Понятие «торт»: класс хлебобулочные изделия, свойства вкусный, сладкий, с кремом, Пример: наполеон
Структура памяти как произвольной мнестической деятельности
• Стадия мотива;
• Программированная мнестическая деятельность;
• Стадия использования различных способов запоминания материала (укрупнение материала, его организация и проч.);
• Контроль за результатами деятельности и коррекция.
Схема процесса запоминания
Сенсорные системы -> Системы памяти: Непосредственный отпечаток сенсорной информации->Кратковременная память->Долговременная память
Основной субстрат памяти – круг гиппокампа (Пейпеца)
Формы нарушения памяти
• Гипомнезии;
• Гипермнезии;
• Амнезии;
• Парамнезии: -конфабуляции (обманы памяти)
• Криптомнезии (искажения воспоминания)
Нейропсихологические типы нарушения памяти
• Модально-неспецифические нарушения памяти;
• Модально-специфические нарушения памяти;
• Нарушения памяти как мнестической деятельности - псевдоамнезии.
Модально–неспецифические и модально-специфические нарушения памяти.
Модально-неспецифические нарушения памяти
• Не зависят от модальности материала (информация в любой сенсорной форме запоминается одинаково плохо);
• Одинаково проявляются в непроизвольном и произвольном запоминании;
• Возникают при поражении глубоких отделов мозга, составляющих I блок мозга;
• В основе – патологическая тормозимость возникших следов памяти, снижение тонуса коры.
Модально-неспецифические нарушения памяти:
уровень продолговатого мозга
• Синдром нарушения сознания;
• Синдром нарушения внимания;
• Нарушение цикла «сон-бодрствование».
диэнцефальный уровень
• Нарушение кратковременной памяти при сохранении долговременной;
• Повышенная тормозимость следов интерферирующими воздействиями;
• Повышенная реминисценция следов.
Уровень лимбической системы
• Отсутствие памяти на текущие события;
• Сохранность долговременной памяти;
• Подверженность следов памяти интерференции;
• Отсутствие компенсации за счет мотивации или семантического структурирования материала;
• Конфабуляции.
уровень медиобазальных отделов лобных долей.
• Нарушение кратковременной памяти;
• Повышенная интерференция следов;
• Расстройства семантической памяти;
• Нарушение избирательности воспроизведения следов;
• Феномен привнесения новых слов;
• Нарушение выполнения интеллектуальных задач на аналогии, определение понятий.
• Нарушение процессов опосредования запоминаемого материала.