Лиро-эпические жанры

Сочетание лирической медитации и эпического по­вествования нередко встречается в произведениях раз­ных жанров (например, в романтической поэме). Но есть жанры, природа которых всегда лиро-эпична.

Басня — это нравоописательный жанр, заключающий в себе краткое аллегорическое повествование и выте­кающее из него поучение («мораль»). Если даже поуче­ние не «формулируется» в тексте басни, оно подразу­мевается; взаимосвязь поучения с сюжетом басни и со­ставляет ее лиро-эпическую основу.

Басня — древнейший фольклорный жанр, очень близкий по системе своих персонажей, которыми обыч­но выступают животные, и назидательному сюжету к сказке о животных. Начало литературной басни связы­вается с именем древнегреческого баснописца Эзопа. Известен древнейший индийский сборник басен — «Пан-чатантра». В медленной эволюции басни можно отме­тить постепенное разрастание ее сюжета, превратив­шегося у Лафонтена, Крылова в живую картину. Басни пишутся и в стихах, и в прозе (Лессинг, Салтыков-Щед­рин). В русской литературе, начиная с Сумарокова, постоянный размер басни — вольный, разностопный ямб. Басня часто использовалась и используется как оружие сатиры (Д. Бедный, С. Михалков).

Баллада — небольшое стихотворное сюжетное про­изведение, в котором само повествование пронизано ли­ризмом. В отличие от басни, где можно выделить лири­ческую («мораль») и эпическую (сюжет) части, баллада представляет нерасторжимое слияние лирического и эпического начал. По словам Белинского, в балладе «главное не событие, а ощущение, которое оно возбуж­дает, дума, на которую оно наводит читателя» (25, 51). Такому впечатлению способствует необычайное, яркое событие, положенное в основу баллады («Сын артил­лериста» К. Симонова), а также композиционные и сти­листические средства: быстрая смена событий, повторе­ние строк, сама стихотворная форма. Жанровая проб­лематика в балладе может быть национально-истори­ческой («Василий Шибанов» А. К. Толстого, «Синие гу­сары» Н. Асеева) и романической («Людмила»,»Иванов вечер» Жуковского).

Лиро-эпической балладе предшествовала лирическая хороводная песнь в романской поэзии средневековья


(прованс. ballar — плясать). Расцвет баллады, в основном значении жанра, связан с поэзией романтиков, противо­поставлявших «народную» балладу античным жанрам классицизма (Гёте, Шиллер, Макферсон, Скотт, Жуков­ский, Пушкин, Лермонтов). Много писал в жанре нацио­нально-исторической баллады А. К. Толстой. В советской поэзии известны баллады Н. Тихонова, С. Есенина, А. Суркова, Д. Кедрина и др.

Глава XX


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: