Тема 8. Отечественная культура

Базовые понятия темы: культура России,культурный архетип, национальный менталитет, национальный характер, геополитический фактор, этнический фактор, природный фактор, православная религия, социоцентрический характер общественных связей, российское государство, бинарность русской культуры, амбивалентность русской культуры, интровертный характер русской культуры, этноцентризм.

Контрольные вопросы и тестовые задания

1. В чем особенность русского культурного архетипа? Приведите примеры, раскрывающие его проявления в истории общества, образе жизни и деятельности жителей современной России.

2. Чем различаются понятия «национальный менталитет» и «национальный характер»? Приведите примеры для сравнения.

3. Российские психологи в ходе исследования сознания современной молодежи столкнулись со следующей жизненной ситуацией. Купе поезда, в котором едут три студента и женщина с ребенком, занявшая чужое место за взятку проводнику. Приходит пассажир с билетом на это место и требует его освободить. Этим он вызывает негативную реакцию молодых людей, которые выступили в защиту женщины с ребенком. Какая особенность русской ментальности проявилась в поведении пассажиров?

4. Какие специфические черты русского характера проявляются в отношении к труду, природе, представителям своей и чужой культуры?

5. Какую роль играет геополитическое положение России в ее истории и определении ее места в современном мире? Аргументируйте свой ответ.

6. Какие черты западной и восточной культур определили особенности русской культуры? Укажите конкретные примеры.

6. Почему природно-климатический фактор имел ведущее значение для формирования русской культуры? Приведите примеры.

7. В чем проявилось противоречивое влияние православной религии на становление русской культуры? Раскройте его результаты на конкретных примерах.

8. Каковы истоки социоцентризма русского общества? Охарактеризуйте его проявления в современной жизни России.

9. Почему в истории нашей страны все надежды на лучшую жизнь связывались с фигурой правителя (князь, царь, генеральный секретарь партии, президент страны)? Согласны ли Вы со словами Н.Г. Чернышевского о том, что «в русском обществе сверху донизу все рабы»?

10. Исследователи выделяют низкоконтекстные и высококонтекстные культуры. Низкоконтекстные культуры – это культуры, представители которых больше обращают внимание на содержание сообщения (что сказано). Высококонтекстными называются культуры, члены которых больше внимания обращают на контекст, на то, как сказано, с кем и в какой ситуации происходит общение. К какой культуре относится русская культура? Обоснуйте свой ответ.

11. Каковы ключевые особенности отечественной культуры и как они проявляются в наше время? Раскройте на конкретных примерах.

12. Русская императрица Екатерина II как-то жаловалась своему фавориту князю А. Потемкину, что получила письмо от некоего полковника, который сетует на свою бедность и просит помощи: «Я ему полк дала в командование, а он не может содержать свою семью!» Какую особенность государственной власти в России характеризует этот пример?

13. Почему процесс модернизации современного российского общества испытывает серъезные проблемы? Выберите свои варианты ответов:

а) отсутствие гражданского общества;

б) полиэтничность общества;

в) низкий уровень образования населения;

г) насаждение процесса сверху, со стороны государственной власти;

д) существование религиозных различий;

е) коррупция и криминал;

ж) глубокое социальное разделение общества;

з) сопротивление бюрократии;

и) бездумное копирование и насаждение западных ценностей;

к) игнорирование особенностей национальной культуры.

14. Какое место русская культура занимает в мировой культуре? Какой вклад она может внести в разработку стратегии развития человечества? Обоснуйте свой ответ.

15. Для подготовки к межкультурному взаимодействию широкое распространение во многих странах мира получили, так называемые, культурные ассимиляторы – описание ситуаций, которые помогают научить человека видеть ситуацию с позиции представителя другой культуры, понимать их видение мира. Проанализируйте ситуацию из культурного ассимилятора, предназначенного для обучения российского персонала совместных российско-германских предприятий.

После окончания института Антон Иванов устроился на работу в совместное предприятие. После рабочего дня он вместе со своими немецкими коллегами заходил в пивной бар поболтать. Отношения, как казалось Антону, из деловых превращались в дружеские. На следующий день после совместных «посиделок», Антон обратился к коллеге по офису Паулю Боргу: «А помнишь, ты вчера рассказывал, как устроил недавно скандал в ресторане со своим приятелем Гансом?» На что получил резкий ответ: «Антон, занимайся своей работой». Молодой человек был обижен – вчера они были с Паулем лучшими друзьями, а сегодня – такое обращение.

Как бы Вы объяснили Антону причину размолвки с немецким коллегой? Дайте обоснование выбранного ответа:

а) Пауль – грубый, невоспитанный человек;

б) Пауль убежден, что на рабочем месте не стоит говорить о посторонних вещах;

в) Пауль полагает, что то, что было рассказано в частной беседе, не стоит предавать огласке;

г) Пауль не считает Антона своим другом, встречи после работы – это соблюдение приличий, дань вежливости, способ поддержания контактов с человеком.

Рекомендуемая литература

1. Александров, В.Н. История русской культуры [Текст] / В.Н. Александров. – Минск, 2004.

2. Березовая, Л.Г. История русской культуры [Текст] / Л.Г. Березовая. – М.: Владос, 2002.

3. Георгиева, Т.С. Русская культура: история и современность [Текст] / Т.С. Георгиева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4. Горелов, А.П. История русской культуры [Текст] / А.П. Горелов. – М.: Московский лицей, 2008.

5. Кондаков, И.В. Культура России [Текст] / И.В. Кондаков. – М.: Высшая школа, 2000.

6. Кондаков, И.В. Культурология: история культуры России [Текст] / И.В. Кондаков. – М.: Омега, 2003.

7. Культурология [Текст] / под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

8. История русской культуры IX–XX веков [Текст] / под ред. Л.В. Кошман. – М.: Книжный дом «Университет», 2006.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: