Ведущие элементы материальной культуры и основы хозяйства

Практически все наступательное оружие латенской культуры делалось из железа. Латенские мечи длиннее гальштатских (0,8-1 м и более). В ранний период латенской культуры они колющие, а позднее становятся рубящими. Многие латенские кинжалы имеют характерные антропоморфные рукояти в виде симметричного человечка с руками вверх (навершие) и расставленными ногами (перекрестье). Применялись копья с железными наконечниками длиной до 0,5 м, различных форм: узкие лавролистные, широкие яйцевидные, пламевидные с вырезами по краям лезвий (для нанесения рваных ран). Известны и крупные боевые ножи с прямой спинкой, мощным клинком и кривым лезвием. Использовались и боевые топоры - как проушные, так и с боковой втулкой.

Из оборонительного вооружения следует выделить шлемы и щиты. Шлемы в ранний период были бронзовыми и бронзово-железными с высоким шишаком (подражание италийским), иногда богато украшенными. Затем появились знаменитые полушарные шлемы с большими полыми рогами из железа или из бронзы, иногда с инкрустациями. Щитыпредставляли собой погрудные деревянные эллипсоиды с железным умбоном-сердцевиной.

Уздечный набор латенской культуры примечателен с точки зрения появления шпор (бронзовых или железных), и именно кельты были, очевидно, первоначальным источником распространения этого приспособления в Европе и далее в степях Евразии. Кроме того, использовались удила -сначала прежней (гальштатской) формы, а позднее - несколько видоизмененные и сочетающиеся с большими подвижными кольцами, продетыми в концы удил и заменяющими псалии. Кельты использовали также железные подковы.

Одежда создателей латенской культуры достаточно хорошо реконструируется на базе вещественных и письменных данных. Судя по этим источникам, мужчины носили штаны, боевые кожаные куртки, матерчатые рубахи, иногда хитоны и плащи, женщины - в основном платья и плащи. Характерным элементом женской одежды являются пояса с бронзовыми цепями с эмалевыми вставками.

Сосуды латенской культуры разнообразны. Керамические сосуды производились в большинстве своем на гончарном круге. Это чернолощеные высокие горшки с серебристой поверхностью и сосуды красного цвета с широким горлом и гребенчатым орнаментом снаружи, с заполированной внутренней поверхностью. Для позднего периода латенской культуры типичны также тонкостенные сосуды черного или серого цвета с зонной росписью - как геометрической, так и сюжетной, наносимой с помощью белой и красной красок. На латенских памятниках много импортных сосудов, в том числе бронзовых. Примером могут служить кувшины с клювовидным носиком, пришедшие от этрусков и ставшие основой для местных подражаний.

Орудия труда латенской культуры в основном железные и стальные. Это длинные проушные топоры, тесла, пилы, серпы, косы, а также плужные лемехи, использование которых позволяло кельтам осваивать хотя и плодородные, но тяжелые в обработке аллювиальные почвы. Известны также пружинные ножницы (изобретенные одновременно в Галлии и в Италии), сверла со спиралеобразной нарезкой, рашпили, напильники, молотки, клещи и т.д.

Основой латенской экономики было плужное земледелие. Культивировался овес, который в Западной Европе ранее всего был освоен именно носителями латенской культуры; также выращивались пшеница, рожь, ячмень, просо, технические культуры (конопля, лен). Животноводство было придомным, причем траву специально скашивали с лугов и приносили в усадьбы. Разводили крупный рогатый скот, свиней, овец и лошадей. Высокое развитие черной металлургии засвидетельствовано не только широким ассортиментом орудий труда и предметов вооружения, но и остатками сыродутных печей - как примитивного типа, сооруженных в склонах холмов, так и более сложных - с глиняными стенками, обложенными камнем снаружи. Металлография свидетельствует об овладении навыками кузнечной сварки и цементации. Развивалась и цветная металлургия.

В рамках латенской культуры нет обособленного изобразительного искусства, нет высокоразвитой архитектуры, но есть великолепное прикладное искусство и монументальная скульптура. Формируется особый, латенский стиль, возникший на базе позднегальштатских традиций и под влиянием греческих и этрускских мотивов. Для этого стиля свойствен тонко разработанный орнамент с растительными, зооморфными, антропоморфными и геометрическими мотивами.

Орнаментальные приемы в технологическом отношении различны - это и рельеф, и гравировка по металлу, и инкрустация кораллами и эмалью (темно-красная латенская эмаль покрывает многие изделия из металла).

Замечательна латенская скульптура - как монументальная каменная, так и менее масштабная металлическая. Это полнофигурные и головные портреты героев, антропоморфных и антропозооморфных божеств, а также животных - реальных и фантастических.

Религиозные представления создателей латенской культуры реконструируются как по античным письменным данным, так и по результатам раскопок. Археологические свидетельства связаны прежде всего с исследованиями святилищ, представляющих собой деревянные, реже каменные храмы на возвышениях, квадратные, круглые или многоугольные в плане, с идолами посередине. Известны и священные места, огражденные оградой, забором, рвом, отмеченные деревом или столбом и маркируемые множеством дарственных предметов. О человеческих жертвоприношениях свидетельствуют стелы с изображением мертвых мужских голов. Известны ниши с человеческими черепами в стенах храмов - это соответствует свидетельствам Цезаря о массовых жертвоприношениях и данным Страбона о культе мертвой головы у кельтов.

Пантеон кельтов - основных создателей латенской культуры - реконструируется в основном по данным Цезаря, но все же представлен и в археологических материалах. Так, с упомянутым в письменных источниках Цернунносом - богом изобилия - исследователи отождествляют мужское божество с оленьими рогами на культовом кельтском котелке из Гундеструпа (Ютландия). Изображения бога с колесом (или с молнией) связывают с Тараннисом, соответствующим римскому Юпитеру. Кроме того, археологически прослежены хтонический культ богини-матери и культ Эпоны - богини лошадей. Известно более 30 каменных статуй некоего мужского божества, сидящего "в позе Будды", а также статуи двуглавого бога.

О солярном культе свидетельствует множество соответствующих символов, таких как круги, колеса, спирали и др. Возможно, с пережитками тотемизма следует связывать необыкновенную популярность у кельтов кабана (вепря), отображенного в скульптуре, в монетных изображениях, в качестве клейм на клинках мечей, а также в погребальном ритуале (практика помещения целых туш и их частей, а также ожерелий из кабаньих зубов в могилы; наличие специальных, обособленных захоронений кабанов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: