Понятие направления и школы в литературе. Основные лит. направления

Анализ литературного процесса выявляет исторические закономерности в развитии литературы, всегда проявляющиеся в некоторой общности творчества писателей.

Выделение стадий — фиксация только наиболее глубоких, структурных изменений. Необходима более детальное рассмотрение.

Литература любого периода — взаимодействие трансисторических и конкретно-исторических типологических свойств.

Литературное направление — конкретно-исторический характер, связь с определённым периодом в развитии национальной, региональной, мировой литератур; формирование на основе определённого художественного метода; программность творчества. Появление направлений — признак зрелости литературы. Они возникают тогда, когда группа писаталей той или иной страны и эпохи объединяется на основе какой-то творческой программы и создаёт свои произведения, ориентируясь на её положения.

Программность творчества ярко проявляется в создании манифестов.

Барокко — витийственность, помпезность, декоративность, склонность к иносказательности, сложной метафоричности, соединению комического и трагического.

В 16 веке во Франции возник литературный кружок — Ронсар и дю Белле — Плеяда. Появился манифест. Плеяда — первое направление, которое назвало себя школой.

Классицизм — первое международное направление. Буало — нормативная поэтика классицизма.

Интеллектуальное направление

Сентиментальное направление — не имело такой разработанной программы как классицизм. Человеческая личность — отзывчивая, способная к состраданию.

Романтизм — полемика классицизму. Разные литературные школы: йенские романтики, гейдельбергские романтики, озёрная школа. Внимание к личности как духовному существу., обладающему суверенным внутренним миром независимо от обстоятельств.

Внутри романтизма выделяют несколько различных, подчас противоположных течений — гражданский романтизм, религиозно-этический.

Реализм — изображение характеров героев как порождений определённых социально-исторических обстоятельств.\

Символизм — старшие и младшие.

Акмеизм, футуризм, имажинизм, экспрессионизм. Литературные группировки: Кузница, серапионовы братья, ЛЕФ

Социалистический реализм — новизна — социалистическое миропонимание писателей.

Постмодернизм — мир как хаос, лишённые причинно-следственных связей и ориентиров; изображение бессознательного, безобразного. Утверждение пустоты, фиктивности, использование чужих текстов.

В описании литературных направлений важно обосновать принципы, просматривающиеся в их формировании, а также их преемственную связь.

Литература как вид искусства. Понятие художественной литературы и границы этого термина

Художественная литература – один из видов искусства, искусство слова. Термином “литература” обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением. Различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.

Одним из важнейших специфических признаков искусства является художественная условность – принцип художественной изобразительности, в целом обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. В современной эстетике различают первичную и вторичную условности – в зависимости от меры правдоподобия образов, открытости художественного вымысла и его осознанности.
Особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности – художественный образ. В художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.
Художественная специфика образа определяется тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность и творит новый, небывалый, вымышленный мир.
Чаще всего образом называют действующее лицо или литературного героя, однако это – сужение понятия “художественный образ”. Любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, является художественным образом. При анализе произведений искусства различают художественные образы разных масштабов:
“микрообраз” – мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (тропы в поэзии – метафоры, метонимии, сравнения и т. п.; мелодические попевки в музыке);
“макрообраз” – это образ персонажа в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии, образ действия – сюжетный ход;
образ произведения искусства в целом;
“мегаобраз” – все творчество художника как единый образ мира и человека в мире (мир Шекспира, мир Пушкина, мир Достоевского; мир Моцарта, мир Бетховена, мир Чайковского; мир Рафаэля, мир Нестерова, мир Врубеля и т. д.).
Духовно-практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание художественного произведения, называется творческим процессом. В творческом процессе выделяются две тесно связанные друг с другом основные стадии:
формирование художественного замысла, который возникает как следствие образного отражения реальной действительности (осмысление художником жизненного материала и мысленное создание общей конструкции будущего произведения, практические поиски образного решения темы);
непосредственная работа над произведением (стремление художника добиться оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций, углубить содержание создаваемых образов.
Результатом (продуктом) художественного творчества является художественное произведение. Оно в чувственно-материальной форме воплощает духовно-содержательный замысел художника и является основным хранителем и источником информации в сфере художественной культуры.
Процесс истолкования литературного произведения, постижения его смысла, идеи, концепции называется интерпретацией. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания разными способами:

“перевод” произведения на понятийно-логический язык (литературоведение и основные жанры литературной критики),
“перевод” произведения на лирико-публицистический язык (эссе);
“перевод” произведения на иной художественный язык (графика, театр, кино и др. искусства).
Литературоведческая интерпретация – это аналитически-доказующее рассмотрение произведения в единстве его содержания и формы, при котором учитываются миропонимание и художественное мышление автора, его связь с современной ему эпохой и культурно-художественной традицией.

Художественная литература — явление многоплановое. В ее составе выделимы две основные стороны. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное)[277]. На наш взгляд, вымысел и собственно словесное начало точнее было бы охарактеризовать не в качестве двух разных искусств, а как две нерасторжимые грани одного феномена: художественной словесности.

Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности; и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Литература, иначе говоря, способна воссоздать речевую деятельность людей, и это особенно резко отличает ее от всех иных видов искусства. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи»[278].

Как видно, образность литературного произведения двупланова и его текст составляет единство двух «нервущихся линий». Это, во-первых цепь словесных обозначений «внесловесной» реальности и, во-вторых, ряд кому-то принадлежащих (повествователю, лирическому герою, персонажам) высказываний, благодаря которым литература впрямую осваивает процессы мышления людей и их эмоции, широко запечатлевает их духовное (в том числе интеллектуальное) общение, не дано иным, «внесловесным» искусствам. В литературных произведениях нередки размышления героев на философские, социальные, нравственные, религиозные, исторические темы. Порой интеллектуальная сторона человеческой жизни здесь выдвигается на первый план (знаменитая древнеиндийская «Бхагавадгита», «Братья Карамазовы» Достоевского, «Волшебная гора» Т. Манна).

Осваивая человеческое сознание, художественная литература, по словам В.А. Грехнева, «укрупняет стихию мысли»: писателя «неотразимо притягивает мысль, но мысль, не охлажденная и не отрешенная от переживания и оценки, а насквозь пронизанная ими. Не итоги ее явленные в объективно спокойных и стройных структурах логики, а ее личностный колорит, ее живая энергия — прежде всего это притягательно для художника слова там, где мысль становится предметом изображения»[279].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: