Тема : Массовая и элитарная культура

Преподаватель Пешкова Л.А.

1. Различия между общностями людей: группа, коллектив, народ, толпа, масса. Особенности поведения человека в данных общностях. Психические основы массовой культуры.

2. Ортега-и-Гассет о человеке массы и массовой культуре.

3. Способы и результаты воздействия массовой культуры на психическое и духовное развитие личности.

4. Значение элитарной культуры в обществе. Элита и интеллигенция –синонимы?

СЛОВАРИ:

1. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. –М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. –512с.

2. Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1997.

3. Культурология. Энциклопедический словарь. СПб., 1998.

4. Человек и Общество (культурология). Ростов-на-Дону. 1996.

5. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.

УЧЕБНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

1. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. М. 1995. Гл 2. С. 62-69.

2. Гримак Л.П., Кордобовский О.С. Реклама: испытание человеколюбием // Человек. 1999, № 6. С. 98-107.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996. Гл. ХIV

4. Киященко Н.И. Введение к новой рубрике // Философские науки 2000 №2 (распечатка)

5. Кравченко А.И. Культурология. Учебн. – М.: ТК Вэлби, Изд-во Проспект, 2005 с.52-54

6. Козлова Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов (распечатка)

7. Кривцун О.А. Эстетика М. 1998. гл. 19. Элитарное и массовое в искусстве.

8. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М., 1985.

9. Культурология: учеб. пособ./под общ. ред. С.В. Лапиной – Мн.: ТетраСистемс, 2004 тема 3 с. 38- 42.

10. Культурология /под ред. А.А.Радугина. М., 2001 с.83-93.

11. Левяш И.Я. Культурология - М., 2004. гл. 4 субъекты культурно-цивилизационной деятельности.

12. Ортега-и-ГассетХ.Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. (распечатка)

13. Полищук В.И. Культурология. М., 1998. Тема 4. С. 78-83.

14. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции. // Общественные науки и современность 1998 №6 (распечатка)

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем масса отличается от народа?

2. Как поведение человека в группе, коллективе подчинено социальной роли личности?

3. Какие типы лидерства проявляет личность в группе, коллективе, толпе, массе?

4. Какие психические приёмы использует массовая культура для вовлечения человека?

5. Чем привлекательны «мыльные оперы» для зрителя? Почему их смотрит массовый зритель?

6. Основное назначение массовой культуры – развлекать. Какие функции выполняет элитарная культура?

7. Можно ли утверждать, что массовая культура предлагает идеал? Если – да, то что для него типично?

8. Назовите представителей элиты в современном обществе. Обоснуйте свой выбор.

Творческое задание к теме:

1. Выявите черты массовой культуры в одной из телевизионных передач. Проанализируйте, какие способы воздействия на зрителя важны из коммерческих интересов?

2. Cоставьте сравнительную таблицу массовой и элитарной культуры, выявите следующие характеристики:

· Особенности субъекта;

· Основные функции в культуре;

· Способы социализации личности в данную культуру;

· Особенности психического (эмоционального) воздействия на человека;

· Особенности духовного (нравственного, эстетического, интеллектуального) развития личности в данной культуре.

возможные варианты теста

ВАРИАНТ 1

1. Какое существует соотношение ценностей и норм в культурологии?

2. Элита и интеллигенция не являются синонимами, потому…

3. Значение художественного творчества в развитии личности ценно тем, что…

ВАРИАНТ-2

1. Выпишите лишнее: философия, наука, искусство, норма, религия, мифология. Исключение обоснуйте.

2. Отрицательные стороны воздействия массовой культуры на личность…….

3. Катарсис является признаком (китча, художественной культуры, искусства), потому что...

ВАРИАНТ- 3

1. Многозначность понятия «культура» предполагает….., хотя все значения объединены тем …

2. Способы и результаты воздействия массовой культуры на психическое развитие человека можно охарактеризовать ….

3. Признаками художественного образа является....... Так произведение...... автора.... можно отнести к искусству потому что.......

ВАРИАНТ 4

1. Семиотическое изучение культуры предполагает:......

2. Способы и результаты воздействия массовой культуры на духовное развитие личности можно охарактеризовать ….

3. Критериями отличия произведения искусства от произведения художественной культуры следует указать....


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: