Среди всеобщих методов наиболее древними являются диалектический и метафизический.
Метафизический (с греч. – то, что идет за физикой, после физики) философский метод отвечал требованиям развития естествознания XVII-ХVIII веков, которое имело дело преимущественно с отдельными предметами, как с чем-то законченным и неизменяемым, а само естествознание представляло собой собирающую науку.
Поэтому для этого уровня развития науки метафизический метод былвполне приемлем, характеризуясь следующими чертами:
1. Природа рассматривалась как случайное скопление предметов и явлений, изолированных и независимых друг от друга;
2. Природа рассматривалась в состоянии покоя, неподвижности, застоя и неизменности, как завершенная система связей;
3. Процесс развития рассматривался как простой процесс pocта – уменьшение и увеличение, повторение пройденного, где количественные изменения не ведут к качественным преобразованиям;
4. Отрицалось наличие внутренних противоположностей в предметах и их саморазвитие; единственным источником развития признавалось лишь столкновение внешних противоположных сил.
Сыграв положительную роль в процессе собирания, описания и классификации фактов к середине XIX века метафизический метод· стал тормозом научного прогресса. Как верно тогда заметил Ф. Энгeльс, этот метод, «хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20. - с.21).
С середины XIX века метафизический метод постепенно был вытеснен из естествознания диалектическим методом.
В литературе нередко встречается точка зрения, в соответствии с которой диалектическим методом считается:
а) учение о всеобщих законах, свойствах и связях окружающего мира;
б) законы и категории диалектики, отражающей свойства, связи и объективные закономерности.
Однако ни то, ни другое методом не является. Во всех науках методология нацелена не на фиксирование существующего знания, а на осуществление новых циклов познания и достижения нового знания. В исходной категории методологии - методе - отражаются принципы и требования, операции и процедуры, правила и нормы, обеспечивающие в научном исследовании получение нового знания, его проверку и подтверждение.
Другими словами, диалектический метод и методология должны сводиться не к описанию онтологического содержания категорий и законов (в философии онтология - это учение о наиболее общих законах бытия), а к изложению познавательных регулятивов, различных методологических принципов и требований, обеспечивающих достижение цели.
Диалектический метод - система взаимосвязанных и взаимозависимых принципов, требований, установок и правил, предписывающих определенный порядок осуществления действий, направленных на познание или преобразование объектов.
Следует подчеркнуть, что диалектический метод носит всеобщий, универсальный характер, oxвaтывает высшие уровни абстрагирования в методологии. Поэтому его принципы и требования не имеют прямого воздействия на ход конкретного научного исследования. Основная задача диалектического метода - выработка генеральной стратегии поиска и регулятивов в построении программ исследования.
Недооценка оптимального решения такой задачи не может привести к главной цели исследования, поскольку «ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механизм витализм, эмпиризм - априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта» (Кравец А.С. Методология науки. - Воронеж, 1991. - С. 15).
Базовое содержание диалектического метода составляют его принципы. Принцип диалектuческого метода познания – это предельно общее основополагающее первоначало, основное положение, содержащее в себе определенные требования к мыслящему субъекту и ориентирующие его в познавательной деятельности.
Специальные исследования показали, что в качестве принципов диалектического метода могут выступить следующие:
1) принцип отражения;
2) принцип активности;
3) принцип всесторонности;
4) принцип единства индукции и дедукции;
5) принцип взаимосвязи качественных и количественных характеристик;
6) принцип детерминизма;
7) принцип историзма;
8) принцип противоречия;
9) принцип диалектического отрицания;
10) принцип восхождения от абстрактного к конкретному;
11) принцип единства исторического и логического;
12) принцип единства анализа и синтеза (Шептулин АЛ. Диалектический метод познания. - М., 1983. - С. 84-269).
Как же воспользоваться таким обширным методологическим арсеналом? Дальнейший анализ показал, что принципов не должно быть чрезмерно много, а столько, чтобы обеспечить диалектическое движение мысли. При этом вначале выбирают основополагающие принципы, а остальные выстраивают в порядке субординации, т.е. вертикальной соподчиненности.
В результате появилось три уровня; принципов:
1. Главные принципы или просто принципы (начала, основания, основа).
2. Требования, конкретизирующие главный принцип или императивы (настоятельные требования).
3. Установки, правила, конкретизирующие императивы (Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. - М., 1991. - С. 304-305).
Среди главных чаще всего выделяют принципы: объективности, системности, историзма, диалектической противоречивости (См., например: Алексеев П.В., Панин А.В. - Там же. - С. 305-328, и др.).