1. Укажите один из ведущих методов культурологических исследований:
а) моделирование;
б) эксперимент;
в) формализация;
г) понимание.
2. Характерной чертой культуры Востока выступает:
а) динамизм;
б) традиционализм;
в) технократизм;
г) антропоцентризм.
3. С точки зрения аксиологического подхода, сущность культуры – это:
а) совокупность текстов и унаследованных символов;
б) степень развития человеческой сущности;
в) система материальных и духовных ценностей общества;
г) способ жизнедеятельности людей;
д) сумма достижений человечества;
е) все созданное людьми в ходе исторического развития.
4. Понятие «субкультура» обозначает:
а) социокультурные установки, противостоящие официальной культуре;
б) пограничную культуру, возникающую на стыке культурных эпох;
в) культуру социальных общностей, стремящихся адаптироваться внутри господствующей культуры;
г) культуру повседневной жизни;
д) культуру, полностью отрицающую историческую традицию.
5. Системообразующее ядро культуры составляют:
а) знания и социальный опыт;
б) достижения культуры;
в) носители культуры;
г) производственные мощности общества;
д) мировоззренческие универсалии;
е) формы человеческого общежития.
6. Культурная динамика – это:
а) любые трансформации культуры;
б) целостный, упорядоченный, направленный процесс культурных изменений;
в) количественные преобразования культуры;
г) поступательные, необратимые, качественные изменения культуры;
д) поступательное движение культуры обратимого характера.
7. Выделите черту, присущую культуре эпохи Возрождения:
а) синкретизм;
б) элитарность;
в) теоцентризм;
г) рационализм.
8. Одним из разделов культурологического знания является:
а) этнография;
б) филология;
в) география;
г) социальная антропология.
9. Кто из мыслителей противопоставлял культуру и цивилизацию?
а) П. Сорокин;
в) Й. Хейзинга;
б) А. Тойнби;
г) О. Шпенглер.
10. Одной из основных форм модернизации культуры является:
а) конвергенция;
б) вестернизация;
в) фрагментация;
г) ассимиляция.
11. Термин «европоцентризм» подразумевает:
а) диалог европейской культуры и других культур;
б) единство мировой культуры;
в) разнообразие культур народов мира;
г) превращение европейской модели культуры в цивилизационный стандарт всего человечества;
д) идею равноценности различных культур.
12. Выделите черту, присущую культуре средних веков:
а) синкретизм;
б) элитарность;
в) символизм;
д) рационализм.
13. С точки зрения синергетики культура обладает следующим признаком:
а) устойчивость;
б) неравновесность;
в) неизменность;
г) линейность.
14. Ключевой особенностью русской культуры выступает:
а) глобальность;
б) бинарность;
в) гуманизм;
г) технократизм.
15. Одним из эмпирических источников культурологии является:
а) физиология;
б) философия;
в) политология;
г) этнография;
д) география;
з) биология.
16. Укажите представителя психологической теории культуры:
а) Л. Гумилев;
б) Ф. Боас;
в) М. Мид;
г) К. Юнг.
17. Вестернизация как форма модернизации культуры означает:
а) целенаправленное внедрение новых культурных ценностей;
б) процесс восприятия одной культурой ценностей другой;
в) процесс синтеза традиции и инноваций в культуре;
г) насаждение западной культуры, приводящее к потери культурной самобытности.
18. Традиция представляет собой:
а) материальные и духовные ценности культуры;
б) сумму культурных достижений общества;
в) систему общественных взаимодействий;
г) механизм воспроизводства культуры и ее элементов;
д) инновационные компоненты культурной системы.
19. Какой тип культуры выделяет П. Сорокин?
а) религиозный;
б) идеациональный;
в) художественный;
г) одноосновной.
20. Что означает термин «инкультурация»?
а) интеграция индивида в общественную жизнь;
б) освоение индивидом присущих данной культуре миропонимания и поведения;
в) восприятие одной культурой установок другой культуры;
г) творческое развитие человеком культуры;
д) полное или частичное поглощение одной культурой другой.
21. Глобализация – это:
а) естественный процесс взаимодействия культур;
б) объективный процесс распространения достижений передовых культур на весь мир;
в) процесс перехода от традиционной культуры к индустриальной;
г) процесс восприятия культурой одного народа культуры другого народа;
д) процесс разрушения самобытности культуры.
22. Культурная антропология изучает:
а) исторические типы культуры;
б) методы исследования культуры;
в) структуру культурной системы;
г) особенности языка культуры;
д) ценности и традиции различных культур и механизмы их трансляции.
23. Определяющий признак циклических теорий развития культуры:
а) поступательность;
б) повторяемость;
в) целостность;
г) вариативность.
24. Культурный архетип – это:
а) типичные этнопсихологические черты индивидов;
б) неосознаваемые глубинные культурные установки, влияющие на отношения и поведение людей;
в) система устойчивых представлений, определяющих картину мира и деятельность людей;
г) индивидуальные, неповторимые качества и черты этноса.
25. В постиндустриальном обществе главным ресурсом является:
а) техника;
б) знание;
в) труд;
г) капитал;
д) энергия;
е) власть.
26. Диффузия как фактор культурной динамики – это процесс:
а) возникновения новых элементов культуры;
б) объединения различных элементов культуры в новую систему;
в) распространения культуры в географическом пространстве;
г) создания материальных и духовных продуктов культуры.
27. Термин «социокод» обозначает:
а) средство трансляции биологических программ поведения людей;
б) инструмент регуляции жизни общества;
в) процесс воспроизводства культуры;
г) информационную структуру, ответственную за передачу от поколения к поколению людей социального опыта;
д) систему отношений культуры с окружающим миром.
28. Основное понятие теории культуры К. Леви-Стросса:
а) душа культуры;
б) бинарные оппозиции;
в) осевое время;
г) пассионарность.
29. Термин «модернизация культуры» означает:
а) резкое обновление культуры в соответствии с запросами времени;
б) насильственное внедрение культурных ценностей чужой культуры;
в) процесс трансформации различных аспектов культуры;
г) процесс замедления темпов развития культуры;
д) процесс взаимного изменения взаимодействующих культур.