Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта

Для умственно отсталых детей характерно не­доразвитие высших форм познавательной дея­тельности, замедленное развитие речи, низкий уровень качественных параметров речи, незре­лость эмоционально-волевой сферы. Исследо­вания отечественных и зарубежных дефектологов дают возможность раскрыть динамику развития различных сторон речи (фонетической, лексиче­ской, грамматической) умственно отсталых детей.

У умственно отсталых детей значительно чаще, чем у нормально развивающихся свер­стников, встречаются различные недостатки речи, наблюдается несогласованность между речью и деятельностью, речью и поведением.

По сравнению с нормально развивающими­ся детьми у умственно отсталых наблюдается запаздывание развития речи Этапы разви­тия речи сдвинуты во времени и характеризуют­ся качественным своеобразием. Так, первые слова появляются лишь к 3—5 годам, а фразы еще позднее. Более 40% умственно отсталых детей начинают говорить позднее 3 лет. Темп развития речи замедлен.

Формирование второсигнальных условно-рефлекторных связей происходит медленно и с трудом в силу нарушений нервной деятельности (слабость, инертность нервных процессов).

Если нормально развивающийся ребенок при­ходит в школу с развитой разговорно-бытовой речью и легко общается со взрослыми, то у ум­ственно отсталого к моменту поступления в школу практика речевого общения невелика (3—4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо.

Интеллектуальное недоразвитие ведет к более позднему формированию фонематиче­ского слуха, звукобуквенного анализа и синте­за, восприятия и понимания речи. Фонетичес­кие недостатки речи умственно отсталых детей затрудняют овладение грамотой, усугубляют на­рушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникнове­нию речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в сво­их силах. В результате коррекционного обуче­ния и логопедической работы процент учащихся с фонетическими дефектами речи за первые 2 года уменьшается вдвое.

Грамматический строй речи учащихся коррекционной школы VIII вида недостаточно развит и развернут. Употребляются простые предложе­ния, реже — сложноподчиненные и сложносочи­ненные. В предложениях нарушена связь между словами, опускаются предлоги, не учитываются падежные окончания имен существительных, ред­ко вводятся определения, обстоятельства, допол­нения, Умственно отсталые дети долго не пони­мают соотношение между буквой и словом, списывают слова, как простой набор букв. Сло­жен для них переход к письму по правилам. Труд­ны такие формы работы, как изложение, сочи­нение, составление деловых бумаг. Наиболее легким оказывается списывание.

У ряда детей встречается расстройство пись­менной речи — дисграфия. что является след­ствием нарушения фонематического слуха, ограниченности пространственных представле­ний, недоразвития моторики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: