Реализованная продукция – это продукция:
- оплаченная, если её учитывают «по оплате», или
- отгруженная, если её учитывают «по отгрузке», т.е. продукция отправленная в адрес покупателя, но пока еще не оплаченная.
Показатели оценки динамики объемов производства и реализации продукции (могут рассчитываться как по валовой, так и по товарной и реализованной продукции):
1. Абсолютный прирост продукции за анализируемый период;
2. Темп роста продукции;
3. Темп прироста продукции;
4. Средний за анализируемый период темп роста (прироста) продукции.
Кроме того, объём производства продукции характеризуют показатели:
- фондоотдачи;
- материалоотдачи.
На некоторых российских предприятиях в практике анализа хозяйственной деятельности продолжают применяться устаревшие показатели оценки объема выпуска продукции:
- Чистая (условно-чистая) продукция;
- Нормативно-чистая продукция.
Объемы товарной и реализованной предприятием продукции взаимосвязаны между собой. Эта взаимосвязь может быть описана балансом товарнойпродукции. Его вид зависит от принятого на предприятии метода определения выручки от продаж.
|
|
Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции (методом начислений), то баланс товарной продукции будет иметь вид:
ТП + ГПн = РП + ГПк;
где - ТП, РП – соответственно стоимость товарной и реализованной продукции;
- ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и конец анализируемого периода.
Отсюда: РП = ТП + ГПн – ГПк;
Если выручка на предприятии определяется после оплаты отгруженной продукции (кассовым методом), то баланс товарной продукции можно записать так:
ТП + ГПн + ОТн = РП + ГПк + Отк;
где: - ОТн, Отк – соответственно, остатки отгруженной и неоплаченной покупателями продукции на начало и конец анализируемого периода.
Отсюда: РП = ТП + ГПн + ОТн – ГПк – ОТк;
Эти модели, вытекающие из баланса товарной продукции, применяются при факторном анализе изменения объема продаж продукции.
Анализ реализации продукции включает:
1. Определение уровня выполнения плана по реализации продукции;
2. Анализ динамики реализации продукции;
3. Выявление и измерение факторов, влияющих на изменение объема реализации;
4. Анализ выполнения договорных обязательств;
5. Определение практических мероприятий по увеличению объемов реализации.