Литературоведение как наука. Основные разделы литературоведения и вспомогательные дисциплины. Связь литературоведения с родственными дисциплинами.
Литературоведение это гуманитарная дисциплина логичность и доказательность сочетается с описательностью.
Разделы литературоведения: I) история литературы возникновение и развитие литературных стилей, направлений, творчество отдельных писателей.
II) теория литературы изучает основные закономерности образного освоения действительности, развитие литературы, законы создания и функционирования литературных произведений.
III) литературная критика дает оценку современной литературе.
Вспомогательные дисциплины:
(Углубляют и уточняют наши представления)
Ø Архивоведение (работа с первоисточниками)
Ø Библиография ( составление списка лит - ры по теме)
Ø Текстология (изучает историю текстов: установление источников текстов, установление каконического текста.. подготовка текста к изданию.)
Ø Эвристика (л/в разыскание, установление авторов)
|
|
Точность и глубина понимания в л/в обеспечивается комплексным подходом, использованием межнаучных связей, т.к л/в неразрывно связано с другими дисциплинами. Во - первых с социологией, историей. Ряд наук является основой для л/в – это философия, эстетика. Ряд наук имеют общий предмет изучения. Искусствоведение и фольклористика.
Искусство –это результат отражения мира, но оно отличается от других форм:
- особенностями предмета познания
- способами познания
И искусство и наука интерпретируются одним и тем же: природа = человек = общество, то есть действительность.
Искусство сосредоточено на духовном аспекте. Именно поэтому пейзаж не = фотографии. Гораздо важнее внутренне состояние.
Принципиальное отличие искусства от науки в том, что основным способом познания явл. худ. Образ.
Эстетическая сущность и структура худ.образа.
Основные св - во хо:
- его природа диалектическая: с одной стороны, он объективен и достоверен т.к является отражением действительности, но с др.стороны, он субъективен, придуман автором.
- он единичен, конкретен, с др стороны, в нем есть обобщения, он имеет обобщенный характер.
Способность искусства к обобщению – ТИПИЗАЦИЯ
Виды типизации:
1) Конкретно - историческая: это правдивое восприятие характеров и обстоятельств как истор.сложившихся, т.е соответствующих определенному времени и определенным соц.условиям. (евгений онегин, печерин - дворяне (конкр.люди), тип маленького человека.
2) Типизация как концентрация того, что составляет суть национального характера (Обломов)
3) Типизация как концентрация того, что составляет сущность человеческой натуры вообще (плюшкин)
|
|
В литературе могут сочетаться различные уровни обобщения.
Хо - неповторимо оригинален
Хо принципиально неоднозначен, он многозначен (зависит от читалеля, от его уровня образованности и др.) Катерина «гроза»
Структура ХО
ХО двупланов, но целостен:
ХО = план выражения (форма) / план содержания (идея) \Эти два плана взаимосвязаны, но не тождественны
Н: «белеет парус одинокий»
ХО = парус/одиночество