Анализ предложенных преподавателем отрывков из художественных произведений потребует хорошего знания определенных теоретико-литературных понятий (тропов и фигур поэтической речи).
Работа над фрагментом текста должна протекать следующим образом:
1) выделение определенных тропов или фигур;
2) поиск ответа на вопрос, какую смысловую нагрузку несет в тексте или иное изобразительное средство, в какой мере оно «участвует» в создании конкретного образа (какие представления создает, какие ассоциации вызывает и т.п.). Другими словами, надо попытаться понять замысел автора произведения, который использовал то или иное средство образной выразительности;
3) письменное оформление ответов.
Выполняя задание,необходимо ограничиться рассмотрением основных изобразительных средств; связный целостный анализ фрагмента произведения делать не нужно.
Практические занятия № 7, 8
Определение стихотворных размеров производится следующим образом:
1.В стихотворных строках (их должно быть не менее двух, в противном случае из-за наличия пиррихиев и спондеев, можно допустить ошибку) расставляются ударения:
И ск у́́ чно, и гр у́ стно, и н е́ кому р у̀́ ку под а́ ть
В мин у́ ты душ е́ вной невзг о́ ды… (М.Ю. Лермонтов «Дума»)
Вспомогательные слова (в данном случае – союзы И) обычно остаются безударными.
2.Составляется схема, в которой все ударные слоги обозначаются знаком –, безударные – знаком ⌣.
В данном случае получится следующая схема:
⌣ – ⌣ ⌣ – ⌣ ⌣ – ⌣ ⌣ – ⌣ ⌣ –
⌣ – ⌣ ⌣ – ⌣ ⌣ – ⌣
3.В схеме выделяются сходные группы слогов – стопы, зная которые можно определить размер:
/ ⌣ – ⌣ / ⌣ – ⌣/ ⌣ – ⌣ /⌣ – ⌣ /⌣ –
/⌣ – ⌣/ ⌣ – ⌣/ ⌣ – ⌣/
Таким образом, становится очевидным, что Лермонтов написал стихотворение амфибрахием.
Выполняя задание, надо сделать только стиховедческий анализ (определить стихотворный размер, взяв для анализа 4 – 6 строк каждого из указанных стихотворений); целостный анализ текста не требуется.