Подготовка к овладению грамотой

В процессе овладения фонетической стороной речи в занятия постепенно включаются упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начинается с выделения звука в слове и заканчивается анализом и синтезом односложных слов.

I период обучения

(сентябрь, октябрь, первые две недели ноября)

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятия по произношению — 2 раза в неделю.

На фронтальных занятиях изучаются гласные звуки, доступные по артикуляции согласные звуки: а, у, ау, и, о, э, ппь, т, ккь, птк, ауои, ы, йот, ль, йот — лъ. Такая последовательность отработки звуков обеспечивает поэтапную работу над фонемами, постепенный переход от более легких к сложным звукам. Это помогает, в свою очередь, постепенному усвоению детьми фонетической системы языка. В процессе обучения произношению следует воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи. Работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия.

В течение первого периода обучения детей учат четко, даже утрированно воспроизводить гласные звуки, угадывая, их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

Например, по правилам игры в "Эхо" дети делятся на две команды: 1-я произносит звуки а, у, и — громко; 2-я — эти же звуки — тихо. Или другая игра: каждому ребенку раздаются длинные и короткие ленточки (полосы). В зависимости от их величины, одни дети произносят звуки длительно плавно, другие — отрывисто. Во время игры "Кто кого перетянет" детям раздаются цветные мелки. Они поочередно подходят к доске, протяжно произносят гласные звуки, рисуя при этом длинную линию. Выигрывает тот, у кого получилась длиннее "дорожка". Играя в игру "Убери лишний звук", дети получают от ведущего символы гласных звуков. Логопед произносит ряд из нескольких гласных звуков (ааау; иииои и т д.). Дети выстраиваются в определенной последовательности, а затем определяют, какой звук лишний и объясняют, почему. Можно предложить и более усложненный вариант, например, какие нужно назвать звуки, чтобы лишний был звук и и т.д. Или игра "Звуки и грибочки". Один ребенок отбирает несколько грибков, а другой называет такое же количество гласных. Все эти упражнения воспитывают у детей внимание к речи, к звукам, умение запоминать и воспроизводить нужное количество звуков.

Отработка правильного произношения простых гласных звуков (ппь, т, ккь, ль) сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове (паук), затем - конечную (паук). Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та-ат, пу-уп-пу и т.д. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Например:

па, па, па

па, па, па

папапа

Процесс проговаривания сопровождается отхлопыванием, отстукиванием ритма, угадыванием количества слогов. Постепенно ряды слогов удлиняются и варьируются. Сюда включаются не только прямые, но и обратные слоги, со стечением согласных, открытые и закрытые. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком также осуществляются в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Например, игра "Кто самый внимательный?". На столе у детей лежат картинки. Логопед называет разные звуки: а, у, р, л, т, к и т.д. Дети, услышав звук т, должны поднять картинку, в названии которой есть этот звук. Или игра "Добавь пропущенное слово" (в нем должен быть звук т). Построили новый дом, а рядом сидит собака Том. Сидит дома девочка Тома.

Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, можно перейти к определению его места в слове. Игра "Кто в домике живет?" Дети ищут только те картинки, в названии которых есть, например, звук т. А затем "расселяют" их в 3-х этажном домике. На первом этаже — картинки со звуком т в начале слова. на 2-м — в середине, на 3-м — в конце (Таня, кот, плита, коты, Том, утка, Тома, Тоня, боты, тыква, хата и т.д.).

Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, ут, уп, ит, ип, аль, оль). Дети играют в "живые звуки", когда каждый из них выбирает себе один из пройденных гласных и согласных звуков. По сигналу логопеда дети становятся в определенной последовательности, образуя названные слоги (уп, ут и т.д.). В то же время их учат преобразовывать слоги, изменяя один звук (уп — оп — от и т.д.).

II период обучения

(вторая половина ноября — первая половина февраля)

Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно, фронтальные занятая по произношению — 3 раза в неделю.

На индивидуальных занятиях продолжается постановка отсутствующих звуков и их автоматизация. По-прежнему эта работа предопределяет содержание фронтальных занятий. Новым по сравнению с 1 периодом является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципам твердости и мягкости, глухости и звонкости. Наибольшее количество фронтальных занятий посвящается закреплению и дифференциации свистящих звуков (ссъ, ззь, ц). По мере включения в лексический материал новых звуков детей знакомят с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Например, при закреплении правильного произношения звуков ссь, ззь дети упражнялись в согласовании прилагательных синий, зеленый с существительными 3-х родов; при отработке дифференциации звуков л — ль включались задания на преобразование глаголов типа: гуляет — гуляли — погуляли; копает - копали — выкопали и т.д.; звуков ы-и — на закрепление категории числа существительных: тыквы — кубики, боты — битки, коты — соки, лилии — липы и т.д.

На фронтальных занятиях изучаются следующие звуки: ль – ы - и, с, ссь, з, з-зь, с-з, сь-зь, ц, б-п, ш, ж, с-ш,, з-ш, з-ж, с - ш - з - ж. Количество занятий колеблется от 2-х до 3-х на каждый звук. В зависимости от индивидуальных особенностей детей, динамики их продвижения, логопед имеет право уменьшать или увеличивать время для изучения звуков.

В это же время продолжается работа по составлению и распространению предложений по вопросам демонстрации действий, картинкам, опорным словам. Широко используется фланелеграф. Оречевляя простые сюжеты, дети учатся составлять несложные рассказы с опорой на наглядность. В то же время заучиваются короткие рассказы, стихотворения, потешки.

Продолжается работа по закреплению навыков звукового анализа и синтеза. На материале изучаемых звуков дети тренируются в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении слогов типа ас-са, уц-цу и т.д. В это же время детей учат определять гласный в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. В конце П периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги типа са-со-су, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и и т.д.). В то же время на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные звуки (звонкие, глухие, мягкие, твердые), предложение.

Индивидуальная работа проводится по мере необходимости с детьми, имеющими стертую дизартрию, ринолалию или какие-либо другие осложнения. В подгруппах занимаются дети, у которых трудности в дифференциации звуков, усвоении анализа и синтеза. Фронтальные занятия проводятся 3 раза в неделю. В течение этого времени изучаются звуки: л, р, л-ль, р-рь, л-р, л-ль-р-рь, ч, щ и осуществляется их дифференциация. Акцент переносится на закрепление навыка употребления этих звуков в самостоятельной речи. При этом много внимания уделяется развитию самостоятельных высказываний (составление рассказов по картине, серии картин, пересказ). Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков. Важно, чтобы дети достаточно свободно пользовались словами с уменьшительно-ласкательными значениями, приставочными глаголами, передающими оттенки действий, учились образовывать родственные слова, подбирать слова-антонимы. Большое значение уделяется совершенствованию практического навыка употребления и преобразования грамматических форм (категории числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными), использованию предложных конструкций. Отрабатываемые речевые формы включаются в работу над связной речью.

На каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими — слоги. Выделяются гласные звуки — красными кружочками, согласные — синими. К концу Ш периода дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.

Заканчивается обучение детей в июне. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также анализа и синтеза односложных слов без стечения согласных и со стечением согласных. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПЕРИОДАМ ОБУЧЕНИЯ

I период обучения

Звуки у, а, ау, ауиз, о, ауио, ы, п,, пь, т, к,

кь, пгк, х, хь

Подготовка к звуковому анализу и синтезу

Выделение гласных звуков из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного из начала слова

Анализ звукового ряда типа а-у, а-у-и и т.д.

Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак).

Анализ и синтез обратных слогов

типа ат, от, ут, ак, ок, ук и т.д.

Преобразование слогов путем изменения одного звука от ут-ит.

Закрепление лексико-грамматических категорий и развитие связной речиЗакрепление навыка употребления категории множественного числа существительных (утка-утки, конфета-конфеты и т.д.), формы родительного падежа с предлогом у (У Таты — боты, у Нины — конфеты, у Вовы — кубики, а у Толи — утки

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот, кубик, моя утка, конфета, мое окно).

Категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поем, вы поете, они поют).

Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купали, мыли).

Составление предложений по демонстрации действий.

Объединение этих предложений в короткий текст.

Таня и Вова дома. Таня моет окно.

Вова подметает. Они помогают маме.

II. период обучения

Звуки ль, йот, ы-и, с, сь, з-зь, с-з, сь-зь, ц, бп, ш, ж, с-ш, с-ш-з-ж

Подготовка к звуковому анализу и синтезу

Дифференциация звуков на слух, выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су.

Закрепление лексико-грамматических категорий.

Развитие связной речи

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе падеже (синий пояс (зеленый), синяя (зеленая) ваза, синее (зеленое) пальто, образования относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс, сосновый лес, сосновая хвоя, стеклянный стакан, стеклянная ваза, железный нож, железная шпага, снежный ком, снежная баба, бумажный змей, бумажная пеленка). Согласование числительных с существительными (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, лёса; снег-снежинка, снега ~ снежный — снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, самолет и т.д.). Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам. Распространение предложений путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений (Соня и Миша слепили снеговика (снежную бабу, снежный ком, самолет). Саша, Женя, Наташа и Миша купили стеклянную вазу, меховую шапку, зеленый пояс и синюю коляску; Вася и Сима помогали маме: они носили воду, копали яму, поливали пионы, лилии, маки. Составление предложений по опорным словам (Соня, стоять, мосту, Даша, шуба, вешать). Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворений. (Рекомендуется использовать дидактический материал)

III период обучения

Звуки л, р, л-ль, р-рь, лъ, л-р-р-, ч, щ, ч-щ

Звуковой анализ и синтез

Различение на слух и в произношении изучаемых звуков.

Выделение их среди других звуков и слогов.

Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, орро, лара-лоро). Анализ и синтез односложных слов (лак-рак, стол-стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак-бак, бок-рог). Знакомство со схемой слова

- - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - -

...........

Выделение кружочками разного цвета гласных и согласных звуков.

Закрепление лексико-грамматических категорий.

Развитие связной речи

Закрепление навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сучочки), прилагательных (сосновый лес, сосновая роща, шишка, ветка, иголка; клюквенный морс, сок, кисель, сироп). Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло - мылить, обмылки, мыльница); приставочных глаголов (машина поехала к дому, подъехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома, между домами проехала, из ворот выехала). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (толстый-тонкий, короткий-длинный).

Образование существительных от глаголов и наоборот (читать - читатель, читательница; учить - учитель - учительница, воспитывать - воспитательница, пловец - плавать, летчик — летать; краснота — краснеть). Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Миша заплакал, потому что он упал, ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.). Составление разных типов рассказов; оречевление серии выполненных действий


Приложение 2

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Одним из необходимых условий успешной работы логопеда является ведение четкой документации, позволяющей: а) выявлять и регистрировать всех детей, нуждающихся в логопедической помощи;

б) фиксировать результаты психолого-педагогического обследования ребенка;

в) планировать этапы обучения;

г) отражать содержание индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий;

д) определять преемственность в работе логопеда, воспитателя, родителей;

е) подводить итоги логопедической работы.

Правильно оформленная документация позволит более объективно оценить эффективность коррекционного обучения.

1. Отбор детей в специальные детские сады

Дошкольники, которые имеют отклонения в речевом развитии, должны получить логопедическую помощь в группах для детей с недостатками речи. Это предполагает открытие достаточного количества специальных учреждений и проведение дифференцированного отбора.

От своевременности начала обучения и воспитания этих детей во многом зависит успех дальнейшей работы. Чем раньше ребенок начинает обучаться в специальном дошкольном учреждении, тем более полной оказывается компенсация дефекта и готовность к усвоению школьной программы.

Своевременное и раннее выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет вести статистический учет, планирование, открывать группы разного профиля.

Проверять речь детей рекомендуется начинать с младшей группы детского сада. При этом особое внимание уделяется тем детям, у которых в три — три с половиной года фразовая речь или отсутствует, или представлена в виде отдельных лепетных сочетаний, например:

Пи асю - питъ хочу (3 г. 8 м.).

Ве ди ко — Вера ходит в школу (3 г. 8 м.).

Дай се — дай еще (3 г. 11 м.).

Эта везе таки сека — Эта везет санки по снегу (4 г.).

В течение года логопед детской поликлиники или логопед детского сада не реже одного раза посещает все возрастные группы, выявляя тех, кто нуждается в целенаправленной логопедической помощи. Эти дети направляются на медико-педагогическую комиссию. На тех, кому рекомендуется посещение группы, составляется логопедическая характеристика. В ней указывается:

а) владеет ребенок фразовой речью или говорит отдельными словами;

б) как пользуется в самостоятельной речи лексико-грамматическими категориями;

в) насколько сформирована произносительная сторона речи и слоговая структура слов;

г) каковы отклонения в развитии фонематического слуха.

Заканчивается характеристика логопедическим заключением и рекомендациями к зачислению ребенка в группу соответствующего профиля.

Если ребенок посещал детский сад, родители представляют характеристику воспитателя. В ней, кроме формальных данных о ребенке, необходимо отметить:

а) когда ребенок начал посещать детский сад;

б) как быстро он освоился в новом коллективе;

в) как относится к окружающим его взрослым и детям;

г) как усваивает программный материал по всем видам учебной деятельности, в чем испытывает затруднения;

д) насколько внимателен, усидчив, заинтересован и целенаправлен на занятиях;

е) как организует свою игровую деятельность (играет творчески; быстро переключается с одного вида занятий на другой; бессистемно манипулирует отдельными игрушками и т.д.); является ли ведущим в игре или ведомым; играет молча или пытается оречевлять то, что делает;

ж) как выходит из положения в конфликтной ситуации (уступает или агрессивен);

з) как относится к своему речевому дефекту (равнодушен, озлоблен, переживает, болезненно раним);

и) каковы навыки самообслуживания;

к) насколько опрятен в одежде.

Все отобранные дети обследуются врачом-психоневрологом, который дает заключение об интеллектуальном развитии ребенка, об отсутствии или наличии органического поражения ЦНС, что может быть одной из причин речевой недостаточности.

Справка от врача-отоларинголога содержит данные о состоянии слуха и ЛОР-органов.

Медико-педагогическая комиссия оформляет журнал регистрации детей. В нем фиксируются данные о ребенке, диагноз и заключения специалистов, направивших его на комиссию. Здесь же записываются рекомендации о зачислении ребенка (указывается профиль группы), определяется срок его обучения (1-2-3 года). Если имеются какие-либо противопоказания, дается родителям мотивированный отказ с соответствующими рекомендациями (в каком учреждении должен находиться ребенок), В журнале медико-педагогической комиссии есть графа, где указывается дата выпуска ребенка (в школу, детский сад), заключение о его речи. Таким образом, четкое ведение этого журнала дает возможность составить сведения о том, какое количество детей и с какими нарушениями нуждаются в специализированной помощи, какова эффективность логопедической работы.

2. Организация логопедической работы

В течение учебного года логопед оформляет следующие виды документации:

— речевую карту;

— планы (конспекты) фронтальных занятий;

— тетради для вечерних логопедических занятий воспитателя;

— отчеты о результатах проведенной работы.

А. Речевая карта

Все данные логопедического обследования записываются в речевой карте. При этом указывается уровень сформированности связной речи, обращается внимание на правильность ее фонетического и лексико-грамматического оформления. готовность к звуковому анализу и синтезу слов, отмечается сформированность слоговой структуры, сохранность и подвижность артикуляционного аппарата. В речевой карте обязательно приводятся примеры образцов детской речи с лексическими, грамматическими и фонетическими ошибками, например:

Пересказ сказки «Три медведя» (Рома X., 5 лет)

Девитька аблюдиясь и лесу. Гядит — домик. Сея абольсой тул. Упаля. Босей ведмедь десь сей. Влезя а дугой. Небодно. Влезя амаликий Хоясо.

(Девочка заблудилась в лесу. Глядит — домик. Села на большой стул, Упала. Большой медведь здесь сидел. Влезла на другой — неудобно. Влезла на маленький стульчик. Хорошо.)

Лексические ошибки.

Я буду кораблем (капитаном). (Катя К., 5 лет).

Мальчик колотит дерево (пилит).

Закончив обследование, логопед знакомит воспитателя с основными дефектами в речевом развитии каждого ребенка (в соответствии с речевой картой), особенно подробно останавливается на содержании коррекционного обучения детей, имеющих наиболее тяжелые отклонения в фонетико-фонематическом развитии. Логопед определяет требования к речи отдельных детей на разных этапах обучения. Каждый воспитатель должен хорошо слышать дефектное произношение звуков, аграмматизм в речи детей, четко представлять картину речевого нарушения, знать у кого из детей звуки в настоящее время находятся в стадии постановки. закрепления или дифферентации. Это дает возможность повседневно следить за речью детей и поправлять их на занятиях и вне занятий с учетом их индивидуальных особенностей.

В конце учебного года в карте фиксируется итог логопедической работы: отмечаются нескорригированные дефекты в речевом развитии ребенка, даются рекомендации родителям в отношении дальнейшего обучения.

Пример оформления речевой карты

Отбор картинок со звуком с (миска, щенок, фикус, самолет, цапля, сумка, чайник, (курица, чемодан, часы, сова),

Повторение слогов:

паба – папа

какага - какака

дата – дада

бабапа - бапаба

Рассказ по картине (Маша Н., 5,5 лет).

Девоська гибы собиает, сыски. Диевья асут тут, титоцки исо асут тут. Лето.

(Девочка грибы собирает, шишки. Деревья растут тут, цветочки еще растут тут. Лето).

Рассказ по серии картин (Дима Е., 5,5 лет).

Наступила зима. Собака повезья шанки, а дети упаи, а шабака за косками бегает. Собака бегает за косками, а коски убегают. А шобака увезля санки, шанки переверну-лищ. Кустики голые. Дети упали и лезят на шнегу.

(Наступила зима. Собака повезла санки, а дети упали, а собака за кошками бегает. Собака бегает за кошками, а кошки убегают. А собака увезла санки, санки перевернулись. Кустики голые. Дети упали и лежат на снегу.)

В конце речевой карты дается логопедическое заключение, которое должно соответствовать ошибкам, зафиксированным в речи детей.

Б. Планирование работы логопеда

В течение года логопед проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия по коррекции речи. К каждому фронтальному занятию должен быть составлен развернутый план (или конспект), где указаны тема, цель, основные этапы занятия. Нет необходимости писать перспективный план работы, так как имеются государственные программы воспитания и обучения детей 5-6-летнего возраста с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. В конце плана указаны дети, с которыми логопед будет заниматься по коррекции произношения, используя разнообразный картинный и дидактический материал по формированию фонетической стороны речи. (см. раздел "Оборудование логопедического кабинета"). Далее даются примерные образцы плана и конспекта фронтального занятия.

Тема: Звук л

Цель: Закрепление четкого произношения звука л в слогах, словах, предложениях.

Анализ и синтез слов типа палка — полка

План

I. Организационный этап.

Назвать картинки, которые выставлены на доске, определить повторяющийся в них звук ("Л").

II. Игра "Кто внимательный": произнесение вслед за логопедом обратных и прямых слогов со звуком л: ла ал ла; ол ло ол.

III. Игра "Угадай по цвету предмет".

Отобрать игрушки, про которые можно сказать белый, белая.

IV. Физкультминутка (выполняя движения, дети называют потешки:

лалала — Клава куклу купала;

лололо — по небу облако плыло;

лулулу — слон уснул в своем углу.

V. Анализ слов палка—полка.

Самостоятельное выкладывание слов кукла, булка.

I. Организационный этап.

В группе спрятаны разноцветные конверты с картинками. Надо найти конверты белого и голубого цвета, достать картинки и поставить их на доске.

Дети проговаривают картинки: ЛОПАТА, ПАЛАТКА, ПОТОЛОК, ЛУНА, ПОЛ. Определяют повторяющийся во всех словах звук л.

II. Закрепление звука л в слогах.

Логопед предлагает детям запомнить сочетания из 3-х слогов. Если он хлопнет 1 раз, дети интонационно выделяют первый слог, если 2 раза - второй слог, если 3 раза - третий:

ОЛ ло ло;

ла АЛ ла;

лу ул ЛУ

III. Игра "Угадай по цвету предмет".

В лесу выросла волшебная елка, на которой все игрушки белого цвета: белка; зайка, лошадь, медведь, сова, лиса еж, собака. коза, волк,

Дети определяют, про кого можно сказать белый, про кого - белая. Отбирая игрушку, дети называют: "У меня белая лошадь". "У меня белый медведь" и т.д.

IV. Дети встают в круг в том порядке, как их назовет логопед: Миша-Оля-Нина; Таня Сергей-Игорь и т.д.

Далее они проговаривают потешки, имитируя соответствующие действия:

Лалала, лалала - Клава куклу купала.

Лололо, лололо по небу облако плыло.

Лулулу, лулулу - слон уснул в своем углу.

Затем дети называют из потешек слова со звуком л в середине слова.

VI. Составление предложений по предметным картинкам (Голубое платье. Голубой платок. Голубое пальто)

VII. Итог.

Назвать по цепочке по одному слову со звуком л.

Индивидуальная работа: Миша, Таня - звук р; Сережа, Оля - звуки с, з и т.д.

Конспект занятия

Тема: Звук л

Цель: закрепление навыка четкого произношения звука л на различном лексическом материале; анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных звуков в середине слова.

V. Игра "Кто самый догадливый" На доске выставляется схема слова:

-------------------------------------------

-------------- -----------------

........

Детям предлагается угадать задуманное слово.

Оно начинается со звука п, кончается звуком а, в середине звук л. Это вид мебели (ПОЛКА). Далее слово преобразуется путем замены гласного звука о на а (ПАЛКА). Дети складывают самостоятельно слова:

ПОЛ - ПОЛКА; ПАЛКА - ПАЛКАН.

VI. Игра "Расскажи про свой предмет".

Каждый ребенок получает часть разрезанной картинки одежды разного цвета. Надо найти свою пару, назвать картинку по цвету, составить предложение:

У меня голубое платье. Мама купила мне голубое платье

У меня белое пальто. Я сшила кукле белое пальто.

У меня голубой шарф. Бабушка связала мне голубой шарф.

VII. Итог занятия. Дети повторяют, какой звук учились правильно произносить. Встают в круг, бросают друг другу мяч и называют слова со звуком л.

Индивидуальная работа. Миша Таня –звук р; Сережа, Оля - звук с, з и т.д.

Наряду с коррекционными занятиями логопед в течение года должен проводить работу с воспитателями и родителями.

В связи с этим планируется:

1. Проведение семинаров воспитателей, бесед и консультаций.

2 Проверка речи детей всех групп массового детского сада, в котором работает логопед.

3. Проведение лекций, открытых логопедических занятий для логопедов и воспитателей массовых и специальных детских садов (района, города).

4. Консультативные разборы наиболее трудных детей с привлечением других специалистов (психоневролога, воспитателя. музыкального работника).

5 Участие в педсоветах районных конференциях, педагогических чтениях.

6. Работа с родителями (индивидуальные беседы, привлечение родителей к выполнению домашних заданий, оформлению тематических выставок для родителей, проведение родительских собраний, организация выпусков детей в присутствии родителей и пр.)

В. Индивидуальные тетради детей

Индивидуальные тетради ведутся на каждого ребенка отдельно. В этих тетрадях логопед записывает основное содержание занятий с ребенком. упражнения на развитие внимания, памяти, фонематического слуха (слоговые упражнения, слова и предложения, рассказы, стихи и т.д.). В субботу тетрадь отдается родителям с тем, чтобы они могли повторить домашнее задание с детьми, увидеть динамику их продвижения (записи делаются 2-3 раза в неделю).

Г. Тетрадь для вечерних логопедических занятий воспитателя

Ежедневно логопед записывает воспитателю задание для логопедической работы с отдельными детьми (3 – 6 человек). Сюда входят отдельные артикуляционные упражнения, заучивание специально подобранных логопедом предметных и сюжетных картинок. Повторение текстов и стихотворений, подобранных им ранее: различные варианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированию лексико-грамматических компонентов языка.

Все виды заданий должны быть знакомы детям. В вечернее логопедическое занятие не включается постановка звуков, лишь закрепление только что поставленного звука.

Примерные виды вечерних занятий.

1) Миша, Оля, Таня – повторение стихотворения; выбор слов со звуком ш в словах:

Наша Маша маленькая, на ней шубка аленька.

Изменение слов путём заменяя звуков Маша – каша; наша – ваша; шубка – шутка.

Игра в фанты – ребенок получает «фант» и вместе с ним слог, а возвращая «фант», называет слово со звуком ш:

ВА – ватрушка

КА - катушка

СТА старушка;

ВАТ - ватрушка;

ПЕТ петушок;

ВЕР - вертушка.

2) Нина, Катя - изменить слова по образцу:Я кормлю рыб.Мы кормим рыб.

Ты кормишь рыб,

Вы кормите рыб.

Он кормит рыб,

Они кормят рыб.

Выбрать лишнюю картинку:

Ракета, пароход, баран, лампа, рак, лодка, крот, барабан, помидор, рыба, радуга, палатка, пароход.

3) Найди картинкам со звук м р свои домики. Если в слове один слог, то поселить его надо в одноэтажном доме, если два то в 2-х этажном и т.д.

Д. Отчетность логопеда

В конце года логопеды оформляют отчет об эффективности проведенной работы, сдают его старшему логопеду, который подает сводный отчет в РОНО или ГОРОНО. В этих отчетах содержатся следующие данные:

1. Дата комплектования группы.

2. Количество детей, поступивших в группу (с указанием логопедического заключения).

3. Количество выпущенных детей; из них:

а) с хорошей речью;

б) со значительным улучшением;

в) без улучшения.

4. Рекомендовать направить:

а) в массовую школу;

б) в массовую школу с обязательными занятиями в логопедическом пункте;

в) в специальную школу для детей с тяжелыми нарушениями речи;

г) в массовый д/сад.

5. Количество детей, оставшихся на повторный курс.

6. Количество детей, выбывших по разным причинам в течение года.

7. Выполнение мероприятий по работе с воспитателями и родителями.


Приложение 3

ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Индивидуальные, групповые логопедические занятия проводятся в специальном помещении - логопедическом кабинете. Размещение и площадь кабинета должны соответствовать инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждений (согласно Положению о детских садах для детей с недостатками развития). Финансирование логопедических кабинетов осуществляется областными (городскими и районными) отделами народного образования по смете того детского сада, где функционирует логопедическая группа.

Логопедический кабинет должен быть достаточно оснащен учебными дидактическими материалами.

В логопедическом кабинете необходимо иметь: шкаф для пособий и литературы, столы и стулья для проведения занятий. Число столов должно быть не менее 4-х, не считая большого стола логопеда, а количество стульев - не менее 6-10. Кроме этого, в логопедическом кабинете должна быть навесная доска, на которой можно расположить картинки, написать буквы, дать схематическое изображение предмета.

Необходимым в оборудовании логопедического кабинета является зеркало: одно - настенное, размером 70 х 100см.- для групповой работы по постановке звуков (у настенного зеркала должна быть штора). И маленькие индивидуальные зеркала размером 9 х 12см. - для индивидуальной работы (не менее 10шт).

Перечень логопедических пособий

Подробное выявление недостатков речи позволяет обеспечить не только большую эффективность логопедических занятий, но и выбрать правильное направление коррекционного воздействия.

Психолого-педагогическое обследование дошкольников с речевой патологией, исправление дефектов речи осуществляются на материале, доступном возрасту и индивидуальным особенностям детей с учетом программного материала детского сада.

Логопед пользуется играми, имеющимися в методическом кабинете детского сада, и дополнительно оформляет дидактический материал, необходимый ему и воспитателям на разных этапах работы с ребенком.

Нередко встречаются дети, речевая патология которых обуславливается снижением слуха или интеллекта. Поэтому в логопедическом кабинете должны быть предусмотрены пособия для обследования слуховой функции, интеллектуальной деятельности.

Недостатки речи касаются разных ее сторон и проявляются в неодинаковой степени. Поэтому обследование должно быть разносторонним: выявлять уровень развития связной речи, степень сформированности лексико-грамматических средств языка, звуковую сторону речи и фонематические процессы. При подборе дидактического материала выделяются и соответствующие разделы.

Пособия для обследования:

а) интеллекта;

б) слуха.

Пособия для развития (а в случае необходимости и обследования):

а) связной речи;

б) лексического запаса;

в) грамматического строя речи;

г) произношения;

д) фонематического восприятия.

Желательно включить в список необходимого оборудования магнитофон, проигрыватель, магнитную азбуку.

Обследование интеллекта

Для проверки интеллектуального развития рекомендуется иметь следующие материалы:

а) лото с шариками;

б) пирамидки из 4-8 колец;

в) "почтовый"- ящик;

г) кубики разного цвета и размера;

д) разрезные картинки разной конфигурации;

е) набор матрешек и полных кубиков;

ж) счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и д.р);

з) лото "живое - неживое"; "бывает - не бывает" (сюжеты с элементами фантастики);

и) игра "Сравни и отличи" (наборы картинок типа: самолет - птица; кукла - девочка; солнце - лампа и т.д.);

к) наборы карточек на обобщающие темы.

В процессе обследования интеллекта не только выявляются знания ребенка, уровень развития познавательной деятельности, но и отмечается интерес к заданию целенаправленность, умение продуктивно использовать помощь взрослых, перенос предложенных приемов при выполнении других видов упражнений.

Важно оценить критичность ребенка в отношении конечного результата работы. Предлагая различные варианты заданий, обращают внимание на способ решения задачи.

Счет и счетные операции

Проверяется: счет прямой, от заданного числа; умение определить количество предметов, разложить их парами; сравнение количественных групп предметов, когда они находятся на различном расстоянии друг от друга и различны по величине; отбор предметов по принципу "столько - сколько", сравнение смежных чисел, умение из неравенства сделать равенство (5 больше 4; если к 4 добавить 1, будет 5, поровну).

Эти задания доступны детям пятилетнего возраста.

"Четвертый - лишний"

Проверяется уровень обобщения ребенка, умение выделить ведущие признаки предмета. По каждому тематическому циклу рекомендуется изготовить 15-20 комплектов предметных картинок, помогающих определить их сходство по общим признакам. Например:

кепка, фуражка, панама, платье;

шкаф, стол, стул, лампа;

машина, колесо, самолет, пароход;

светильник, солнце, лампочка, настольная лампа; нога, сапог, туфли, тапочки.

(Более подробно аналогичные задания см. в пособии "Подготовка к школе детей с ОНР". М., 1992.)

Такие задания можно предлагать детям после 4-х лет.

Разрезные картинки

Разрезные картинки подбираются разной сложности: поделенные пополам, на 3, 4, 5, 6 частей.

Дети с первично сохранным интеллектом после небольшого обучения складывают картинку из 2-х частей уже в 3-х летнем возрасте.

"Почтовый ящик"

В комплект этого пособия входят наборы разных геометрических фигур в двойном размере. Поэтому при выполнении задания важно отметить, насколько экономно действует ребенок, опуская фигуры в соответствующие прорези (подбирает сразу 2 треугольника, 2 квадрата и т.д.). Правильно выбранный способ выполнения задания учитывается при оценке конечного результата работы. В норме с этим заданием дети справляются в 5 лет, а в 6 лет - действуют на основе только зрительного соотношения.

Обследование слуха

Проверка слуха осуществляется уже в период игровой деятельности ребенка. Пользуясь экраном, логопед называет ребенка по имени: сначала у затылка, затем у его правого и левого уха.

Затем - шепотом - предлагается взять названные игрушки. Они распределяются по принципу: слова низко и высокочастотные:

Ракета мышка

Рыба спички

Пароход чашка

Волк зайчик

Лопата часы

Кукла шашки

В норме эти слова дети слышат на расстоянии 5-6 м. Кроме игрушек и картинок в кабинете должен быть набор звучащих предметов (колокольчик, барабан, бубен, дудочка, погремушка, свисток) и "поющие" игрушки (петушок, птичка, соловей).

Развитие речи

набор сюжетных картин и серии сюжетных картин для составления рассказов разной сложности

При этом используются комплекты: "Времена года", "Домашние и дикие животные", "Животные и их детеныши", '"Детские забавы", "Мы играем" и т.д.

Подборка текстов для пересказа

Сюда включаются адаптированные рассказы Л.Толстого, К.Д.Ушинского, русские народные сказки и др.. (необходимые тексты можно выбрать из «Дидактического материала» пособия «Подготовка к школе. Учись говорить правильно» /Л. П. Успенская, М. Б. Успенский. (М. 1973.)

Интересны для детей рассказы с небольшими иллюстрациями.

Мама принесла Мише маленькую … (черепаху). Черепаха сразу же спряталась в свой домик-панцирь и затихла: … (Миша) решил, что … холодно и завернул ее ….. (одеяло) и отнес в комнату. Но … (черепаха) вылезала из своего домика. … (Миша) решил ее угостить сладостями. Он принес … (конфеты), но черепаха не выползала на пол. Тогда … (Миша) догадался, что она его боится и вышел из комнаты. Когда спустя некоторое время, он вернулся, … (черепаха) сидела под стулом.

Или:

Блуждал в лесу голодный … (волк). И вдруг он увидел на колючей елочке пушистую … (белочку). "Вот, я ее съем,"- подумал … (волк). и ласково говорит: "Слезай, белочка, с … (ёлки), иди сюда. Мы с тобой покатаемся на … (санках) Улыбнулась … (белочка):

Не могу, волк, пойти с тобой, - у меня … (санок) нет.

Ты лучше покатайся с

Подборка текстов для составления рассказов с использованием фланелеграфа

Чайник-начальник

Вот наша кухня (появляется стол с посудой и плита). На плите - чайник (на плиту ставится чайник) - всей посуды начальник. В нем вода кипит. Будем чай пить.

Еж и кот

Ежик к нам во двор зашел (появляется еж). Еж арбузную корку нашел (появляется арбузная корка). Пока еж корку ел, сзади к нему кот подкрался (появляется кот). Кот на ежа - прыг, да лапу наколол. Запищал, захромал, да домой убежал (кот убегает).

Алеша потерял галошу

У Алеши во дворе пропала галоша (появляется фигура мальчика, на одной ноге нет галоши). Он ее искал - не нашел. Бабушка галошу искала, искала - не нашла (появляется фигура бабушки). Мама искала - не нашла (появляется фигура мамы). А вот солнышко вышло (наклеивается солнце), лужу осушило и галошу нашло (наклеивается галоша).

Рассказы с элементами размышления

Жил у Танюшки маленький черный котенок Тишка. В углу в корзине стоял мешок с мукой. Играл Тишка с мячом. Стало ему скучно, и решил он забраться на мешок. Лез, лез и вдруг - исчез. Зовет Танюшка Тишку, а из мешка вылезает какой-то незнакомый, белый котенок. Заплакала Танюшка: куда делся ее любимый Тишка?

Вот так помощник!

Сели Катя и Дима обедать. Дима - ложка за ложкой - самый первый съел и суп и второе. А Катя ест плохо: ложку супа съест и вертится. Смотрел, смотрел на нее Дима, взял котлету из Катиной тарелки и съел. Обиделась Катя и заплакала:"3ачем ты мою котлету съел?" А Дима тоже обиделся и говорит: "Я хотел как лучше, тебе помочь!"

Сила не право

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке.

Таня стояла и плакала. Выбежал из дома старший брат Мити Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и все видел.

Что сказал отец Мите?

(К.Ушинский)

Один

Вышел Саша гулять во двор. Вынес много игрушек: и мишку, и машину, и ружье, и лопатку с ведерочком.

Подошли к нему Сережа и Алеша, хотели все вместе играть.

Саша игрушки крепко к себе прижал:

- Не трогайте, не берите, мои игрушки.

Постояли мальчики около Саши и ушли. Пусть один играет. Саша играл, играл. Наскучило ему одному быть. Зовет детей, а их и след простыл.

Косточка

Купила мать слив к обеду. Очень хотелось Вале съесть сливу. Когда никого не былб, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

За обедом отец говорит:

- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали "Нет". Тогда отец сказал:

- Беда, если кто проглотит косточку, то через день умрет.

Валя побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Валя заплакал.

(А.Толстой)

Увлекся

Один мальчик во время диктанта написал на промокашке своему соседу:

"Друг, не заглядывай в мою тетрадь!"

А сосед так увлекся, что списал и эту фразу. Он очень удивился, когда увидел в тетради двойку.

- За что? Ведь в диктанте не было ошибок!

Тяжелая каша

- Мало каши ел! - сказали ребята Ване, когда он с трудом подтянулся на турнике всего один раз.

- Это верно! - согласился Ваня. - От каши я всегда отказываюсь. Придется поднажать на кашу.

Через неделю растолстевший Ваня не смог подняться на турнике и один раз. Почему?

Защитник

- Чего ревешь?

-Ребята побили.

- А ты бы дал им сдачи!

- Они сильнее.

- Ну и что же, что сильнее. Попадись они мне сейчас, я бы им...

В это время из-за угла показались ребята.

- Разболтался я тут с тобой! - забеспокоился Боря. - А меня мама в магазин за хлебом послала.

Хитрый Женя

- Женя, побежим на перегонки.

- А кто же будет победителем?

- Тот, кто первый добежит до гаража и обратно.

- Хорошо, бежим.

- Бежим. Приготовились. Марш! Ну что же ты не бежишь?

- А зачем бежать до гаража? Я тебя лучше тут подожду. И тогда я буду победителем.

Больше заслужили

Мишенька, кто мне поможет картошку чистить?

- Маша и Наташа.

- А кто папе письмо напишет?

- Тоже Маша и Наташа.

- А кто же будет есть кашу?

- Маша и Наташа.

- Ну хорошо, а пирожное?

- Я! Я! Я! Дай мне пирожное!

-Нет, Миша, пожалуй, пирожное я тоже отдам Маше и Наташе.

- А почему не мне?

-Потому, что... Нет, лучше сам догадайся, почему.

(Л. П. Успенская)

Ворона и рак

Ворона поймала рака. Села на дерево над озером и сидит, а рака во рту держит.

Видит рак - беда приходит. Вот он и говорит вороне: "Помню я, ворона, твоего отца и мать. Славные были птицы!" Ворона говорит: "Угу!" А рта не раскрывает. Рак говорит: "Помню я твоих братьев и сестер. Славные были птицы!" "Угу!" - говорит ворона. А рта все не раскрывает. Рак говорит: "Хорошие они были птицы. А все не такие, как ты. Ты лучше всех".

"Ага!" - сказала ворона и раскрыла рот. А рак упал в воду.

Новая игрушка

Папа сел на чемодан и вынул записную книжку. "Ну, ребята, что кому привезти?"

"Мне куклу", - сказала Маша.

"А мне мячик", - сказал Вова.

Только Петя молчал. Он никак не мог вспомнить, чего у него нет - весь угол завален игрушками.

Ну, Петя, а ты чего молчишь?

Петя покраснел, губы у него задрожали.

"У меня. все есть", - сказал он и заплакал.

Разведчица

- Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

- Наверное, расстроилась бы, А почему ты спрашиваешь?

- А меня Вовка на разведку прислал.

(А.Барто, Р.Зеленая)

Кубик на кубик

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

- Дай башню!

- Не дам!

- Дай хоть кубик!

- Один кубик возьми.

Миша протянул руку и хвать самый нижний кубик! И вмиг - трах-тара-рах! - вся Машина башня развалилась. Почему?

(Тайц)

Даша - доктор

Дядя Дима подарил Даше игру "Айболит". Там были бинты, градусник, трубка, шприц для уколов. И теперь Даша каждый день играет в больницу. В этой больнице она - доктор, а ее дочки - куклы - больные.

Даша кладет их на диван, ставит им градусник, дает лекарство. Хотела также полечить и своего дедушку. Но почему-то он пошел к настоящему доктору. Как вы думаете, почему?

Это я виноват

Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде. Один раз захотелось Юле попробовать варенье. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка упала и разбилась, а варенье вылилось на пол. Мама пришла и спрашивает: "Кто из вас варенье разлил?"

- Это я виноват, - сказал Юра.

А Юля посмотрела на маму и заплакала. Почему?

Находчивая Вера

Веру не пропустили в кинотеатр.

- Этот фильм детям до 16 лет смотреть нельзя, - сказал контролер, - а тебе в 2 раза меньше.

- Ну что же, тогда я посмотрю только половину фильма, -ответила Вера.

Как медвежонок ежа дразнил

Медвежонок очень любил ежа передразнивать. Станет боком, нос свой вытянет и кричит: "Смотрите, еж". И смеется.

И все звери смеются. А над кем?

(И.Костыро)

В пенале

Хвастались друг перед другом ручка и карандаши. - Я отлично пишу, - говорит ручка. - Без единой ошибки. - А я, -вторил карандаш, - я и забыл, когда ошибался!

А резинке стыдно было слушать: ведь она стирала их ошибки.

Словарный запас

В процессе общения с ребенком логопед получает первое представление об уровне развития его словаря. Известно, что количественные и качественные показатели словарного запаса во многом определяют уровень речевого развития в целом. Поэтому на протяжении всего обучения логопед уделяет большое внимание развитию как пассивного, так и активного словаря. При этом акцент делается на формирование у детей навыка словообразования. Оформляя пособие, рекомендуется ориентироваться на тематические циклы и разделить словарь на три категории:

а) предметный;

б) глагольный;

в) словарь признаков.

Важно выделить не только названия и признаки самих предметов, но и их частей (профессии людей и соответствующие им атрибуты; животных и их детенышей; явления природы, различные действия и их качества и т.д.).

Необходимо не только наращивать словарь в количественном отношении, но и расширять значения слов, формировать их обобщающую функцию, следить, чтобы ребенок правильно употреблял эти слова в самостоятельной речи. Учитывая, что у дошкольников ведущей является игровая деятельность, обучение проводится с использованием различных дидактических игр. Например.

ЛОТО

"Что забыл нарисовать художник?" (предмет и его части)

"Наши папы, наши мамы" (профессии людей)

"Большие и маленькие" (животные и их детеныши)

"Кто где живет?"

«Волшебная грядка»

«Чей хвост, чья голова?»

«Волшебный лес»

«Волшебный дом»

«Модное платье»

«Кто с кем дружит?»

(дом, домик, домище; снег, снеговик, подснежник; садовник, сад, посадки, садик …)

" Позови к себе слова"

(Пыль сосет - пылесос; снег идет - снегопад; листья падают - листопад; сам летает - самолёт; сам варит - самовар; пар везет - паровоз и т. д.).

" Измени по образцу"

Плавать - пловец, пловчиха; учить - учитель, ученик, ученица; петь - певец, певица;

танцевать - танец, танцовщик, танцовщица; строить - стройка, строитель и т. д.

"Кто больше слов скажет?"

(подбор однородных подлежащих, сказуемых, определений):

Летает кто? (птица, бабочка, жук, комар, муха, стрекоза, самолет, вертолет, шар и т. д.); Собака что делает? (лежит, сидит, бежит, грызет кость, лает, кусает, дом сторожит, хвостом виляет, рычит и т. д.).

Сок какой? (вкусный, сладкий, кислый, горький, яблочный, жидкий, холодный, прозрачный и т. д.).

Грамматический строй речи

При нормальном речевом развитии ребенок уже в трехлетнем возрасте пользуется простым распространенным предложением, изменяя слова по лицам, числам, падежам. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления происходит на протяжении последующих лет Логопед и воспитатель должны помочь детям с отклонениями в речевом развитии ускорить процесс преодоления аграмматизма и помочь сформировать полноценное общение

В связи с этим в коррекционной работе используется ряд пособий: набор сюжетных картинок для составления предложений разных моделей:

Кто? Что делает? Что?

Кто? Что делает? Что? Чем?

Кто? Что делает? Что? Кому?

Распространение предложений путем введения однородных членов:

Мама шьет платье.

Мама шьет красивое платье (шелковое, летнее, нарядное, легкое).

Наборы предметных картинок для составления предложений:

Девочка - помидор; мальчик - рыба; Мама - рубашка; дедушка - книга и т.д.

Наборы карточек (опорных слов) для составления предложений:

Мальчик, мост, стоять, на.

Девочка, кормить, рыба, аквариум, в.

Учительница, писать, слова, доска, на, мел.

Наборы карточек(предложений) с замененным словом на картинку или символ:

Девочка увидела на (цветок) большую разноцветную (бабочка).

ЛОТО

«Кто чем питается?» «Кто чем защищается?»

«Кого увидели в зоопарке?»

Набор парных картинок на понимание грамматических форм:

Категория числа существительных

Покажи где: шар – шары, кот – коты, стол – столы

Дай мне кубик, себе возьми кубики.

Про кого говорят: плывёт – плывут?

Категория числа прилагательных

Про какой предмет можно сказать: «большой – большая?» «маленький – маленькая?»

Категория рода и времени глаголов

Где Валя упал, Валя упала;

Где мальчик рисует, мальчик нарисовал;

Где девочка собирается кушать; кушает; покушала?

Категория вида глаголов

Покажи, кто рисует дом, нарисовал дом; читает книгу, прочитал книгу; лепит утку, слепил утку.

Понимание оттенков действия

Кто входит, выходит, подходит, переходит, обходит …

Кто шьёт, вышивает, подшивает, перешивает …

Кто прыгает, спрыгивает, перепрыгивает …

Кто едет, подъезжает, переезжает, объезжает …

Понимание падежных форм

Мальчик надевает пальто.

Мальчику надевают пальто.

Девочка завязывает шарф.

Девочке завязывают шарф.

Саша катает Зою.

Зоя катает Саша.

Произношение звуков

1. Набор звуков-символов; букв печатных, заглавных.

2. Набор карточек по фонетическим группам:

- гласные звуки: А, О, Э, И, Е;

- свистящие, шипящие, аффрикаты: С-СЬ, 3-ЗЬ, Ц, Ш,Щ, Ч,Ж;

- сонорные: Р-РЬ, Л-ЛЬ и Т; глухие и звонкие: П-Б, Т-Д, К-Г; твердые и мягкие: П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ и т.д.

3. Альбомы для формирования правильного звукопроизношения (предложения, стихотворения, рассказы, сюжетные картинки, серии сюжетных картин).

4. Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков.

Слоговая структура слов

Набор слов (картинок) со стечением согласных (дверь, ткачиха, космонавт, пропеллер, мотоциклист и т.д.).

Набор сюжетных картинок, включающих многосложные слова со стечением согласных: (фотограф, фотографирует

(Указанные приемы разработаны Г.И. Жаренковой)

Обучение грамоте

Набор слоговые таблицы для чтения, карточки-слова.

Разрезная азбука.

Наборы предложений для чтения:

ВОТ ШАР. УТАТЫ ШАШ.

ТАТА ДОМА ВОВА ДОМА.

Наборы текстов для чтения:

НА-СТУ-ПИ-ЛА ЗИ-МА. В СА-ДУ МНО-ГО СНЕ-ГА. ВО-ВА и ИРА И-ДУТ В САД. ЗА НИ-МИ БЕ-ЖИТ СО-БА-КА ТУ-ЗИК.

Наборы кроссвордов

Они составляются логопедом по намеченному слову или по одному из предложенных детьми слов. Начальное слово пишется по вертикали - каждая буква в отдельной клеточке. Затем логопед из каждой буквы добавляет вправо и влево клеточки так, чтобы дети могли вписать в них буквы нового слова, Например: исходное слово белка.

1 ряд - трава, грибы груша, дрова;

2 ряд - утка, ужин, утюг, урок;

3 ряд - речка, сучок, дочка, тачка;

4 ряд - река, репа, пена, Лена;

5 ряд - майка, зайка, лейка, лайка.

Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности

1. Набор картинок для выделения 4-го лишнего.

2. Набор предметов, отличающихся одним и несколькими признаками (цвет, форма, величина).

3. Набор загадок в форме описания предметов (холодное сладкое, на палочке; желтый. Кислый кладут в чай и т.д.)

4. Набор карточек с видовыми й родовыми понятиями.

Птицы - воробей, галка, снегирь. Деревья - ель, сосна, береза. Времена года - лето, зима, осень, Стул - сиденье, спинка, ножки. Дерево - ствол, ветки, корни.

5. Набор картинок для сравнения двух и более предметов (чем похожи слова: рак, ракета, рыба; яблоко, арбуз; кошка, собака; береза, осина, чем отличаются: белый гриб от мухомора, книга от тетради, ручка от карандаша, чашка от стакана, стул от кресла и т.д.).

6 Набор загадок с пропущенным словом:

Два березовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их. (ЛЫЖИ).

7. Набор потешек с пропущенным словом:... в комнате угла,.... ножки у стола. И по... ножки У мышки и у кошки.

8. Набор геометрических форм и предметов:

9. Набор картинок - слов ОМОНИМОВ

Перо - у птицы, перо в ручке.

Полотно-материал, ж/д полотно.

Ручка - ребенка, ручка двери, ручка для школьников.

Кошка - животное, инструмент.

Ключ - открывать дверь, скрипичный ключ, инструмент.

Карта игральная, географическая.

Коса - часть берега. орудие труда, прическа.

Лист - в книге, бумага, лист на ветке дерева.

Крючок - на удочке, на застежке, на двери.

Крыло - у птицы, самолета, бабочки.

Пила - инструмент рыба.

Слова для составления шарад и ребусов

"Бывает - не бывает" (набор карточек)

1. Сидит дед в печи, а дрова на печи.

2. По вагонам рельсы шли, реки через мост легли.

3. На полу труба дымит, а над крышей печь стоит.

4. Ехали вагоны, везли паровоз.

5. Посуда стирается, белье бьется. о. Стул разбился, стакан сломался. 7. Вода насыпается, мука наливается.

8 Чай едят, кашу пьют.

9. Глазами слушают, ушами смотрят.

10 Летом холодно, зимой тепло.

11. Снег черный, уголь белый.

12. Медведь пищит, комар рычит.

13. Лягушка шипит, змея квакает.

14. Кукушка чирикает, воробей кукует.

15. Кузнечик порхает, бабочка стрекочет.

16. Гусь кудахчет, курица гогочет.

17. Корова мяукает. кошка мычит.

18. Собака ржет; лошадь лает.

Вокзал - поезд

Ботинки - ноги

Карандаш - бумага, тетрадь

Нож хлеб, колбаса, сыр

Голова - платок, шапка, панама

Курица - яйцо

Кровать - подушка, простыня, одеяло

Лето - купанье, грибы, ягоды. цветы

Зима - шуба, варежки, шапка, валенки Резать - нож, ножницы Копать - лопата Писать - ручка, карандаш, мел Рисовать - краски, кисточка, фломастер Летать - птица, бабочка, самолет Сидеть - стул, диван, табуретка, кресло Читать - книга, журнал, газета, письмо Спать - кровать, диван, раскладушка Кататься - санки, велосипед лыжи,

Стихотворения с перепутанными словами

Все бело, бело, бело.

За ночь снегу намело.

Вот веселые КОНЬКИ,

Дай-ка лыжи и ДЕНЬКИ

Месяц плывет ПОД землею,

Звездочки ярко горят.

дети, в школу ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ,

Петушок пропел давно.

Размещено на Allbest.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: