Особенности предмета литературы

1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном виде, как в жизни. Писатель изображает и внешний облик человека, и его внутреннюю жизнь, и его отношения с другими людьми.

2. Общедоступность. То, что изображается в человеке, доступно каждому. К какой бы сфере деятельности ни относился герой, писательне может углубляться в сложные профессиональные или другие проблемы, араскрываетчеловеческое в нем - поступки, мысли, переживания.

3. Социальная значимость. То, что изображается в человеке, должно представлять общественный интерес. В образах героев решаются важныесоциальные, моральные или нравственно-этические проблемы.

4. Предмет литературы вотличие от живописи или скульптуры не виден,он воспринимается с помощью воображения. Читатель на основепрочитанного дорисовывает изображенный персонаж и выступает как быв качестве соавтора что создаст особую эмоциональную близость между читателем и персонажем.

Воспитательная функция. Человек является не только предметом, но и целью литературы. Литература призвана формировать нравственный облик человека в свете общечеловеческих идеалов. О воспитательном значении литературы говорили многие выдающиеся писатели и мыслители. Назначение литературы, по мысли римского поэта Горация, - развлекая, поучать. Гегель писал: «Литература была самой универсальной и всеобщей наставницей рода человеческого и еще продолжает быть ею» [2, с. 331]. Крылатыми стали слова Н.Чернышевского: «Литература - учебник жизни». Развивая эту мысль, он писал: «Поэты - руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения,... мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее» [3, с. 313].

Воспитательная функция проявляется в двух сферах: политико-идеологической и нравственно-этической.

Писатели, как правило, являются активными участниками политической жизни в своих странах, поэтому воплощают в своем творчестве определенные политические идеалы с целью оказать влияние на идеологию читателей. Критика самодержавия и крепостничества была одной из магистральных тем русской литературы XIX века. В конце XX века важное место заняла критика тоталитарной системы («Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына и др.).

Передовая, прогрессивная литература ориентирует читателей на общечеловеческие нравственные ценности - правду, доброту, честность, уважение к человеку, трудолюбие. Вечная ее тема борьбы добра со злом решается в пользу добра.

Эстетическая функция. Литература воздействует не только на разум, но и на эстетическое чувство читателя, доставляя ему эстетическое наслаждение. Эстетическое чувство - это чувство прекрасного, присущая человеку и отличающая его от животного потребность в красоте. Человек творит по законам красоты и воспринимает окружающий мир осознанно или неосознанно сквозь призму прекрасного. В окружающем мире, в том числе в литературе и искусстве, на эстетическое чувство воздействует то, что содержит прекрасное. А прекрасное - это то, что представляется человеку идеальным. Следует отметить, что прекрасное в жизни и прекрасное в искусстве - не одно и то же. Прекрасное в жизни определяется нравственными критериями, а в искусстве и литературе - правдой изображения. Собакевич в жизни - уродливое явление, а образ Собакевича в «Мертвых душах» Н.Гоголя доставляет эстетическое наслаждение глубокой правдой изображения характера.

В связи с тем, что эстетическому значению литературы в школе уделяется недостаточное внимание, остановимся на этом вопросе более подробно. Эстетическое чувство есть у каждого человека, однако развито оно по-разному. Какие же факторы определяю его развитие?

1. Социальное бытие. Классический пример приводит Н.Чернышевский: идеал женщины для крестьянина и для барина совершенно различен. Идеальная женщина для крестьянина – физически крепкая, дородная, способная, по слонам поэта, коня на скаку остановим» и в горящую избу войти. Она должна трудиться наравне с мужем, рожать детей и побольше, так как дети вырастают и становятся помощниками родителей в их нелегком труде. Для барина идеальная женщина нежная, утонченная, благовоспитанная.

2. Уровень образованности и культуры. Эстетическое чувство заложено в самой природе человека, однако оно формируется и развивается под влиянием различных факторов, к числу которых относится приобщение к образованию и культуре. Чем образованнее человек, тем развитее его эстетическое чувство, тем больше явлений действительности входят в сферу его эстетического восприятия. Так. симфоническая музыка, оперное и балетное искусство требуют определенной подготовки, знания специфических особенностей каждого m них.

3. Индивидуальные особенности личности. В эстетическом восприятии человека есть то, что определяется его психо-физиологическими особенностями. Не зря издавна существует пословица: «На вкус и цвет товарищей нет». Одному человеку может нравиться мажорная музыка, другому - минорная, одному поэзия Пушкина, другому - Лермонтова, -все это никакими объективными причинами объяснить невозможно.

4. Национальные традиции. У каждого народа есть сложившиеся в течение веков устойчивые представления о прекрасном в обрядах, одежде, песнях, музыке, танцах, этикете и многом другом.

5. Мода. большое влияние на эстетическое чувство оказывает мода –совокупность вкусов, господствующих в определенной среде и в определенное время. Она проявляется преимущественно в одежде и туалете, однако в какой-то мере подвержены ей искусство и литература. Модными бывают определенные жанры, темы, образы.

Итак, на формирование эстетического чувства влияют многие факторы. Представление человека о прекрасном не является неизменным: в процессе жизни оно развивается и корректируется. Приобщение к искусству способствует духовному развитию личности, развитию эстетического чувства.

Как уже было сказано, на эстетическое чувство воздействуют те явления искусства и жизни, в которых воплощено прекрасное. Прекрасное - одна из важнейших категорий теории искусства и литературы, которая в течение веков по-разному истолковывалась мыслителями. Можно сказать, что сущность прекрасного как совершенного и идеального признавали вес, однако в понимании его природы обнаружились две противоположные точки зрения. Одни видели источник прекрасного в реальной действительности, а другие - в сознании. Другими словами, первые считали, что прекрасное существует в реальном мире независимо от восприятия его человеком, а вторые полагали, что оно продукт сознания человека, который, воспринимая предметы реальной действительности, переносит на них свой внутренний мир. Вопрос об объективной или субъективной природе прекрасного до сих нор дискутируется теоретиками искусства. Подлинно научное понимание его сводится к тому, что прекрасное представляет собой единство объективного и субъективного. Источником субъективного эстетического переживания являются объективно существующие свойства предметов и явлений внешнего мира. Человеку присуще представление о красоте, которую открывает он в явлениях, обладающих эстетической значимостью. На основании изложенного прекрасное можно определить так: прекрасное - это явления жизни, воспринимаемые нами как идеальные. По словам Гегеля, - это «то всеобщее, которое мы представляем и которое мы желаем». Эстетическое наслаждение в литературе могут вызывать впечатляющие своей правдой характеры героев, яркие картины природы, емкие по смыслу и выразительные по форме стихи и все то, что находит отклик в душе читателя.

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Человек является предметом не только литературы, но и предметом других видов искусства. В течение веков периодически вспыхивали споры о том, какой вид искусства важнее. Леонардо да Винчи отдавал предпочтение живописи; просветители XVIII века - театру; Лессинг, Гегель, Белинский литературе; некоторые современные теоретики - кино и телевидению. В связи с этим необходимо сопоставить литературу с другими видами искусства, чтобы убедиться в возможностях изображения человека каждым из них.

Архитектура способна передать только общие устремления людей, отдельная личность ей недоступна. Архитектурный стиль отражает наиболее общие основы духовного бытия общества в определенную историческую эпоху.

Скульптура изображает внешний облик человека, способна раскрыть некоторые черты его внутреннего мира, однако передает наиболее общие, преимущественно гражданские черты личности. Так, даже неискушенный зритель, рассматривая памятник Т.Г. Шевченко на Монастырском острове в Днепропетровске по выражению лица, позе, одежде и другим деталям внешности может определить, что Шевченко - человек из народа, по характеру - борец, что идеалы его жизни близки новой эпохе. Вместе с тем конкретных реалий жизни узнать из скульптуры нельзя.

Живопись изображает живой облик человека, cпособна глубже, чем скульптура, проникать в его внутренний мир. Однако она фиксирует только один момент жизни человека. В этом недостатке живописи кроется и ее достоинство: художник как бы останавливает прекрасное мгновение жизни, позволяет повторно насладиться им. «...то, что в области природы быстро проходит, - писал Гегель, - искусством закрепляется в нечто пребывающее: быстро исчезающую улыбку, внезапно появившуюся, хитрую, шаловливую складку губ, взгляд, мимолетный луч света».

Музыка глубоко раскрывает внутреннее состояние человека, передает его тончайшие переживания, однако, по словам Белинского, много говоря сердцу, она мало говорит уму. «Музыка гот же язык, но выражающий то, что сознание еще не одолело», – так охарактеризовал ее Ф. Достоевский.

Театр создает иллюзию реальной жизни: в нем действуют реальные люди, которые в словах и поступках раскрывают себя и характерные явления жизни. Зрителю нет необходимости напрягать свою фантазию, так как все происходит как бы в натуральном виде Доступность – важнейшее достоинство театра. Слабая сторона театра как искусства – недостаток средств раскрытия внутреннего мира человека. В нем отсутствует автор – всезнающий комментатор происходящего в душах героев. Чтобы восполнить этот недостаток, иногда авторы пьес прибегают к искусственным приемам: «голосу из-за кадра», «репликам в сторону» и др.

Литература, по мнению В.Белинского, является высшим родом искусства, потому что она воплощает достоинства всех других видов искусства. Она имеет неограниченные возможности изображения жизни во времени и пространстве, а также глубоко проникать dо внутренний мир человека. Важнейшее ее достоинство – изображение жизни человека в движении и в сложной взаимосвязи его с окружающим миром.

Кино сравнительно новый вид искусства, изображающий жизнь с помощью сложной видео- и аудиотехники. Оно как бы вобрало достоинства живописи, театра и важнейшее качество литературы показывать жизнь в развитии. Некоторые теоретики переоценивают преимущество кино над литературой и делают вывод, что кино се заменит. Однако кино как вид искусства имеет свои достоинства и свои недостатки. Так же, как театр, кино ощущает недостаток средств раскрытия внутреннего мира героев. Не случайно оно с самого начала взяло себе в союзники музыку, отличающуюся способностью раскрывать внутреннее состояние человека. Во-вторых, кино уступает литературе в полноте изображения жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить экранизации известных литературных произведений. В-третьих, литература является основой киноискусства.

Таким образом, нет никаких оснований для пессимистических выводов о судьбе художественной литературы. Пока существует слово, до тех пор будет существовать и искусство слова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: