Три радикальные позиции в вопросе о соотношении языка и мышления

Существует множество мнений относительно связи языка и мышления.

Во всем многообразии концепций связи языка и мышления можно вычленить три основные радикальные позиции:

1) Мышление не зависит от языка. Сущность языка исключительно заключается в его орудийной функции как средстве материализации идеального, психического (мысли) и как средстве обмена мыслями. Для процесса познания язык – это внешнее. Такая точка зрения характерна для школы младограмматиков. Скорее мышление определяет язык чем наоборот. Вульгарно-материалистическая концепция Н.Я. Марра: общественно-экономическая формация – тип мышления – стадия языка.

2) Язык является определяющим фактором по отношению к мышлению, его познавательной деятельности. В качестве аргумента служит факт различия лексических и грамматических систем языков. Еще Гумбольдт дал понятие языковой картины мира. Неогумбольдтианцы американского варианта отражают это в форме гипотезы лингвистической относительности.

В современном языкознании очень активно развивается тема национально-языковых картин мира. Понятие картин мира появилось в физике в конце XIX – начале XX веков (Герц, Эйнштейн). Существует целая типология картин мира. Но прежде всего это концептуальная и языковая картины. Концептуальная – это продукт отражательной способности мышления. Она отображается в языке как в знаковой системе. Язык членит не мир, а обозначения. Есть наивная, научная, религиозная, поэтическая и др. картины мира.

Для сторонников гипотезы лингвистической относительности между миром сознания и объективной действительностью лежит промежуточный мир – мир конкретного этнического языка. И человек может познать в мире только то, что существует в языке. Язык формирует наше представление о действительности, – национальную картину мира. М.Хайдеггер: «Язык – дом бытия».

3) Концепция о неразрывности языка и мышления как единого процесса речемышления (Г.В. Колшанский, Ю.В. Чесноков). Это идет от Гумбольдта. Язык = дух народ, а дух народа = его язык.

Игнорирование разных типов мышления. Неверная мысль о том, что абстракция возможна только при помощи языка. Возражения против этой концепции: изучение речи у детей. У детей различается стадия доречевого мышления (действия осознанные) и говорение как функция общения без опоры на мышление. Различаются два типа интеллекта: образный и логический. Фрумкина Р.М.: «Мысль так же реальна, как и хлеб, только природа этой реальности другая».

№20: Типология систем.

Система есть целостный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях. Всякая система, поскольку в ней выделяются элементы, дискретна Дискретность — важное свойство всякой системы. Системой следует, очевидно, называть внутренне упорядоченные объекты, в которых обнаруживаются взаимосвязанные части, или элементы.

С точки зрения природы элементов, составляющих систему, можно выделить два основных вида систем материальные системы и идеальные системы.

Материальные системы — это системы, состоящие из материальных элементов, находящихся в определенных взаимоотношениях Материальные системы бесконечно разнообразны по своим свойствам и особенностям, поскольку бесконечно разнообразны элементы, из которых состоят эти системы, и те связи и отношения, которые имеются между элементами Так, материальной системой можно считать обычный

камень, в котором имеются элементы (молекулы) и связи между ними (молекулярные связи). Всякий разложимый на составные элементы упорядоченный материальный объект может быть определен как материальная система. Материальные системы бывают относительно простыми и' относительно сложными Сложность и простота систем — понятия не абсолютные.

Более простые системы состоят из относительно однородных элементов, непосредственно взаимодействующих между собой. В более сложных системах элементы группируются в подсистемы, которые вступают во взаимоотношения как некоторые целостности, образуя в свою очередь более сложное целое Так, например, система рулевого управления автомобиля взаимодействует с другими агрегатами

автомобиля как нечто целое, а составляющие эту систему элементы (детали) взаимодействуют с другими деталями автомобиля и системой автомобиля в целом лишь опосредствованно.

В сложных системах возможны самые разнообразные объединения и группировки элементов, обнаруживаются прямые, косвенные, сильные, слабые взаимодействия между элементами. Наконец, некоторые части (элементы) сложных систем могут оказаться вообще вне взаимодействия и связываются между собой лишь в силу принадлежности к общему целому. Первичные материальные системы делятся на ряд видов. Одно из делений — на системы искусственные и естественные (созданные людьми и не созданные людьми), другое деление (на данном этапе развития науки это касается, по- видимому, только естественных систем) — на органические (самоорганизующиеся и саморазвивающиеся) и неорганические

В отличие от материальных систем идеальные системы — это такие системы, элементы (элементарные объекты) которых суть идеальные объекты—понятая или идеи, связанные определенными взаимоотношениями Идеальной системой, например, является система идей того или иного произведения, система понятий той или иной науки и т д. Применительно к идеальным системам можно говорить лишь об элементах (идеальных объектах), но не о собственной субстанции этих систем, поскольку идеальное согласно материалистическому взгляду на мир есть лишь «характеристика человеческого сознания, основанная на гносеологическом противопоставлении его материальному, материи». Идеальное в отличие от материального не имеет независимого существования, являясь формой отражения внешнего мира В отличие от материальных систем идеальные системы всегда возникают только благодаря деятельности людей, говоря точнее, благодаря мыслительной деятельности людей. Идеальные системы, таким образом, не существуют вне какой-либо материальной субстанции. Идеальные системы порождаются материальной субстанцией — мыслящим мозгом — и закрепляются в материальной субстанции (в любой материи) Материальная субстанция, порождающая идеальные системы, представляет собой сложнейшую первичную материальную систему — мозг человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: