Сущность культуры выражается через совокупность ее свойств.
1.Культура возникает только в человеческом обществе при реальном взаимодействии людей. Она формируется в отдельном человеке как ответ на существование других людей. Ни один вид животных не создал собственной культуры. Их жизнь, как и жизнь растений, не выходит за рамки биологических закономерностей. Да и человек как биологическое существо, оказавшись вне общества, как, например, Маугли, собственными усилиями выработать культуру не может. Люди становятся культурными, только будучи включенными в систему социальных связей.
2. Культура имеет знаково-символический характер, опирается на язык как самую совершенную знаковую систему. Знаковость культуры проявляется в своеобразном удвоении окружающего мира. Всякая вещь и всякое действие благодаря культуре приобретают двоякое значение: с одной стороны, они имеют материальный состав, с другой — нечто выходящее за пределы этого состава. Всякий знак предполагает означаемое и означающее. Если взять, скажем, первую букву русского алфавита как знак, то ее графическое изображение (А) будет означающим, а соответствующий звук — означаемым. Знаки используют для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
|
|
Выделяют несколько разновидностей знаков:
признак (покраснение лица - чувство стыда, поседевшие волосы - старость),
сигнал (сирены или звонок в учебном заведении),
иконический знак (на двери изображена женская фигура),
аллегория (лиса - хитрость),
схема (географические карты, чертежи машин и сооружений).
Символ – это знак особого рода, значение которого не может быть передано конечным числом других знаков. Греки называли словом «символ» половинки разломанной надвое вещи (например, черепка), которыми граждане разных городов обменивались в знак дружбы. В этом смысле символ - часть целого, указывающая на существование другой, оставшейся части. В современном научном языке символ - знак, с помощью которого передается сложное, непознанное и в принципе неисчерпаемое содержание. Человек пользуется символами для того, чтобы выразить глубинные связи между явлениями, которые он постигает интуитивно, но не может сформулировать очевидным образом (символ мудрости – сова или змея, символ военной мощи – орел, символ процветания – рог изобилия).
3.Культура обладает кумулятивным характером, т.е. накапливается, передаваясь из поколения в поколение.
Кумулятивное свойство культуры вытекает из ее знаково-символического характера. Животные, даже самые высокоорганизованные, чрезвычайно ограничены в передаче индивидуально приобретенных навыков поведения. Волчица, играя со своим детенышем, конечно, обучает его некоторым приемам охоты. Но она делает это только до тех пор, пока он не станет способен охотиться самостоятельно. Кроме собственных действий, у нее нет других способов передачи информации.
|
|
Употребление знаков вместо реальных действий и вещей позволяет сохранить и передать несравненно большее количество информации (орудие – язык, цвет, движение тела в танце и пр.). Во-первых, передача знаков возможна на протяжении всей жизни, а не только в период обучения. Во-вторых, открывается канал обратной связи: от младшего поколения к старшему. Кумулятивное свойство дает культуре возможность развиваться прогрессивно.