтернативные цели, удовлетворяющие потребностям и желаниям);

— оценить ситуацию по новому (потеря интереса к цели в резуль­тате получения новой информации, аргументированный отказ от цели и др.).

Особый подход нужен при разрешении неосознанного внутренне­го конфликта. Проблема заключается в том, что такой конфликт су­ществует на подсознательном уровне и его причины не ясны для са­мого носителя конфликта. Человек может болезненно реагировать на определенные жизненные ситуации, его могут раздражать какие-то события или действия окружающих, он может испытывать неприязнь к определенного типа людям. Причины таких конфликтов надо искать прежде всего в самом человеке. Для этого необходимо тщательно про­анализировать несколько типичных ситуаций, которые вызывают вашу негативную реакцию и задать себе несколько вопросов;

— Что меня раздражает в этом...?

— Почему я так реагирую на это...?

— Как я себя веду при этом...?

— Почему другие на это... реагируют иначе?

— Насколько адекватно я реагирую на это...?

— В чем причина моего раздражения?

— Не случалось ли со мной нечто подобное прежде?

Возможны и другие варианты вопросов, которые помогут лучше разобраться в себе. Если человек сумеет осознать реальные источ­ники своих внутренних конфликтов, он освободится от груза старых проблем и будет реагировать на кризисные ситуации адекватно. Если же самому разрешить такие проблемы не удастся, то необхо­димо обратиться к психотерапевту.

Внутриличностные конфликты и стрессы активизируют процессы расходования физических и духовных сил человека. Для их восста­новления и мобилизации, а также для сбрасывания» повышенного внутреннего напряжения существуют различные способы: например, йога, медитация, аутотренинг и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: