Важным показателем здоровья растущего организма является физическое развитие.
Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития.
Физическое развитие определяется антропометрическим и физиометрическим измерением роста, массы тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, отложений жира, частоты пульса и дыхания, уровня артериального давления, жизненной емкости легких.
На основании полученных данных устанавливают стандарты физического развития для каждой возрастной группы в соответствии с полом ребенка. Стандарты служат для индивидуальной оценки физического развития, которая проводится на медицинских осмотрах. Широко распространенной методикой оценки физического развития является антропометрия и метод комплексной оценки.
Освидетельствование физического развития (согласно приказу МЗ РФ № 387) проводится в следующие периоды жизни:
· новорожденным;
· детям первого года жизни ежемесячно:
|
|
· детям дошкольного возраста ежегодно;
· перед поступлением в школу;
· учащимся 3-го, 6-го и 8-го классов.
Существует метод индивидуальной оценки физического развития детей. Он позволяет выделить «группы риска» возникновения заболеваний на основании выявленных нарушений темпов развития и гармоничности морфофункционального статуса.
Для характеристики индивидуального развития человека кроме паспортного или календарного возраста используют такие понятия, как биологический, психический, социальный возраст.
Биологический возраст - это уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма.
Психический возраст- это уровень развития психики, прежде всего, высших познавательных процессов.
Социальный возраст характеризует процесс становления личности.
Дети, у которых биологический возраст соответствует календарному, а физическое развитие гармонично, благополучны в плане здоровья.
Дети с опережением или отставанием биологического возраста при сохранении гармоничности морфофункционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с календарным возрастом, но с дефицитом веса, составляют группу первой степени риска возникновения заболеваний.
Дети с опережением или отставанием биологического возраста, сочетающимся с любой дисгармоничностью морфофункционального состояния, а также дети, развивающиеся в соответствии с календарным возрастом, но с избытком массы тела, составляют группу второй степени риска возникновения заболеваний.
Дети, имеющие резкую дисгармоничность в физическом развитии при соответствующем календарном возрасте или с нарушением сроков возрастного развития, составляют группу третьей степени риска возникновения заболеваний.
Первая группа требует углубленного обследования, вторая группа- углубленного обследования и диспансерного наблюдения, третья группа- обследования, диспансерного наблюдения и амбулаторного или стационарного лечения.