Автор – повествователь – рассказчик

Автор биографический,автор-творец и автор во внутритекстовом воплощении.Различные формы присутствия автора в тексте.

Проявление авторской субъективности в рамочных компонентах текста (заглавие, эпиграф, начало и концовка, посвящение, авторские примечания и т.п.). Текст и метатекст.

Формы присутствия автора в тексте в произведениях различных родов.

Текст и произведение. Читатель и «мир героев» (художественное время и пространство, события и т.п.). Читатель и субъекты изображения и рассказывания (повествователь, рассказчик, образ автора).

Повествовательная структура произведения. Нарратология как наука о повествовательных структурах произведения. Концепция «точки зрения» Б.А.Успенского. «Событие рассказывания». Субъект речи и носитель точки зрения.

Повествователь и рассказчик, их функции в произведении.

Тема 4 (2 часа). Содержание и форма художественного произведения.

Тема, проблема и идея.

Литературное произведение как целостное единство. Содержание и форма в литературе. Категория содержания художественного произведения. Проблема единства содержания и формы. Понятие о «содержательной форме».

Тема как литературоведческая категория. Различие между жизненным материалом (объектом изображения) и темой художественного произведения. Тема главная и частные. Темы вечные и конкретно-исторические.

Тема как проблема (явление, предмет, отобранный, осознанный и художественными средствами изображенный). Тема как проблема, поставленная автором в произведении (комплекс вопросов). Проблематика произведения. Особые познавательно-проблемные возможности литературы.

Идея произведения. Идея и пафос.

Тема 5 (2 часа). Композиция литературного произведения

Композиция литературного произведения, ее обусловленность реальными закономерностями изображаемой в произведении действительности, идейно-эстетическим замыслом писателя, жанром и т.п.

Основные аспекты композиции. Композиция текстуальная и предметная (образная).

Текстуальная композиция. Рамочные компоненты текста (заглавие, эпиграф и т.п.).

Композиционные приемы. Композиция образной системы.

Система образов-персонажей художественного произведения. Образы главные, второстепенные и эпизодические, их функции в тексте. Композиция отдельных образов художественного произведения (авторские характеристики, взаимохарактеристики и т.п.).

Композиция сюжета и композиция внесюжетных элементов (портрет, пейзаж, интерьер и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: