Основы духовной жизни. По крайней мере, три сферы духовного творчества древних греков оказали огромное (если не сказать: решающее) влияние на всё последующее развитие культурной

По крайней мере, три сферы духовного творчества древних греков оказали огромное (если не сказать: решающее) влияние на всё последующее развитие культурной жизни Европы ¾ мифология, философия, искусство.

Сюжеты древнегреческих мифов стали основой для бесчисленного множества литературных, музыкально-театральных, изобразительных и других произведений искусства не только в античную эпоху, но и во все последующие века. Популярность этих мифов объясняется отчасти тем, что они дошли до нас в художественной обработке величайших древнегреческих поэтов ¾ Гомера и Гесиода. Волею судеб «священным писанием» древних греков стали «Илиада» и Одиссея», два литературных памятника, на которых воспитывался эстетический вкус многих поколений. Поэтому античная религия, начинавшая когда-то с поклонения дубам, оливам и даже деревянным чурбанам, а затем и зооморфным божествам, породив великое множество химерических созданий (сатиры, сирены, сфинксы и т.п.), пришла к человекоподобным, солнечноликим олимпийцам, воплощавшим идею могущества и телесной красоты.

Согласно древнегреческим мифам, олимпийцы принадлежат лишь к третьему поколению богов. В начале, из хаоса, рождается Гея (божество земли), и в свою очередь порождает Урана (божество неба). Затем эта пара богов порождает титанов и титанид, а также циклопов и сторуких великанов. Младший сын Урана Кронос, свергнув отца с небесного престола, всех своих детей (от титаниды Реи) глотал, чтобы избежать участи своего отца, но Рея сумела сохранить своего младшего сына Зевса и в тайне от Кроноса вырастить его, ¾ и теперь уже возмужавший Зевс, сразившись с Кроносом и его небесным воинством, заключил своих врагов в преисподнюю и воцарился на горе Олимп, окружённый антропоморфными, прекрасными лицом и телом божествами.

Борьба богов (теомахия), в ходе которой более совершенные, «цивилизованные» боги одерживают верх над звероподобными чудищами древних примитивных верований, уже не нова для нас: подобный сюжет мы встречали в вавилонском мифе о Мардуке и Тиамат. Именно эти вечно юные боги, живущие на горе Олимп и почти во всём, кроме могущества и бессмертия, похожие на людей, вкушающие амброзию и нектар на своих ежедневных пирах, явились главными персонажами знаменитых древнегреческих мифов. Среди них особым вниманием пользовались:

Зевс ¾ глава пантеона, бог-громовержец;

Гера ¾ сестра и жена Зевса, богиня домашнего очага;

Деметра ¾ сестра Зевса, богиня плодородия;

Персефона ¾ дочь Деметры и Зевса, богиня растительности;

Аид ¾ брат Зевса, бог подземного царства;

Арес ¾ сын Зевса и Геры, бог войны;

Афина ¾ дочь Зевса, богиня ремесла, мудрости и справедливой войны;

Афродита ¾ богиня любви и красоты;

Аполлон ¾ бог солнечного света, сын Зевса;

Артемида ¾ его сестра, богиня охоты и живой природы;

Гермес ¾ сын Зевса, бог торговцев и путешественников, бог красноречия, «вестник богов»;

Гефест ¾ сын Зевса и Геры, муж Афродиты, бог огня и кузнечного ремесла;

Посейдон ¾ брат Зевса, бог моря;

Дионис ¾ сын Зевса, бог виноделия.

Эти и многие другие божества были в глубокой древности покровителями отдельных земледельческих общин; за пределы каждой такой общины их власть не распространялась. Если община терпела поражение в войне, «поражение» вместе с нею терпел и её бог-покровитель. Ему переставали приносить жертвы, его святилище приходило в запустение. Однако совсем отвергнуть поверженное божество не решались: статую переносили в храм бога-победителя.

Так постепенно, в ходе борьбы древнегреческих полисов за гегемонию, начала выделяться группа главных богов, а божества второстепенных общин отодвигаются в тень, занимая подчинённое положение. Причём, ко многим из них уже не применяли слово «боги», их стали называть нимфами, демонами, полубогами. В то же самое время растёт значение общегреческих святилищ; все полисы принимали на себя обязательства защищать такие храмы от нападений. Это делало их земли наиболее безопасными для обмена и торговли. Под защиту брались и паломники, направлявшиеся к храмам. Праздники в общегреческих святилищах, для проведения которых полисы заключали временный мир, сопровождались спортивными играми, художественными состязаниями и ярмаркой.

Особенно почитаемыми были священные города, центром каждого из них был общепочитаемый бог, житель Олимпа. Среди них выделялись Афины, Элевсин, Олимпия и Дельфы.

В Афинах, в специально укреплённом месте ¾ Акрополе ¾ стоял комплекс храмов, среди которых самым известным был Парфенон: храм, посвящённый Афине-деве. Храм был воздвигнут в эпоху классики, в годы правление Перикла. Его строителями были знаменитые зодчие Иктин и Калликрат. Целла храма была украшена беломраморной статуей Афины. Богиня в одной руке держала золотой щит, а в другой ¾ фигуру богини победы Нике. Ваятелем этой статуи был гениальный Фидий. Во время праздника, посвященного этой богине и проводившегося раз в 4 года (Великие Панафинеи) устраивались музыкально-танцевальные представления, а накануне ночью ¾ факельные шествия. Центральным эпизодом праздника была большая процессия с жертвенными животными и новыми роскошными одеждами для небольшой деревянной статуи Афины, находившемся в соседнем храме Эрехтейоне: афинские девушки ткали их специально для этого праздника в течение нескольких месяцев.

Другим священным городом была Олимпия ¾ место проведения олимпийских игр. Там стоял храм, посвящённый Зевсу. По преданию, святилище основал в честь своего отца знаменитый герой Геракл. В храме, заново отстроенном после пожара в середине V в. до н.э., находилась знаменитая статуя Зевса ¾ из золота, дерева и слоновой кости, работы того же Фидия. Это была вершина его искусства: она считалась одним из 7 чудес света.

Местом торжественных мистерий, посвящённых Деметре, считался Элевсин. Это был тот самый город, куда богиня плодородия, возмущённая коварством Зевса, отдавшего без её ведома в жёны богу Царства мёртвых Аиду единственную её дочь Персефону, ¾ ушла с Олимпа, переодевшись в платье простой женщины. Согласно преданию, она какое-то время работала служанкой в доме царя Келея, а затем, вынужденная открыть ему своё настоящее имя, повелела поставить храм в её честь. В Элевсине проводились специальные торжественные действа для посвящённых (мистерии). Считалось, что участникам этих таинств гарантируются нравственное очищение, духовное возрождение и блаженство в загробной жизни.

На особом положении был также священный город Дельфы. Там на высокой скале стоял храм, посвящённый Аполлону, в котором находилось святилище, называемое оракул. Святилище было расположено над трещиной в скале, откуда поднимались одурманивающие пары (вероятно, под скалой находился геотермальный источник). В этом месте стоял треножник, на треножнике восседала жрица-предсказательница ¾ пифия. Множество народа стекалось к этому святилищу ¾ от простых воинов до знаменитых царей и полководцев: все они мечтали заглянуть в будущее, чтобы узнать, что их ждёт. Пифия, вдыхая пары из расщелины и нажевавшись листьев лавра, в экстазе начинала бормотать бессвязные слова, которые записывали находившиеся здесь жрецы. Затем они «расшифровывали» эти слова, переводили их в стихотворную форму и трактовали их, как предсказание богов. В Дельфах также проводились пифийские игры, в память о победе Аполлона над драконом Пифоном.

Греки с величайшей ответственностью подходили к богослужебному культу, святотатство считалось у них государственным преступлением. Во времена красочных празднеств (панафинеи, анфестерии, дионисии и др.) в культовых торжествах принимало участие всё взрослое население полиса.

Характерной особенностью древнегреческой религии был культ героев, ¾ смертных, рождённых от бога и земной женщины. Вообще в древнегреческой мифологии люди стоят довольно близко к богам: боги не только внешне повторяют людей, не только чертами характера похожи на них, но и лично участвуют в земных человеческих делах (например, войнах); сражаются с людьми и даже могут вступать с ними в физическую связь. Плодами этих связей как раз и была герои ¾ сказочные бесстрашные силачи, победители злобных демонов, химер и великанов.

Культ героев в Древней Греции ничуть не уступал культу олимпийских богов, а что касается знаменитого Геракла, то эта фигура была едва ли не популярнее самого Зевса. Древние греки, чьим идеалом были воинское бесстрашие и физическое совершенство, постоянно обращались к сказаниям о героях. Героям ставились храмы, как и богам. Однако вход в эти храмы находился не с восточной, а с западной стороны, что символизировало смертность объекта поклонения (по представлениям греков, вход в царство мёртвых находился на Западе). Другие герои ¾ Ахилл, Тесей, Персей и др. также пользовались всеобщим почитанием, их имена были окружены многочисленными легендами.

В Древней Греции существовали также мистический культы. Виднейшим главой одного из таких движений был Пифагор. Мистики другого толка называли себя орфиками: по преданию, Орфей был учредителем их тайных обрядов. Орфики не приносили кровавых жертв и не употребляли в пищу мясо животных; они верили в переселение душ и свои мистерии тщательно прятали от посторонних глаз. Согласно их учению, человек имеет двойственную природу: злое начало происходит от титанов, а доброе имеет божественный источник. Орфик обязан был вести неустанную борьбу с титанизмом в своём сердце. Цель мистической практики орфиков ¾ освобождение от цикла рождений и смертей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: