Понятие диалектического метода

Среди всеобщих методов наиболее древними являются диалек­тический и метафизический.

Метафизический (с греч. – то, что идет за физикой, после физики) философский метод отвечал требованиям развития естествозна­ния XVII-ХVIII веков, которое имело дело преимущественно с от­дельными предметами, как с чем-то законченным и неизменяемым, а само естествознание представляло собой собирающую науку.

Поэто­му для этого уровня развития науки метафизический метод былвпол­не приемлем, характеризуясь следующими чертами:

1. Природа рассматривалась как случайное скопление предметов и явлений, изолированных и независимых друг от друга;

2. Природа рассматривалась в состоянии покоя, неподвижности, застоя и неизменности, как завершенная система связей;

3. Процесс развития рассматривался как простой процесс pocта – уменьшение и увеличение, повторение пройденного, где количест­венные изменения не ведут к качественным преобразованиям;

4. Отрицалось наличие внутренних противоположностей в предметах и их саморазвитие; единственным источником развития признавалось лишь столкновение внешних противоположных сил.

Сыграв положительную роль в процессе собирания, описания и классификации фактов к середине XIX века метафизический метод· стал тормозом научного прогресса. Как верно тогда заметил Ф. Эн­гeльс, этот метод, «хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по харак­теру предмета рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним, ограниченным, абстракт­ным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием ­их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движе­ние, за деревьями не видит леса» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20. - с.21).

С середины XIX века метафизический метод постепенно был вытеснен из естествознания диалектическим методом.

В литературе нередко встречается точка зрения, в соответствии с которой диалек­тическим методом считается:

а) учение о всеобщих законах, свойствах и связях окружающего мира;

б) законы и категории диалектики, отражающей свойства, связи и объективные закономерности.

Однако ни то, ни другое методом не является. Во всех науках ме­тодология нацелена не на фиксирование существующего знания, а на осуществление новых циклов познания и достижения нового знания. В исходной категории методологии - методе - отражаются принципы и требования, операции и процедуры, правила и нормы, обеспечи­вающие в научном исследовании получение нового знания, его про­верку и подтверждение.

Другими словами, диалектический метод и методология должны сводиться не к описанию онтологического со­держания категорий и законов (в философии онтология - это учение о наиболее общих законах бытия), а к изложению познавательных регу­лятивов, различных методологических принципов и требований, обеспечивающих достижение цели.

Диалектический метод - система взаимосвязанных и взаимоза­висимых принципов, требований, установок и правил, предписываю­щих определенный порядок осуществления действий, направленных на познание или преобразование объектов.

Следует подчеркнуть, что диалектический метод носит всеоб­щий, универсальный характер, oxвaтывает высшие уровни абстраги­рования в методологии. Поэтому его принципы и требования не име­ют прямого воздействия на ход конкретного научного исследования. Основная задача диалектического метода - выработка генеральной стратегии поиска и регулятивов в построении программ исследова­ния.

Недооценка оптимального решения такой задачи не может при­вести к главной цели исследования, поскольку «ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в ту­пик. Например, ошибочные общие исходные установки (механизм ­витализм, эмпиризм - априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафи­зическому взгляду на сущность изучаемого объекта» (Кравец А.С. Методология науки. - Воронеж, 1991. - С. 15).

Базовое содержание диалектического метода составляют его принципы. Принцип диалектuческого метода познания – это пре­дельно общее основополагающее первоначало, основное положение, содержащее в себе определенные требования к мыслящему субъекту и ориентирующие его в познавательной деятельности.

Специальные исследования показали, что в качестве принципов диалектического метода могут выступить следующие:

1) принцип от­ражения;

2) принцип активности;

3) принцип всесторонности;

4) принцип единства индукции и дедукции;

5) принцип взаимосвязи ка­чественных и количественных характеристик;

6) принцип детерми­низма;

7) принцип историзма;

8) принцип противоречия;

9) принцип диалектического отрицания;

10) принцип восхождения от абстрактно­го к конкретному;

11) принцип единства исторического и логического;

12) принцип единства анализа и синтеза (Шептулин АЛ. Диалектиче­ский метод познания. - М., 1983. - С. 84-269).

Как же воспользоваться таким обширным методологическим ар­сеналом? Дальнейший анализ показал, что принципов не должно быть чрезмерно много, а столько, чтобы обеспечить диалектическое движение мысли. При этом вначале выбирают основополагающие принципы, а остальные выстраивают в порядке субординации, т.е. вертикальной соподчиненности.

В результате появилось три уровня; принципов:

1. Главные принципы или просто принципы (начала, основания, основа).

2. Требования, конкретизирующие главный принцип или императивы (настоятельные требования).

3. Установки, правила, конкретизирующие императивы (Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М., 1991. - С. 304-305).

Среди главных чаще всего выделяют принципы: объективности, системности, историзма, диалектической противоречивости (См., например: Алексеев П.В., Панин А.В. - Там же. - С. 305-328, и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: