Эстетическая сущность и структура худ.образа

Литературоведение как наука. Основные разделы литературоведения и вспомогательные дисциплины. Связь литературоведения с родственными дисциплинами.

Литературоведение это гуманитарная дисциплина логичность и доказательность сочетается с описательностью.

Разделы литературоведения: I) история литературы возникновение и развитие литературных стилей, направлений, творчество отдельных писателей.

II) теория литературы изучает основные закономерности образного освоения действительности, развитие литературы, законы создания и функционирования литературных произведений.

III) литературная критика дает оценку современной литературе.

Вспомогательные дисциплины:

(Углубляют и уточняют наши представления)

Ø Архивоведение (работа с первоисточниками)

Ø Библиография ( составление списка лит - ры по теме)

Ø Текстология (изучает историю текстов: установление источников текстов, установление каконического текста.. подготовка текста к изданию.)

Ø Эвристика (л/в разыскание, установление авторов)

Точность и глубина понимания в л/в обеспечивается комплексным подходом, использованием межнаучных связей, т.к л/в неразрывно связано с другими дисциплинами. Во - первых с социологией, историей. Ряд наук является основой для л/в – это философия, эстетика. Ряд наук имеют общий предмет изучения. Искусствоведение и фольклористика.

Искусство –это результат отражения мира, но оно отличается от других форм:

- особенностями предмета познания

- способами познания

И искусство и наука интерпретируются одним и тем же: природа = человек = общество, то есть действительность.

Искусство сосредоточено на духовном аспекте. Именно поэтому пейзаж не = фотографии. Гораздо важнее внутренне состояние.

Принципиальное отличие искусства от науки в том, что основным способом познания явл. худ. Образ.

Эстетическая сущность и структура худ.образа.

Основные св - во хо:

- его природа диалектическая: с одной стороны, он объективен и достоверен т.к является отражением действительности, но с др.стороны, он субъективен, придуман автором.

- он единичен, конкретен, с др стороны, в нем есть обобщения, он имеет обобщенный характер.

Способность искусства к обобщению – ТИПИЗАЦИЯ

Виды типизации:

1) Конкретно - историческая: это правдивое восприятие характеров и обстоятельств как истор.сложившихся, т.е соответствующих определенному времени и определенным соц.условиям. (евгений онегин, печерин - дворяне (конкр.люди), тип маленького человека.

2) Типизация как концентрация того, что составляет суть национального характера (Обломов)

3) Типизация как концентрация того, что составляет сущность человеческой натуры вообще (плюшкин)

В литературе могут сочетаться различные уровни обобщения.

Хо - неповторимо оригинален

Хо принципиально неоднозначен, он многозначен (зависит от читалеля, от его уровня образованности и др.) Катерина «гроза»

Структура ХО

ХО двупланов, но целостен:

ХО = план выражения (форма) / план содержания (идея) \Эти два плана взаимосвязаны, но не тождественны

Н: «белеет парус одинокий»

ХО = парус/одиночество


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: