Санкт-петербург. 1841 (1842)

<...>

<...> Что же разумел грек под «трагическим»? — Не печальную судьбу человека вследствие противоречащих условий жизни или вследствие случайности. Человек, попавшийся навстречу дикому зве­рю и растерзанный им, не мог быть героем греческой трагедии. Траги­ческое греков заключалось или в борьбе долга с влечением сердца, воли со страстями, или в борьбе разумного, движительного начала с общественным мнением; результатом борьбы всегда была гибель ге­роя, которою он, в случае победы, запечатлевал торжество божест­венной идеи над массами и которою, в случае падения героя, божест­венная истина запечатлевала свое торжество над ограниченностью человеческой личности. В обоих случаях источник борьбы был внут­ренний и заключался в духовной натуре героя трагедии, которым мог быть только великий человек, созданный действовать на арене исто­рии, предназначенный осуществить собою какое-либо нравственное начало, быть представителем какой-либо идеи. Так в «Антигоне» Со­фокла героями являются: Антигона как поборница закона родствен­ности, великодушно жертвующая своею жизнию для выполнения того, что она считала своим долгом, и невыполнение чего унизило бы ее в собственных глазах и было бы ей горше смерти, — и Креон как представитель непреложной власти закона в гражданском обществе. И потому вся трагедия эта есть не что иное, как трагическая сшибка Двух равно разумных и великих, но на этот раз враждебных начал. ■Люди погибли, подобно воинам, храбро сражавшимся за правое дело: сердце наше скорбит о их гибели; но, благословляя падших, мы уже не клянем судьбы, ибо видим в гибели героев не случайность, но добро­вольное самопожертвование. Антигона могла бы легко спастись от гибели, оставив свое великодушное намерение похоронить убитого брата, но тогда она не была бы великою женщиною, не была бы герои­нею, и не было бы трагедии. Вот почему трагедия есть высший род по­эзии; вот почему так возвышает нашу душу ее окровавленный кинжал, ее устланный трупами благороднейших жертв помост... Герой есть высочайшее и благороднейшее явление духа мировой жизни; его лич­ность есть апофеоза человечества, которое воздвигает ему великовеч- ные памятники из мрамора и меди, как бы поклоняясь себе в этих ги­гантских образах; герой возбуждает все удивление, весь восторг, всю любовь человечества; образ его поддерживает в человечестве возвы­шенную веру в великое, истинное и доблестное жизни, во мраке еже- дневности и случайности поддерживает вечный свет разума... Но по­чему же герой есть — герой? что делает человека героем? — Неиз­менная возможность трагической гибели, этот пафос к идее, прости­рающийся до веледушной готовности смертию запечатлеть ее торжество, принести ей в жертву то, что дается на земле только раз и никогда не возвращается, и чего, следовательно, нет драгоцен­нее — жизнь, и иногда жизнь во цвете, в поре надежд, в виду милого, ласкающего призрака счастия... <...> <...>

В.Г Белинский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: