Типологизация насилия

  Потребности выживания Потребности благополучия Потребности идентификации Потребности свободы
Прямое Убийство Телесные Десоциализация, Репрессии,
насилие   повреждения, блокада, ресоциализация, отношение к задержание, изгнание
    санкции, людям как к  
    нищета гражданам  
      второго сорта  
Структур­ное насилие Эксплуата­ция типа А Эксплуатация типа.В Внедрение в сознание, ограничение информации Маргинализация, разобщение

В таблице прямое и структурное насилие сочетаются с четырьмя классами потребностей (выживания, благополучия, идентификации, свободы), в результате получается восемь типов насилия.

Эксплуатация типа Л предполагает ущемление базовых потребно­стей человека до такой степени, что вопрос стоит о его биологичес­ком выживании. Эксплуатация типа Б предполагает нищенское со­стояние эксплуатируемого человека.

Десоциализация означает вытеснение из собственной культуры. Ресоциализация — вынужденная интеграция с другой культурой. Д. Галтунг исследовал также такой тип насилия, как «культурное насилие», под которым он понимает «любой аспект культуры, кото­рый может использоваться для легализации насилия в его прямой и структурной форме»2.

Природа насилия

Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наибо­лее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на порабощение и уничтожение одних ин­дивидов и социальных групп другими. Крайними формами прояв­ления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор и массовые убийства людей.

Развитие мировой цивилизации не избавило человечество от мас­сового насилия и войн. XX в. побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах по­гибло свыше 70 млн человек, а в различного рода локальных конфликтах — еще около 30 млн человек. Десятками миллионов исчис- ' ляются жертвы преступлений против личности.

Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время про-1 исходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы в нашей стране насилие:

стало универсальным средством разрешения любых социальных конфликтов, возникающих как на уровне государственных структур и отношений, так и на уровне взаимодействия отдельных индивидов.

Какова же природа насилия и агрессивности человека?

По мнению Ф. И. Минюшева: «сегодня в этой области существу-;

ют по крайней мере четыре направления: биогенетическое (этологическое), психологическое, экологическое и социальное»'.

Биогенетическое объяснение человеческой агрессивности исходит | из того, что человек от своих древних предков частично унаследо­вал (сохранил) характер дикого зверя (О. Шпенглер). Человек со­четает в себе унаследованную инстинктивную агрессивность и при­обретенные в ходе эволюции культурные традиции (знания, нормы,! ценности), которые являются механизмами самоограничения агрессивности (К. Лоренц). |

Психологическое направление объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к дру­гу, стремлением решать свои внутренние психологические пробле­мы за счет других, «необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя» (3. Фрейд).

Экологическое объяснение агрессивности основывается на том, что индивид или социальная общность представляет собой самооргани­зующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности «необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы».

Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальны­ми отношениями, существующими в обществе и в первую очередь борьбой людей за свое существование.

Очевидным является факт, что в одинаковых условиях разные люди ведут себя по разному: одни более агрессивны, другие менее агрессивны. Этому обстоятельству также имеются несколько объяс­нений, которые можно свести к двум основным: психологическому и социальному.

По мнению Э. Фромма, различные типы характеров реализуют­ся через действия психических механизмов. В психике человека со­держится конфликт двух начал: жизни и смерти. Первое — биофильство — выражается в ориентации на жизнь и созидание, второе — никрофильство — в страсти к разрушению и уничтожению. Доми­нирование одного из начал в психике человека и определяет тип характера индивида.

Современные исследования подтверждают факт наличия в пси­хике отдельных индивидов предрасположенности к агрессивному поведению или насилию. Но все же решающим фактором формиро­вания агрессивной личности является влияние социальной среды, в которой проходит социализация личности.

В обществе или социальной общности, где культивируется жес­токость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста «впитывают» навыки агрессивного поведе­ния. Особенно негативное влияние оказывает на социализацию ре­бенка насилие в семейных отношениях, например, агрессивное по­ведение отца по отношению к другим членам семьи.

Излишне строгое семейное воспитание также способствует фор­мированию потенциальной агрессивности, враждебности, насторо­женности, опасения и страха. Такую личность принято называть авторитарной. Считается, что основным фактором в формировании авторитарной личности является семейное воспитание (взаимоот­ношения родителей и детей). Однако вполне очевидным является и то, что в процессе формирования авторитарной личности существен­ную роль играют все последующие институты социализации (детс­кий сад, школа, вуз, трудовой коллектив, общество, государство), если в них доминируют жесткие отношения соподчинения и культ власти.

В годы коммунистического правления в СССР насилие и жес­токость были возведены в ранг государственной политики, а «об­раз врага» (которого надо беспощадно уничтожать) стал одним из самых распространенных феноменов общественной жизни. Комму­нистическая идеология оправдывала государственный экстремизм, выдавая его за самый надежный и эффективный способ разрешения классовых противоречий. Из людей вытравливали основные нрав­ственные и гуманные ценности (совесть, честь, сострадание, мило­сердие и др.), отравляя их сознание ядом ненависти и жестокости.

Авторитарные отношения (на всех уровнях социализации) фор­мируют личность, готовую подчиняться силе и власти. Но в отноше­ниях с более слабыми или стоящими на более низких статусно-ро­левых позициях такая личность весьма агрессивна и безжалостна. Одним из примеров авторитарных взаимоотношений может слу­жить феномен дедовщины в Российской Армии.

Совершение насильственных действий в немалой степени стиму­лируется принадлежностью подростка к той или иной территориаль­ной группировке. Такие объединения, как правило, отличаются вы­соким уровнем групповой солидарности и традициями жестокого обращения как с «чужаками», так и с членами своей группы, стоящи­ми на более низкой ранговой ступени. В ходе своего развития тер­риториальные группы подростков могут формироваться в бандитс­кие группировки, носящие название своих территорий (например, «Люберецкая», «Солнцевская» и т. д.).

В последние годы общественность и специалисты бьют тревогу по поводу кинопродукции, пропагандирующей секс и насилие. Исследо­вания, проведенные в США и других странах Запада, показали пря­мую зависимость между насилием в кино и насилием «как в кино».

Смакование насилия и жестокости на телеэкранах особенно па­губно влияет на детей и подростков. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

а) подростки больше чем взрослые проводят времени перед теле­экраном;

б) детская психика более впечатлительна, поэтому экранные об­разы дольше сохраняются в памяти подростка;

в) слабая правовая (юридическая) культура подростков не позво­ляет им критически осмыслить происходящее на экране. Например, герой много серий подряд убивает, калечит людей и не несет наказа­ния. В результате у подростка создается иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая также стимулирует насилие и жестокость.

Не менее пагубное влияние на рост насилия в обществе оказыва­ет безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (избиение супруга супругом, издевательства родителей над детьми и др.) по сути является узаконенной формой семейных от­ношений, легальным институтом воспроизводства насилия.

Стимулирующее воздействие на рост насилия и преступности в обществе оказывают не только слабая правовая база и недостаточ­ная эффективность работы правоохранительных органов, но и сфор­мировавшееся в общественном сознании представление о том, что насилие и преступность получили широкий размах, а уровень рас­крываемое преступлений низкий. В такой обстановке действует принцип вовлеченности в уже сложившиеся объективные (а порой и выдуманные) обстоятельства. Под их воздействием одни идут на преступления, чтобы успеть «половить рыбку в мутной воде», ис­пользовать благоприятно складывающиеся обстоятельства. Другие предпочитают решать возникающие проблемы своими силами (не­редко применяя насилие и нарушая закон), так как считают, что правоохранительные органы не могут оказать им необходимую по­мощь. Третьи, под влиянием страха и бессилия оправдывают акты насилия (если они не затрагивают лично их) как справедливое воз­мездие. Таким образом, создается синергетическая (саморазвиваю­щаяся) система, культивирующая насилие в обществе.

Принцип вовлеченности в конфликт и насилие имеет место и в международных отношениях. Особенно наглядноон проявилсяво время Первой и Второй мировых войн.

К факторам, влияющим на рост конфликтности и насилия в обще­стве, относится также употребление алкоголя. Особенно негативное воздействие он оказывает на бытовые конфликты. По данным иссле­дования, 91% семейных конфликтов был спровоцирован пьянством одного или обоих супругов; 12% конфликтов возникли в ходе совме­стной выпивки преступника и потерпевшего; 69% лиц совершивших убийство находились в момент преступления в разной стадии алко­гольного опьянения; 87% осужденных за тяжкие телесные поврежде­ния также в момент преступления были в нетрезвом состоянии.

Для современного российского общества проблема алкоголиза­ции страны и связанный с ней рост насилия оцениваются специали­стами как непосредственная угроза национальной безопасности.

Цели и мотивы насилия

Цель является мысленным, идеальным предвосхищением резуль­тата деятельности. Поэтому она непосредственно связана с сознани­ем человека. Индивид или социальная общность, намечая определен­ную цель, как правило, в деталях разрабатывают стратегию и тактику ее достижения.

Мотив — причина, побуждающая человека к действию. В нем мо­гут преобладать биологические и психические свойства индивида или социальной группы (потребности, инстинкты, влечения, эмоции, ус­тановки и т. д.). Мотив — внутренний стимулятор постановки и дос­тижения цели. Например, потенциальный преступник, движимый чувством голода, намечает ограбление магазина. В ходе ограбления, застигнутый врасплох невольным свидетелем и находясь в состоянии стресса, он совершает убийство. Чтобы скрыть следы преступления, поджигает магазин.

Таким образом, в данном примере мотивы и цели обусловливают друг друга, переходят из одного состояния в другое. Случайное убий­ство во время ограбления (мотив сокрытия преступления) в даль­нейшем может стать самоцелью, на достижение которой преступник идет уже вполне осознанно.

Преступниками и насильниками не рождаются, ими становятся в процессе социализации и взаимодействия людей друг с другом. Мотивом совершения насилия может стать любая неудовлетворен­ная потребность. Голодный ребенок отнимает булочку у соседнего мальчишки; испытывающий сексуальное влечение подросток наси­лует случайную знакомую; безработный, чтобы прокормить свою семью, совершает ограбление; чтобы «убить» свободное время и как-то развлечься, подростки истязают своего сверстника.

Неудовлетворенными потребностями далеко не исчерпываются все мотивы насилия. Для бытовых преступлений наиболее характер­ными являются следующие мотивы:

• личная неприязнь. По данным исследования этот мотив лежит в основе 31% бытовых убийств, 24% тяжких и 34% менее тяж­ких телесных повреждений, 37% истязаний;

• мотив ревности: 17% убийств, 10% тяжких и 7%менее тяжкихтелесных повреждений, 15% истязаний;

• мотив мести, как следствие конфликта: 11% убийств, 13% тяж­ких и 13% менее тяжких телесных повреждений. На межличностном и групповом уровне можно выделить следу­ющие мотивы насилия и жестокости:

• импульсивная жестокость как непосредственная реакцияна си­туацию, обусловленная эмоциональной несдержанностью (на­пример, неадекватная реакция на действия потерпевшего);

• инструментальная жестокость, используемая как средство дос­тижения преступной цели (грабеж, изнасилование, устранение конкурента и т. д.);

• вынужденная жестокость как результат подчинения требовани­ям определенного субъекта, например, лидера группы, стремя­щегося создать обстановку круговой поруки;

• жестокость как результат групповой солидарности, реали­зующей стремление сохранить или повысить свой престиж в группе;

• жестокость как основной мотив и цель преступного поведения, обусловленная социально-психологическими свойствами лич­ности, для которой насилие является не способом достижения цели, а самоцелью.

Последний вид мотивации насилия является одним из самых опас­ных. На межличностном и групповом уровне он порождает феномен Джека потрошителя или Чикатилы, а на уровне государственных структур — Нерона, Дракулы, Гитлера, Сталина.

Насилие широко используется как средство власти. Само поня­тие власть предполагает насилие (принуждение). Но если на уров­не межличностных и межгрупповых отношений наиболее распрос­траненной формой является прямое насилие, то на уровне властного взаимодействия широко применяются все виды насилия: прямое, структурное, культурное. При этом тоталитарные политические режимы (фашистский, коммунистический, националистический) в большей степени тяготеют к прямому насилию (террор, репрессии, депортации, концлагеря), а либерально-демократические — к струк­турному. Но любая власть стремится легитимизировать (узаконить) применяемые ею виды насилия, сделать насилие необходимым (ес­тественным) элементом культуры. Для этого используются различ­ные средства: убеждение, принуждение, авторитет вождя, стимули­рование, манипулирование и др. Наиболее радикальными формами политического насилия в обществе являются гражданская война и геноцид против собственного народа.

Главной целью политического насилия является власть, облада­ние которой дает возможность распоряжаться людьми, ресурсами и легально применять насилие.

Как ограничить насилие в обществе?

Человеческий гений разработал немало концепций ненасильствен­ного развития общества (Л. Толстой, М. Ганди, Дж. Шарп). Однако полностью избавиться от насилия невозможно, да, очевидно, и не нужно. Кроме негативных, насилие выполняет и позитивные функ­ции в обществе. Насилие порой бывает необходимым (как средство воздействия) и в воспитании детей, и в борьбе с преступностью, и в ограничении политического радикализма и экстремизма.

В стратегическом плане программа борьбы с насилием должна включать следующие положения:

1. Восстановление экономики страны и создание нормальных че­ловеческих условий жизнедеятельности для всех классов и соци­альных слоев общества.

2. Вытеснение авторитаризма из сознания граждан и формирова­ние новой либерально-демократической культуры.

3. Идентификация (политическая, идеологическая, социокультурная) всех социальных и социально-этнических общностей в рам­ках единой Российской Федерации.

4. Воспитание правовой культуры и создание действенных механиз­мов ненасильственного урегулирования возникающих конфликтов.

5. Дальнейшее развитие демократических механизмов политичес­кого управления обществом.

Тактические формы борьбы с насилием в обществе предполагают оперативное реагирование государственных органов и общественно­сти на наиболее опасные очаги распространения насилия с целью лик­видации или ограничения их негативного влияния. К таким наиболее опасным очагам в настоящее время можно отнести следующие:

• рост криминальной преступности;

• бесконтрольный ввоз и распространение алкогольной продук­ции;

• распространение наркотиков;

• отсутствие ограничений на показ видеопродукции, содержащей акты насилия и вандализма;

• рост числа беспризорников и бомжей;

• несвоевременная выплата зарплаты;

• отсутствие социальной защищенности отдельных категорий граждан (например, военнослужащих, шахтеров).

Для решения всех перечисленных проблем требуются немалые ма­териальные затраты, но в большей степени здесь нужны политичес­кая воля и организаторский талант государственных и общественных институтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: