Расположение зданий ОУ на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до ОУ составляет 0,3—0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно-климатической зоны. Допускается размещение на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени — 15 мин, для учащихся II и III ступени — не более 30 мин. В сельской местности размещение ОУ должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступени радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 мин.
Повышенные акустические нагрузки оказывают неблагоприятное влияние на детей. Многообразное неспецифическое воздействие шума, который нарушает равновесие процессов возбуждения и торможения высшей нервной деятельности, изменяет рефлекторные реакции. Повреждающее действие шума проявляется раздражительностью, беспокойством, нарушениями сна, деятельности органов кровообращения, пищеварения, желез внутренней секреции.
|
|
Специфическое действие проявляется повреждением органа слуха (кортиевого органа), что приводит к развитию тугоухости и возможной потере слуха. Поэтому уровень шума на участке учреждения не должен превышать 60 дБА.
Территория участка ограждается забором и полосой зеленых насаждений. Последние играют важную роль в обеспечении полноценного микроклимата на территории и в здании учреждения, обеспечивая защиту от пыли, химических вредных веществ и избыточного солнечного излучения. Этому способствует максимальное приближение учреждения к массивам зеленых насаждений населенного пункта, а также озеленение земельного участка учреждения, суммарная площадь которого должна быть не менее 50%. Посадка деревьев, кустарников и цветов с ядовитыми свойствами запрещается во избежание отравления. Зеленые насаждения должны быть между всеми элементами земельного участка. Они обеспечивают защиту от пыли, шума, ветра и улучшают его эстетическое состояние. Участок ОУ должен иметь искусственное освещение. Площадь земельного участка дошкольного учреждения (ДОУ) нормируют из расчета не менее 35—40 м2 на одно место. Для школы с вместимостью на 500 учащихся предусмотрена площадь 60 м2 на одного человека, при вместимости на 800—1000 учащихся — 33 м2.
Выделяют функциональные зоны на земельном участке дошкольного учреждения:
· застройка под основное здание; и хозяйственная зона;
· игровая территория — имеет групповые площадки для каждой группы с теневым навесом для защиты от неблагоприятных погодных условий;
|
|
· физкультурные площадки.
Земельный участок школы имеет следующие зоны: спортивную; отдыха; учебно-опытную; хозяйственную; застройки. Обязательным элементом земельного участка является зона зеленых насаждений.
При разработке генеральных планов микрорайонов архитекторы в большинстве случаев размещают на внутриквартальной территории в непосредственной близости школу и дошкольное учреждение. При таком расположении удается выполнить гигиенические требования в отношении размещения каждого учреждения, сократить до минимума радиус обслуживания, изолировать их от групп жилых домов (эти учреждения сами являются источником бытового внутриквартального шума).
Режим работы ДОУ и школ различен, поэтому важно учитывать взаимовлияние самих учреждений. Наличие на детских площадках дошкольников в часы школьных учебных занятий резко ухудшает шумовой режим в учебных помещениях. Игровые площадки рядом расположенного дошкольного учреждения дают такой же шумовой эффект, как и межквартальные проезды с интенсивностью движения транспорта в 100 машин и более (57,3—80,6 дБ).
Эти факты должны учитываться органами санитарного надзора при согласовании генеральных планов микрорайонов и проектов привязки детских учреждений. Следует запрещать размещение дошкольных учреждений со стороны окон учебных помещений школ и регламентировать минимально допустимое расстояние групповых площадок до границ участков школ (не менее 25 м).